[<10>] ====== Толкования на Рим. 8:29 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Ихже бо предуведе, тех и предустави сообразных быти образу Сына Своего, яко быти Ему первородну во многих братиях** См. Толкование на [[new:rim:08:28#svt_ioann_zlatoust|Рим. 8:28]] ===== Свт. Григорий Нисский ===== **Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями** Богоборцы говорят, что Единородный Бог, Создатель всего, является произведением и творением Бога, и потому определяют, что Его следует называть «первородным всей твари», поскольку Он является братом твари, который предшествует ей по одному только преимуществу во времени рождения. Они сравнивают Его с Рувимом, стоящим впереди своих братьев не по естеству, а по времени рождения (см. [[old:gen:29:32|Быт. 29:32;]] [[old:gen:49:03|49:3-4]]). Им прежде всего должно сказать следующее: невозможно веровать, что Он есть и //Единородный//, и //первородный//. //**О христианском совершенстве.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями** Хотя много, говорит он, призванных по предустановлению, однако не все избранные, но только эти, удостоившиеся чести, о ком предузнано Богом, что они будут **подобными образу Сына Его**. А что понимать под образом Сына Его, поясняет опять-таки сам Павел, говоря: //И как мы носили образ перстного, будем носить и образ Небесного// [[new:1kor:15:49|(1 Кор. 15:49)]]. Ведь те, которые пренебрегли плотскими вожделениями, они и стали подражателями образа Христа, то есть жительства в освящении и жизни. Ибо как образом перстного, то есть Адама, мы называем жизнь в преслушании и грехах, так и образом небесного, то есть Христа, — освящение, праведность и послушание. Итак, о ком предузнано, что они в своё время будут уподобляться и подражать жизни Христа, насколько это, конечно, вмещает человеческая природа, те и призваны. //** Из катен **// ---- Если Он, будучи Единородным, стал первенцем среди многих братьев и остается Единородным, то что удивительного, если Он, пострадав плотью по-человечески, по-божески, тем не менее, мыслится бесстрастным? //**Послания.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Ихже бо предуведе, тех и предустави сообразных быти образу Сына Своего, яко быти Ему первородну во многих братиях** В 29-м и 30-м стихах Апостол изображает промыслительные предначертания и действия Божии относительно спасаемых. В 29-м стихе — предначертание, — предуведение и предуставление; а в 30-м — действия во исполнение того предначертания, — призвание, оправдание, прославление. Предопределение есть непостижимое действие предвечного Бога; но оно явно требуется гармониею Божеских свойств и совершенств. //Разумна от века суть Богови вся дела Его// [[new:act:15:18|(Деян. 15, 18)]]. Если же вся весть Бог (см.: [[new:1in:03:20|1 Ин. 3, 20]]), то Он ведает и начало, и продолжение, и конец всего сущего и бывающего, — ведает и последнее свое определение участи каждого, как и всего человеческого рода, — ведает, кого коснется Его последнее: //приидите//, — и кого коснется: //отъидите//. А как ведает, так и определяет тому быть. Но как, ведая наперед, Он предведает, так и, определяя наперед, предопределяет. И поелику ведение или предведение Божие отнюдь истинно и верно, то и определение Его неизменно. Но, касаясь свободных тварей, оно не стесняет их свободы и не делает их невольными исполнителями своих определений. Свободные действия Бог предвидит, как свободные, видит все течение свободного лица и общий итог всех его деяний. И, видя то, определяет, как бы то было уже совершившимся. Ибо не просто предопределяет, но предопределяет, предуведав (см.: блаженный Феодорит). Мы определяем человека, что хорош или худ, видя дела его, пред нами им наделанные. И Бог предопределяет по делам же, — но делам предвиденным, так, как бы они уже были сделаны. Не действия свободных лиц суть следствие предопределения, а само предопределение — следствие свободных дел. Так предуведал Бог и всех, которые истинно уверуют в Господа, вняв призванию чрез благовестие Евангелия, и последуют за Ним верным исполнением заповедей Его, и, освятившись благодатию, станут святы. И в силу сего предведения предопределил им быть такими и соответственную тому восприять часть в вечности. Предопределение Божие обнимает и временное и вечное. Апостол указывает, к чему предопределены предуведенные, именно — к тому, чтоб им **сообразным быти образу Сына Его**. Но сие сообразие приемлется и усвояется здесь, а завершается в вечности. Здесь верующие и решающиеся последовать Господу облекаются во Христа, Сына Божия, воплощенного в святом Таинстве Крещения, и, прияв дар Духа Святого в Миропомазании, преобразуются потом во всем своем естестве, взаимодействием свободы и благодати, в образ Христа Господа. Облачение во Христа в крещении полагает норму для будущего преображения, как бы семя, из которого потом развивается новый человек — христоподобный. Но все сие здесь сокрыто, въявь же приидет в будущем. В полной силе явятся подобными Христу Господу истинные христиане, когда Он приидет, теперь же еще не у явися, что они будут (см.: [[new:1in:03:02|1 Ин. 3, 2]]). «Видишь ли высоту чести? — взывает святой Златоуст; чем был Единородный по естеству, тем они стали по благодати». «Ибо и сами сделались сынами Божиими» (блаженный Феофилакт). Так перстные делаются такими же, //яков Небесный// (ср.: [[new:1kor:15:48|1 Кор. 15, 48]]) (см.: Кирилл у Экумения). Слову: //образ//, — в словах: **сообразных быти образу Сына Его**, — можно не доискиваться особого значения, видя в нем одно усиление преобразования верующих во Христа, или полнейшее их с Ним сообразие; но блаженный Феодорит усматривает здесь такой оттенок мысли: «как верующие сообразны образу Сына Божия, сие Апостол яснее изложил в Послании к Филиппийцам. Ибо, сказав: //житие наше на небесех есть, отонудуже и Спасителя ждем Господа Иисуса Христа//, — присовокупил: //Иже преобразит тело смирения нашего, яко быти сему сообразну телу славы Его// (ср.: [[new:fil:03:21|Флп. 3, 20 — 21]]). А тело наше, конечно, сообразно будет не Божеству Его, но телу славы Его». **Яко быти Ему первородну во многих братиях**. Указывая на родство с Господом Спасителем, слова сии окрыляют надежду, утверждая некую необходимость получения чаемого. Где Сын Божий воплотившийся, Спаситель наш, там необходимо быть и тем, кои соделались сообразными Ему. Он одесную Бога: там окрест Его, под Ним, яко главою, — или братом первородным, соберутся и все сообразные Ему, братия Его. Не затем Он воплотился и восставил в Себе естество человеческое, чтобы оставаться единичным, но чтобы собрать к Себе всех, в коих восстановится сие естество, по образу Его и силою Его. Он — начаток, первородный; за Ним и все верующие, перерождающиеся по образу Его. «Первородный Он между многими братиями по домостроительству; ибо по Божеству Он есть Единородный. Он, восприяв плоть, соединил ее всю и всецело со всем естеством Своим; стал начатком нашим, освятив в Себе осужденное наше естество, и потому достойно есть первородный, а мы именуемся братиями Его» (блаженный Феофилакт). «Первороден Он в рождении без греха; первороден — из мертвых; первороден, по победе над смертью, восшедши на небеса. Итак, Он первородным нам братом именуется, яко благоволивший родитися человеком; но в то же время Он есть и Господь наш, яко Бог» (Амвросиаст). «Апостолу показалось недостаточным сказать: //сообразных//; но он присовокупил еще: **яко быти Ему первородну**. И, тем не ограничиваясь, после сих слов прибавляет еще: //во многих братиях//. Всячески хочет показать явное родство. Впрочем, все сие должно разуметь о Сыне Божием относительно к Его воплощению, потому что по Божеству Он есть Единородный. Видишь ли, сколько сообщено нам благодатных даров? Итак, не сомневайся в будущих дарах» (святой Златоуст). Сими двумя действиями — предведением и предопределением, сходящимися воедино, исчерпывается предвечное предначертание Божие о спасаемых. Теперь Апостол укажет, как приводится Самим же Богом сие предначертание в исполнение. //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями** **Потому что коих предузнал**, то есть с того дня, как дал им обетование,** и призвал (предопределил)** тех** сообразными** становиться** Сыну Своему**, поелику Он - Сын и мы сыны. **Дабы**, говорит,** был Он первородным между многими братьями**. //**Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.**// ===== Прп. Анастасий Синаит ===== **Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями** Например, [Бог] предузнал неспособность к покаянию фараона и //«ожесточил сердце его»// [[old:ish:14:08|(Исх. 14:8)]], так что он стал преследовать Израиля и был потоплен в море; также [Бог] предузнал прямоту Иеремии и от чрева матери предопределил ему быть пророком, освятив его (см. [[old:ier:01:05|Иер. 1:5]]); еще Он предузнал нечестивость содомитов и предопределил их быть сосудами бесчестия, [предназначенными] для сожжения; наконец, Он предузнал покаяние [апостола] Павла и предопределил ему быть //«избранным сосудом»// [[new:act:09:15|(Деян. 9:15)]]. **//Вопросы и ответы.//** ===== Блж. Августин ===== **Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями** Не все, кто зван, призваны по замыслу Божию, ибо замысел этот относится к предзнанию и предназначению Бога. Бог не предназначил никого, о ком Он прежде не знал бы, что тот поверит и последует за призывом Его. Вот таких Он и называет избранными. Ибо многие не приходят, хотя они и званы, но никто не приходит, не будучи зван. Когда Павел говорит: **Дабы Он был первородным между многими братиями**, то ясно показывает, что следует по-разному понимать единородство и первородство Господа нашего. Ибо где говорится о Его единородстве, там нет у Него братьев и там Он по естеству - Сын Божий, Слово, Которое //в начале// и через Которое //все начало быть// (см. [[new:in:01:01|Ин. 1:1-3]]). Но через Его вочеловечение, согласно которому и мы, не будучи по природе сынами, позваны были в усыновление, Он зовется //«первородным среди многих братиев»// [[new:kol:01:18|(см. Кол. 1:18)]]. Ибо когда говорится, что Он первый, то не единственный, но за Ним последует братья в том, что Он уже осуществил. И в другом месте Павел называет Его «первородным среди умерших», чтобы первенство оставалось за Ним. Воскресения умерших, дабы уже не умирали, до Него не было, а после Него следует воскресение многих святых, которых Он без промедления называет братиями, ибо Он разделяет с ними человечность. //**Некоторые темы из Послания к Римлянам.**// ---- Некоторые понимают слова: //доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова// [[new:ef:04:13|(Еф. 4:13)]] и: быть подобными образу Сына Своего, таким образом, что женщины воскреснут уже не женщинами, а мужчинами, поскольку Бог только мужчину сотворил из глины, женщину же от мужчины. Мне же представляется более мудрым, когда не сомневаются, что воскреснут оба пола. //**О граде Божием.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями** Бог не просто предопределил, но предопределил, предведая. Апостол же, излагая все с точностью, не сказал: «подобными Сыну Его», но: **подобными образу Сына** Его... Ибо наше тело будет подобно не Божеству Его, но телу славы Его. Ведь Первенцем Он именуется как человек, потому что как Бог Он - Единородный. Ибо как Бог Он не имеет братьев, а как человек называет братьями уверовавших (см. [[new:evr:02:05|Евр. 2:5-18]]). //**Толкования на послания святого Павла.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями** Бог наперед знает достойных звания, потом предопределяет. Итак, сначала предведение, потом предопределение. Под предопределением же разумей неизменную благую волю Бога. Так Он наперед знал, что Павел достоин евангельского звания, и таким образом предопределил, то есть неизменно определил, и потому положил призвать его. О ком Он наперед знает, что достойны звания, тех делает подобными образу Сына Своего. Чем был Единородный по естеству, тем они стали по благодати, сделавшись и сами сынами Божиими. А первородный Он между многими братьями по домостроительству, ибо по Божественности Он есть Единородный. Он, восприняв плоть, соединил ее всю и всецело со всем естеством Своим, стал начатком нашим, освятив в Себе осужденное наше естество, и потому достойно есть первородный, а мы именуемся братиями Его. //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Ориген ===== **Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями** Не оставим без внимания и слова **предузнал и предопределил**. Ибо я думаю, что как он говорит не обо всех, кто предопределен, так и не обо всех, кого Бог предузнал. Не следует считать, согласно обычному мнению толпы, что Бог предведает добро и зло, но мыслить в соответствии с обыкновением Святого Писания. Ибо изучающий Писания пусть посмотрит, найдет ли он в них утверждение, что Бог предузнал злых, так же, как в данном месте прямо сказано о добрых, что их **Он предузнал и предопределил быть сообразными образу Сына Своего**. Ибо если так - а никто порочный не может быть сообразным образу Сына Божия, - то ясно, что он говорит лишь о добрых. А о других говорится, что Бог не только не предузнает их, но даже и не знает (см. [[new:mf:07:23|Мф. 7:23;]] [[new:lk:13:27|Лк. 13:27]]). Тем, кто недостоин, чтобы их знал Бог, Спаситель говорит: //«Отойдите от меня, ибо Я никогда не знал вас, делатели беззакония»// [[new:lk:13:27|(Лк. 13:27)]]. Вот так и в данном месте, кого Он предузнал, тем и предопределил быть сообразными образу Сына Своего. Об остальных же не говорится, что их предузнают, не потому, что что-либо может утаиться от той Природы, которая есть повсюду и никогда не отсутствует, но так как все злое считается недостойным Его знания или же предузнавания. //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Севериан Габальский ===== **Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями** «По образу Сына» сказано вместо «Святого Духа» - ибо как Сын есть точный образ Отца, так и Дух - Сына. Посему все, кто, удостоившись Духа Святого, живут духовно, уподобляются Духу, Который есть образ Сына (см. [[new:2kor:03:16|2 Кор. 3:16-18;]] [[new:gal:04:06|Гал. 4:6]]). //**Фрагменты.**// ===== Амвросиаст ===== **Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями** Бог избрал получателями Своих наград тех, о ком заранее знал, что они поверят в Него. Те же, кто, как кажется, веруют, но неустойчивы в вере, не являются избранниками Бога, потому что те, кого Бог избрал, остаются с Ним... Верно назван **первородным** Тот, Кто прежде всякого творения не сотворен, а рожден, и Бог предназначил усыновить людей, следуя примеру Христа. Христос — первородный и в возрождении Духом, и в воскресении из мертвых, и в восхождении на небо. И потому первородный во всем зовется нашим Братом, ибо Он избрал родиться человеком, но Он и Господь наш, потому что Он Бог. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Констанций ===== **Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями** Итак, в соответствии с тем, что Он стал человеком, и в соответствии с благодатью, которая в Нем была, первородный Сын Божий заступается за нас: заступается не как Бог, но как Первосвященник... Здесь, сообразно тому, что Он стал человеком, и сообразно благодати и славе, которые пребывали в Нем, Сын Божий именуется первородным. Там же, где Он называется «Единородным» (см. [[new:in:01:14|Ин. 1:14]]), это указывает на Его божественность. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 29-30 **Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил** Апостол теперь разъясняет, на чем основано было изволение Божие о людях, и как он привел это изволение в осуществление. - **Предузнал**. Изволение Божие основано было на том, что Бог уже видел пред Собою христиан такими, какими они явились тогда еще, когда они не существовали. Он предвидел их веру, их любовь к Богу - все это для Него было как бы уже существующим [[new:rim:04:17|(Рим 4:17)]]. - **Предопределил**. Здесь предопределением называется то же, что раньше названо изволением (28 ст.). Конечно, здесь разумеется предопределение не абсолютное, а основанное на предуведении свойств предопределяемых личностей. - **Подобными образу Сына Своего**. Объяснение этой фразы Апостол дает в выражении 30-го стиха - прославил. Ясно из этого, что Апостол под образом //Сына Божия// разумел //славу//, какую получил Христос по совершении дела искупления, и которая для верующих будет состоять в усыновлении и избавлении их тела (ст. 23). - **Дабы Он был**... Окончательная и последняя цель, какую имел Бог, предопределяя верующих к славе, уподобляющейся славе Сына Его, состоит в том, чтобы в конце концов образовалась единая семья избранных, в которой Христос, как первородный Сын, занимал бы первое место - был бы Главою (ср. [[new:ef:01:10|Еф 1:10]]). - **Кого предопределил, тех и призвал**. Из этого ясно, что призвание есть первый момент в осуществлении Божественного предопределения. Оно не обращено ко всем, а только к избранным. Это призыв божественной благодати, действующей таинственно на сердце человека и располагающей человека к принятию божественного слова [[new:fil:01:06|(Флп. 1:6,]] [[new:fil:01:29|29)]]. Но, во всяком случае, этот призыв не может остаться тщетным: призываемые - это те, кто способен возлюбить Бога и последовать Его призыву, как то предузнано Богом. - **Оправдал**. Так как оправдание не может иметь места там, где нет веры, то ясно, что Апостол включил веру в понятие призвания. Бог призвал людей, и они уверовали. Вслед за этим совершилось их оправдание. Об освящении Апостол отдельно не говорит, очевидно, отождествляя его с оправданием. - **Прославил**. Если Христос уже прославлен, то, значит, непременно будут прославлены и верующие в Него. Поэтому Апостол говорит о прославлении их, как о факте уже совершившемся, подобно тому как пророки Ветхого Завета говорили о будущих событиях, как о прошедших. - Заметить нужно, что, хотя Апостол здесь все наше спасение - призвание, оправдание и прославление - приписывает одному Богу, однако он не отрицает необходимости участия в этом деле со стороны самих спасаемых. Так, напр., в послании к Ефесянам он указывает на то, что Бог предназначил нам исполнять добрые дела [[new:fil:02:10|(2:10).]] В послании к Филиппийцам он также говорит, что христиане сами должны совершать свое спасение [[new:fil:02:12|(2:12)]]. Здесь же он не упоминает о произволении человеческом потому, что целью его в настоящем случае было - выставить на вид самое твердое основание для уверенности нашей в будущем прославлении. А что могло быть тверже в этом отношении, как не предопределение Божие о спасаемых, выразившееся в их призвании и оправдании? См. также Толкование на [[new:rim:08:28#lopuxin_ap|Рим. 8:28]] [<10>]