[<10>] ====== Толкования на Рим. 9:2 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Яко скорбь ми есть велия и непрестающая болезнь сердцу моему** См. Толкование на [[new:rim:09:01#svt_ioann_zlatoust|Рим. 9:1]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Яко скорбь ми есть велия и непрестающая болезнь сердцу моему** «Состав сей речи не полон, надлежало бы дополнить: непрестающая у меня печаль по причине или отвержения, или неверия иудеев; но, наблюдая осторожность, Апостол не употребил сих речений, смысл же сказанного дает уразуметь из последующих слов» (блаженный Феодорит). «Болит так душою Апостол о роде своем по плоти того ради, что они неверием своим лишили себя сами вечного спасения во Христе Иисусе» (Амвросиаст). **Скорбь велия** — уже много выражает; но когда прибавил: **болезнь**, οδύνη, — слово, которое употребляется наиболее для означения боли рождающей, насколько усилил сие выражение? Назвав же эту боль непрестающею, и притом сердце его мучащею, указал в себе то, что редкая душа может носить и выносить. Святой Павел и о спасении всех людей болел. //Кто изнемогает, и не изнемогаю; кто соблазняется, и аз не разжизаюся// (ср.: [[new:2kor:11:29|2 Кор. 11, 29]]), говорил он, — и это среди бесчисленных нужд, лишений, бед и напастей. Но конечно, о роде своем не мог он не болеть сильнее, потому что тут к благодати прилагалось и естество. Святой Златоуст, изобразив в предыдущей Беседе в конце толкования 8-й главы любовь святого Павла вообще, настоящую Беседу в начале толкования 9-й главы начинает так: «не великим ли, не сверхъестественным ли казалось вам то, что говорил я в предыдущей Беседе о Павловой любви? Подлинно, все это и само в себе велико и превыше всякого слова! Но сказанное теперь (в начале 9-й главы) столько превосходит прежнее, сколько прежнее превосходит все, что можем сказать о себе. Я и сам не представлял, чтобы могло быть что-нибудь выше сказанного в прошлой Беседе; но оказывается, что читанное нам сего дня гораздо блистательнее всего прежнего. Сам Павел чувствовал и объявил в самом начале, что он намерен коснуться еще важнейшего, чему многие не поверят». //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему** См. Толкование на [[new:rim:09:01#prp_efrem_sirin|Рим. 9:1]] ===== Прп. Максим Исповедник ===== **что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему** //Отчего никто из святых не допускал [для себя] печали, и почему [тогда] о многих святых говорится, что они испытывали печаль, как, например, и Павел говорит: **Непрестанная для меня печаль** и так далее?// Тот, кто упражняется в деятельной [добродетели], печалится похвальной печалью, пока совесть поражает и ранит его по причине образов, [всплывающих] в его памяти. Тот же, кто достиг меры совершенства, оказывается выше и такой печали — ведь просвещенный посредством ведения, раскрыв умственную часть души неотделимо Богу по равной тождественности движения и обретя неизреченную радость в постоянном наслаждении божественной красотой, как может принять противоположную [этой радости] печаль? Когда же говорят, что святые печалятся, [то они печалятся] по подражанию их Владыке; говорится ведь о печали и радости применительно к Богу в отношении промысла: печали — о погибших, радости — о спасенных. Однако единое слово «печаль» допускает множество способов рассмотрения. То, что именуется печалью у святых — это милость, сострадание и изобилие радости богоподобного совершенства, хранимого внутри и промыслительно раздаваемого вовне. //**Вопросы и затруднения.**// ===== Блаж. Феодорит Кирский ===== **что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему** Это предложение неполное. Ибо должно было быть добавлено, что непрестанная скорбь - или из-за отвержения иудеев, или из-за их неверия. //**Толкования на послания святого Павла.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему** См. Толкование на [[new:rim:09:01#blazh_feofilakt_bolgarskij|Рим. 9:1]] ===== Амвросиаст ===== **что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему** Поскольку выше, как кажется, Павел говорил против иудеев, считавших, что они оправдываются законом, то теперь он показывает рвение свое и любовь к ним и говорит, что совесть его свидетельствует во Христе Иисусе и Духе Святом. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему** Апостол не говорит, о чем он так печалится, но это и без слов понятно. Очевидно, он скорбит об отвержении евреев от Царства Христова. См. также Толкование на [[new:rim:09:01#lopuxin_ap|Рим. 9:1]] [<10>]