[<10>] ====== Толкования на Рим. 9:7 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Ни зане суть семя Авраамле, вcи чада: но во Исааце, рече, наречется ти семя** См. Толкование на [[new:rim:09:01#svt_ioann_zlatoust|Рим. 9:1]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Ни зане суть семя Авраамле, вcи чада: но во Исааце, рече, наречется ти семя** Не потому только есть кто чадо Авраамово, что родился от него по плоти. Не все родившиеся от Авраама суть по тому самому и чада его, то есть чада Авраамовы истинные, соответствующие намерениям Божиим, или чада обетования, Божии чада (стих 8). И Измаил от Авраама, и после того дети Хеттуры (см.: [[old:gen:25:01|Быт. 25, 1, 4]]; [[old:1par:01:32|1 Пар. 1, 32 — 33]]) тоже Авраамовы были дети по плоти, но ни тот, ни эти не приняты в наследники обетования. Наследником его объявлен один Исаак: **во Исааце наречется тебе семя**, — то есть семя, достойное быть причастным благ обетования. Святой Златоуст говорит: «если выразумеешь, кто называется семенем Авраамовым, то увидишь, какому семени дано обетование, и узнаешь, что слово Божие не осталось без исполнения. Итак, скажи мне, кто называется семенем? Не я говорю, отвечает Апостол, но Ветхий Завет изъясняет сам себя, говоря так: //во Исааце наречется тебе семя// [[old:gen:21:12|(Быт. 21, 12)]]». Вот первый пример выделения из наследия обетования плотски рожденных от отца, приявшего обетование! Для цели Апостола — указать видимые примеры выделения из наследия — было бы достаточно сказанного; но как он имел при этом в мысли так поставить сии примеры, чтобы в них видно было отображение того, что совершалось в очию всех во Христе Иисусе в деле благовестил Евангелия, которое он теперь защищает; то не ограничивается одними приведенными словами, а дает истолкование всему тому событию такое, в котором нельзя не видеть указания на совершающееся о Христе Иисусе, которого и понять нельзя, не предполагая сего указания. Почему святой Златоуст говорит, что Апостол «в изъяснении своем настоящее (бывающее о Христе) связует с ветхозаветным». //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя** См. Толкование на [[new:rim:09:06#prp_efrem_sirin|Рим. 9:6]] ===== Блаж. Феодорит Кирский ===== **и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя** Когда естество отказало, Авраам оказался отцом по Божией щедрости. Говорит же Павел вот что: и Измаил был сыном Авраамовым, и к тому же первенцем (см. [[old:gen:16:15|Быт. 16:15-16]]). Почему же ты гордишься, иудей, как будто один зовешься семенем Авраамовым? Если же ты полагаешь, что он, как полураб, изгнан из родства, то ты ошибаешься. Ведь у божественного Писания в обычае вести родословие по отцу, а не по матери. И божественный апостол мог привести в пример сыновей Хеттуры и показать, что они родились от свободной, а семенем Авраамовым не называются. Легко ему было показать и то, что двенадцать сыновей Иакова родились от разных матерей, и что четверо из них - наполовину рабы, и что все они суть Израиль, и не понесли никакого ущерба из-за рабского состояния их матерей... Приведя слова, сказанные Богом Аврааму: **в Исааке наречется тебе семя**, Павел показывает, что даже род Авраама не весь был причастен этому благословению. Ведь из сыновей Исаака один получил благословение, а другому оно не досталось. //**Толкования на послания святого Павла.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 7-9 **Но сказано: в Исааке наречется тебе семя. То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя. А слово обетования таково: в это же время приду, и у Сарры будет сын** Не я, говорит, объясняю тебе, что такое истинно семя Авраама но Ветхий Завет, который говорит:// в Исааке наречется тебе семя// ([[old:gen:21:12|Быт. 21:12]]). Посему кто родился по примеру Исаака, то есть по обетованию, те поистине суть дети Авраама, а наипаче Божий. Ибо все совершалось словом Божиим. И Исаак родился не по закону и силе природы, но по силе обетования.// В это же время приду, и у Сарры будет сын// (ср. [[old:gen:18:10|Быт. 18:10]]). Итак, Исаак образован и рожден словом Божиим. Так и над нами, чадами Божиими, в купели водной, как бы во утробе, произносятся слова Божий, которые и образуют нас; потому что мы, крещаясь во имя Отца и Сына и Святого Духа, рождаемся. И как там Бог обещал рождение Исаака и потом исполнил оное: так и наше рождение обещал Он чрез пророков и потом привел оное в исполнение. Поэтому слова в Исааке наречется тебе семя следует понимать так: семя Авраама суть те, которые родились по примеру Исаакова рождения, то есть словом Божиим. Следовательно, слово Божие сбылось, но Бог даровал обетованное истинному семени, то есть верующим из язычников, сделавшихся чадами Божиими как и Исаак, потому что и они от обетования. Если же иудеи скажут, что слова **в Исааке наречется тебе семя** означают то, что родившиеся от Исаака причитаются в семя Авраама, то следует почитать и идумеев и всех происшедших от него, потому что праотец их Исав был сын Исаака. Но идумеи не только не называются сыновьями Авраама, но даже весьма чужды израильтянам и называются иноплеменниками. //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Амвросиаст ===== **и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя** Павел хочет, чтобы мы поняли, что не все достойны лишь постольку, поскольку они сыны Авраама. Достойны те, что являются сынами обетования, то есть те, о ком Бог предведал, что они примут обетование: и иудеи, и язычники... Авраам поверил и обрел за веру Исаака, потому что верил Богу (см. [[old:gen:21:02|Быт. 21:2;]] [[new:evr:11:11|Евр. 11:11]]). Так явлена была мистерия будущей веры: те станут братьями Исааку, кто будет иметь ту же веру, в которой Исаак был рожден, ибо Исаак рожден как прообраз Спасителя по обетованию. Так что верующий в то, что Христос Иисус был обетован Аврааму, есть сын Авраама и брат Исаака. Аврааму же было сказано, что все народы благословятся в семени его (см. [[old:gen:18:18|Быт. 18:18,]] [[old:gen:22:18|22:18]]). Это не случилось в Исааке, но в Том, Кто в Исааке обетован был Аврааму, - во Христе, в Котором благословенны все народы, если верят. Прочие же иудеи — сыны плоти, ибо лишаются обетования и не могут притязать на заслугу Авраама - они не следуют вере, которой прославился Авраам. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя** Правильнее этот стих нужно перевести так: //"и если они// (т. е. израильтяне) //суть "семя Авраама", то это не значит еще что они "чада"//. Это выражение //чада// (tekna) имеет здесь, несомненно, особенный смысл: оно значит //чад Божьих// (ср. [[new:rim:08:16|8:16]] и [[new:rim:04:11|4:11]]), т. е. наследников божественных обетований. За такое понимание говорит и следующий, 8-й стих (//дети Божии)//. - **В Исааке**... Только при взгляде на Исаака всякий скажет: "вот потомок Авраама!" Будут и другие потомки у Авраама через Измаила и других сыновей, - но они не будут всеми признаваться, как истинные его чада. См. Толкование на [[new:rim:09:06#lopuxin_ap|Рим. 9:6]] [<10>]