[<10>] ====== Толкования на Рим. 9:14 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Что убо речем? Еда неправда у Бога? Да не будет** См. Толкование на [[new:rim:09:11#svt_ioann_zlatoust|Рим. 9:11]] ===== Свт. Кесарий Арелатский ===== **Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак** Почему Бог наш по милосердию Своему не всех подхлестывает так, чтобы никому не позволить упорствовать против Себя? Следует объяснять это либо их неправедностью, заслуженно ведущей к их ожесточению, либо неисповедимостью судов Божиих, которые большей частью сокрыты, но никогда не бывают несправедливыми. //**Проповеди.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Что убо речем? Еда неправда у Бога? Да не будет** Судя по сему образцу установления Божеских определений об участии того или другого, можно ли говорить, что у Бога есть какая-либо неправда? Не буди то. Мы не видим, почему Бог постановляет то или другое определение, а Бог видит и если постановляет что, то постановляет потому, что иначе постановить было бы несправедливо. Потому нам, верующим в Бога, надлежит и все Его определения принимать с уверенностию, что они совершенно правы, и всецело предавать себя Его владычеству, не позволяя своему скудоумию судить дела Божии. «Апостол показывает здесь, что домостроительства Божии превышают человеческий помысел» (блаженный Феодорит). «Праведность решений Божиих относительно наших участей ускользает от ума нашего, но Судии всех точно и непогрешительно ведомо, что так, а не иначе надлежит определить. Веруй же, что хотя многое совершается по неведомым для нас причинам и иным кажется несообразным, но совершается всегда так, как всевидящее око видит и судит быть тому праведно» (Экумений). «После сего Апостол присовокупляет новую мысль, которая темнее предыдущей. Какую же?» (святой Златоуст). //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 14-15 **Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак. Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею** Итак, неужели дерзнем сказать, что **неправда у Бога? Никак. Ибо Моисею **Он так сказал:** пожалеть кого пожалею**. Но хотя это у вас прежде сделано, т.е. что избрал и отверг без дел, - и также вас возлюбил, а язычников возненавидел, между тем как вы своими злыми делами едва отличались от язычников, - однако ж, не новым чем-либо было то, что совершено у язычников. Прежде чем в ваших писаниях было начертано и обозначено вхождение язычников (в церковь Христову) в том - кого избрал и кого отверг от чрева без греха, и возлюбил, и возненавидел по произволению при Моисее, - отвержение ваше, которое определено было ради злодеяний ваших, совершалось уже в - бывшее без преступления - отвержение Исава и язычников. **Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.** ===== Блаж. Августин ===== **Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак** Что сказать о младенцах, принимающих, как уставлено для этого возраста, таинство благодати во Христе и через это, без сомнения, заслуживающих жизнь вечную и Царство Небесное, если бы вдруг они ушли из жизни (в то время как если бы они остались живы, некоторые из них стали бы отступниками)? Почему же так, если только они не включены в то предназначение, которое не предполагает раскаяние? Почему одни включены, а другие нет, может быть скрыто, но не может быть несправедливо. //**Послания.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак** Следовательно, Бог справедлив и по отношению к нам, язычникам, и по отношению к иудеям. //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак** **Неправда у Бога**, т. е. ужели Он предпочитает одного другому, не считаясь с заслугами и правами людей? - **Никак**. Бог не может быть обвиняем в несправедливости. Как на грешников, Он смотрит на всех людей, и те не могут предъявлять своих требований, высказывать какого-либо недовольства, видя, что их Бог не призывает. Одному Богу принадлежит выбор, и Он, конечно, по Своей премудрости и предведению, делает такой выбор. Ст. 14-29 **Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак. Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею. Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего. Ибо Писание говорит фараону: для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле. Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает. Ты скажешь мне: "за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?" А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: "зачем ты меня так сделал?" Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого? Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе, над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников? Как и у Осии говорит: не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную - возлюбленною. И на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога живаго. А Исаия провозглашает об Израиле: хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется; ибо дело оканчивает и скоро решит по правде, дело решительное совершит Господь на земле. И, как предсказал Исаия: если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом, и были бы подобны Гоморре** Апостол выяснил на примерах из истории патриархального времени, что избрание человека Богом зависит только от Самого Избирающего или Призывающего. Это могло показаться кому-нибудь несправедливым, и, чтобы разрешить такое сомнение, Апостол ссылается еще на слова Самого Бога, сказанные Моисею, и на слова Писания, об ожесточении Богом фараона. Таким образом, словами Писания он подтверждает свое учение о свободе Божией в деле избрания и, кроме того, находит основу для мысли, что Бог даже ожесточает людей по своей воле (14-18). На это опять могли возразить Апостолу следующее: "если все делает Сам Бог, то за что же Он будет судить людей"? Ведь они не виноваты в том, что не очутились в числе избранных. Апостол отвечает на это что опять-таки мы не можем упрекать Бога в несправедливом отношении к нам, потому что вообще мы не имеем никаких прав по отношению к Нему. Он имеет полное право поступать с Своими творениями, как Ему угодно! А потом, Бог вовсе не пользуется Своими неотъемлемыми правами во вред людям. Напротив, Он щадит их, хотя они, собственно говоря, давно уже созрели для погибели. Он ожидает их обращения, чтобы явить над ними богатство Своей милости. Даже и те, кто уже нашел милость Божию, кто спасен, должны думать о себе, как о сосудах непотребных, которые только по милости Божией стали сосудами милости. Ведь все люди подлежали гневу Божию - были ли они язычники, или же иудеи (19-24). И разве об этом не было известно и ранее? Давно уже было предсказано о призвании язычников и остатка или некоторого малого количества иудеев. При этом было указано, что и самый этот остаток иудеев спасется опять только по милости Божией (25-29). Таким образом, ясно, что Бог вообще справедливо поступал в деле призвания людей: они все должны бы быть отвергнуты, но Он этого не сделал, а многих призвал и прославил. [<10>]