[<10>] ====== Толкования на Рим. 9:18 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Темже убо егоже хощет, милует: а егоже хощет, ожесточает** См. Толкование на [[new:rim:09:11#svt_ioann_zlatoust|Рим. 9:11]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Темже убо егоже хощет, милует: а егоже хощет, ожесточает** Это вывод из всего сказанного, — не из последних только примеров: пощадения в пустыне, когда сказал: //помилую, — егоже аще помилую//, — и ожесточения фараона, — но и из первых: избрания Исаака и Иакова с отвержением Измаила и Исава. Слово: **ожесточает** — не так следует понимать, что Бог силою Своею производил ожесточение в сердце непокорных, подобно фараону, а так, что непокорные нравом под действием милостей Божиих сами, по своему злонравию, не умягчаются, а более и более ожесточаются в своем упорстве и непокоривости. Григорий Нисский пишет: «что ожесточен был египетский тиран, это не в том смысле надо понимать, будто Бог нарочно силою Своею влагал в душу его ожесточенное противление; но что так произошло потому, что произволение его, по склонности ко злу, не принимало слова, имевшего целию умягчить его ожесточение» (у Экумения). Василий Великий говорит: «ожесточил Бог фараона, долготерпением и отменением казней усиливая его злонравие, чтобы, когда возрастет до последней меры злоба его, праведным явился суд Божий над ним» (у Экумения). Блаженный Феофилакт пишет: «что значит: **ожесточает**? По-видимому это нелепо. Но о Боге говорится, что Он ожесточил грязное сердце фараона подобно тому, как солнце делает жесткою грязь. Каким же образом? Долготерпением, ибо Он делает его жестким, являя к нему долготерпение. Здесь случилось подобное тому, что бывает, когда кто, имея у себя порочного слугу, обращается с ним человеколюбиво. Чем человеколюбивее обращается таковой с ним, тем худшим делает его, не потому, будто сам научает его пороку, но потому, что слуга пользуется долготерпением его к увеличению своей порочности, потому что пренебрегает долготерпением его». Но как **милует** Бог тех, кои достойны милости, и хотя грешат, но каются или предвидимы бывают имеющими покаяться, так и ожесточает, надо разуметь, тех, которые недостойны и, когда погрешают против Бога, не только не каются, но еще более упорствуют против Него. Экумений пишет: «достойного милости Бог милует, а жестокосердого и непокорливого оставляет быть ожестелым. Ибо настоящее время не есть время окончательного суда, а произвольного подвига и жизни свободной. **Ожесточает** — стоит вместо: попускает оставаться ожестелым, уступая произволению». Или **ожесточает**, — по противоположности слову: **милует**, — можно заменить: не милует, отвергает, лишает благословения и наследия обетования. Из всех приведенных примеров и рассуждений видно, что Бог обетование Свое объявляет достойным и делает наследниками его тоже достойных; а недостойных не касается обетование; почему и наследниками его они не делаются. В этом прямое доказательство того, что хотя теперь многие очень иудеи и не вступили в наследие благ духовных, обетованных отцам их, но чрез это //не отпаде// обетование. Таков смысл обетования, что его наследовать могут только достойные; если есть не наследующие его, то, явно, потому, что они недостойны. Выражает же сие Апостол, возводя все к Богу: кого хочет, милует, кого хочет, не милует, — внушая, «что у Бога не должно требовать отчета» (блаженный Феофилакт). Он всегда прав, действуя по воле Своей, которая всегда и праведна, и блага. В настоящем случае недостойными они оказываются потому, что не веруют. Если б уверовали и были отчуждены, отпало бы обетование; но поелику отчуждаются по причине неверия, то обетование стоит, //не отпаде//. Неверовать никто их не принуждает, — сами не веруют. Сами потому виноваты, что отчуждаются от благ, обетованных в Избавителе. Пусть уверуют, и вступят в наследие их. Но из того, что они упорничают в неверии, не следует, что //отпаде// обетование. И пусть они не убаюкивают себя обетованием, а скорее возьмут во внимание страшный пример фараона, которого упорство довело до казни потопления в море, и поопасаются, не дожить бы и себе до чего подобного. //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает** Итак, из этих примеров очевидно было, что он пользуется властью Своею: **кого хочет, - милует, и кого хочет, - ожесточает**. //**Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.**// ===== Прп. Исаак Сирин ===== В рассуждении людей, которые исполнены страстей и входят в исследование о законах телесного и бестелесного, а потому не отличаются от больных, преподающих правила о сохранении здравия, одним из святых написано: "Блаженный Павел, когда узнал об учениках, которые пренебрегали заповедями и не препобедили страстей, но вожделевали блаженства в созерцании таин, возможном по очищении, сказал им: совлекитесь сперва ветхого человека страстей, и тогда вожделевайте облечься в человека нового, обновленного познанием таин в подобие Творцу, и не вожделевайте моего и прочих апостолов блаженства, действенно совершенного благодатию; потому что Бог **егоже хощет, милует: а егоже хощет, ожесточает**. Ибо кто противостанет лицу Его или воспротивится воле Его? Бог дарует иногда туне; иногда же требует дел и очищения, и потом уже посылает дар; а иногда и после дел и очищения не дает здесь, но хранит, чтобы даровать созерцание на своем месте". //**Слово 55.**// ===== Прп. Анастасий Синаит ===== **Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает** Итак, пусть никто из вас не говорит наподобие нечестивцев: «Кого Бог хочет, того спасает, а кого хочет, того губит», поскольку в таком случае он делает Бога несправедливым. Ведь если Он Сам погубляет грешника, то почему посылает его на наказание [в ад]? Более того, Бог будет представляться лицеприятным, как Тот, Кто одних спасает, а других губит [по Своему капризу]. Но ни в коем случае нельзя так мыслить! Ибо Бог даровал человеку свободное произволение и предложил ему «путь жизни» [[old:ier:21:08|(Иер. 21:8)]], так же как диавол предложил путь греха, а поэтому человек следует тем путем, каким он желает. Вследствие чего Бог праведникам дарует Царство Небесное как награду за их благое произволение, а грешникам [вечное] наказание [в аду] за их произволение. **//Вопросы и ответы.//** ===== Блаж. Августин ===== **Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает** Кого Бог милует, тому Он дает возможность творить добро; кого ожесточает, того оставляет в делании зла. Но такая милость - плод прежней заслуги веры, а жестокость - плод прежнего бесчестия, так что мы творим добро даром Божиим и делаем зло в наказание. Но свобода воли не отнимается у человека, будь ее выбор в том, чтобы поверить в Бога (дабы за этим милость была нам дарована), или в бесчестии, за которым следует наказание. //**Некоторые темы из Послания к Римлянам.**// ---- Почему Бог не учит всех людей, чтобы пришли ко Христу, как не потому, что всех, кого Он учит, Он учит из милости; всех же, кого не учит, - по суду? //**О предопределении святых.**// ---- Когда апостол говорит: **Кого хочет, милует, а кого хочет, ожесточает**, правильно и без сомнения понимайте, что человек, которому Бог позволяет совратиться и ожесточиться, заслужил это зло; а тот, кого Он милует, принимает эту милость от Бога, не воздающего злом за зло, но за зло добром. //**О благодати и свободной воле.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает** Выводит заключение и доказывает, что у Бога не должно требовать отчета. Бог кого хочет, милует, как поступил с израильтянами, слившими тельца, а кого хочет, ожесточает, как случилось с Фараоном. Что же значит **ожесточает**? Казалось бы, это нелепо. Но о Боге говорится, что Он сделал жестоким грязное сердце фараона подобно тому, как солнце делает жесткой грязь. Каким же образом? Долготерпением; ибо Он делал его жестоким, являя к нему долготерпение. Здесь случилось подобное тому, что бывает, когда кто имея у себя порочного слугу, обращается с ним человеколюбиво. Чем человеколюбивее обращается с ним, тем худшим делает его, не потому, будто сам научает его пороку, но потому, что слуга пользуется долготерпением его к увеличению своей порочности, потому что пренебрегает долготерпением тем. //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Ориген ===== **Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает** Ожесточалось сердце фараоново таким образом. Бог не хотел навести на него внезапное и полное возмездие; ибо хотя тот был совершенно порочен, однако Бог по долготерпению Своему не преграждал даже для него возможности покаяния; и потому бичевал его вначале более легкими, а затем и более тяжкими карами. Но оттого, что Бог делал по Своему долготерпению, фараон ожесточался еще более, собирая против себя такой гнев, что к нему подошли бы слова апостола: //Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева// [[new:rim:02:04|(Рим. 2:4-5)]]. Итак, Бог ожесточает не того, кого хочет, но того, кто не желает быть вразумленным Его долготерпением. //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Амвросиаст ===== **Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает** Павел говорит с позиции возражающего: будто Бог, отвергнув справедливость, к кому-то более милосерд; будто из двух равных Он одного принимает, а другого отвергает, то есть одного укрепляет для веры, другого ожесточает против веры. Однако он же отвечает авторитетно, что незыблема праведность, в силу выше упомянутого предзнания. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает** См. Толкование на [[new:rim:09:17#lopuxin_ap|Рим. 9:17]] [<10>]