[<10>] ====== Толкования на Рим. 9:27 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Исаия же вопиет о Израили: аще будет число сынов Израилевых, яко песок морский, останок спасется** См. Толкование на [[new:rim:09:26#svt_ioann_zlatoust|Рим. 9:26]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Исаия же вопиет о Израили: аще будет число сынов Израилевых, яко песок морский, останок спасется. Слово бо скончавая и сокращая в правде, яко слово сокращено сотворит Господь на земли** **Исаия же вопиет о Израили**. Приведенные выше пророчества относятся к принятию язычников. Что же касается до иудеев, кои именуются Израиль, хотя не все суть Израиль, то об них вот что **вопиет Исаия**. «**Вопиет**, — то есть смело и не скрываясь провозглашает» (святой Златоуст), показывая, что говорит истину несомненную, решительную и для всех крайне важную. Что же вопиет Исаия? **Аще будет число сынов Израилевых, яко песок морский, останок спасется**. Прямо смотря на сии слова, всякий сознает, что определеннее пророчества о том, что не все израильтяне войдут в спасительное наследие обетования, и быть не может. **Останок** — означает: немногие, как и мы говорим нередко: это остатки, — то есть малая часть из целого. Почему святой Златоуст, обращаясь к слушателям своим, с движением говорит: «видишь, что и по словам Исаии спасены не все, но достойные спастись. Не боюсь множества, говорит Бог, Меня не устрашает такое размножение рода; Я спасаю только тех, которые оказываются того достойными. Итак, чего же тревожитесь, называя обетование нарушенным, когда Пророки объявляют, что не все спасутся?» Но если посмотреть на сие проречение и в том месте, где оно проречено у Исаии, и тогда не иную подает оно мысль. Святой Исаия говорит в 10-й главе об ассирийском народе, что он назначен быть бичом Божиим на нечестивых и беззаконных, и действительно поразит их, и заберет страны выше Вавилона, Аравию, Дамаск (Сирию), Самарию, Иерусалим (Палестину). Но когда исполнит он сие дело Божие, тогда и сам подвергнется наказанию за то, что возгордится успехами своими, приписывая их своей мудрости и крепости. За это наведет Господь на его //честь безчестие, и на славу огнь горя возгорится// [[old:is:10:15|(Ис. 10:15)]]: все отнято будет у него. Тогда оставшиеся от его поражения сыны Иаковли не будут уповать на него, то есть не будут к нему обращать очи, чая тем избавиться от конечного истребления, но будут уповать на Бога, Святого Израилева, истиною. //И обратится останок Иаковль к Богу крепкому// [[old:is:10:21|(Ис. 10, 21)]]. После сих слов следуют слова, приведенные Апостолом (см.: [[old:is:10:22|Ис. 10, 22 — 23]]), что именно только **останок** спасется. С первого раза может показаться, что у Пророка слова сии относятся к возвращению израильтян из плена. Возвратились, точно, не все, и возвратившиеся возвратились, обратись к Богу крепкому, от Коего уже не отпадали к чужим богам. Но если и так разуметь слова пророческие, все же привесть их в подтверждение того, что не все спасутся и в Господе Спасителе, можно было, — и привесть именно в смысле предсказания сего последнего события. Потому что возвращение из плена израильтян было прообразом возвращения людей из плена духовного, совершенного Христом Господом. А прообразы имели предсказательное значение. Почему все, сказанное о первом, может быть относимо к последнему, как пророческое предсказание. Но, вникая ближе в течение речи Пророка, приходим к мысли, что он прямо здесь указывает на сбывшееся над Израилем во Христе Иисусе. Возьми всяк во внимание, какая была нужда Пророку снова повторять слово о спасении только остатка, когда уже он только что сказал то: обратится останок Иаковль к Богу? Не другая, как та, чтоб, пользуясь сим случаем, перевесть мысли слушающих в далекое будущее, когда не в прообразе, а действительно останок спасется. Почему, вместо: //обратится останок//, — сказал: **спасется**, — напоминая о чаемом Спасителе и Избавителе. Строй речи у Пророка такой, что прямо внушает, что он хотел здесь сказать особое нечто, и особенно это внушают слова: //слово бо совершая и сокращая// и прочее (см.: [[old:is:10:23|Ис. 10, 23]]). Здесь то же видим, что часто встречается и в псалмах, где святой пророк Давид, поя песни Богу по случаю текущих событий, часто восторгаем был пророческим Духом к созерцанию имевшего быть в чаемом Спасителе и внезапно изрекал слова, которые и поняты быть не могут иначе, как быв отнесены к Спасителю. То же самое и здесь: помянул Пророк об обращении к Богу остатка Иаковля после поражения сынов его ассирианами, и перенесен был духом пророческим к устроению спасения в лице чаемого Избавителя, и, прозрев, как и тогда не все, а некоторые только вступят в наследие спасения, сказал: //и аще будут людие Израилевы// (число сынов Израилевых) //яко песок морский, останок их спасется// [[old:is:10:22|(Ис. 10, 22)]]. Как бы так: будет и еще время, когда повторится подобное. Слышавшие слово Пророка могли не уразуметь вдруг, когда это будет, что такое хочет внушить Пророк; но потом это должно было для них уясниться, особенно после того, как //останок Иаковль// [[old:is:10:21|(Ис. 10, 21)]] действительно обратился к Богу крепкому, в период возвращения из плена. Возвращение из плена, как уже замечено, было наияснейшим прообразом того извождения из плена, которое имел совершить чаемый Избавитель; так что во внимании истинных израильтян в первом всегда созерцалось последнее, следовательно, и то, что только **останок** спасется. И Апостол, приведши это место, не сказал ничего, что бы могло затруднять разумного израильтянина. Блаженный Феодорит пишет: «особенно кстати привел Апостол сие свидетельство, давая знать, что Бог всяческих изначала провидел и приступивших к вере, и недугующих неверием. Поелику иудеи (неразумные — ослепленные) говорили, что немногие из них приняли проповедь, все же другие бегут ее, как обмана; то показал он, что сие предсказано издревле, что не все улучат спасение, но одни украшающиеся верою». Еще более видно сие, то есть то, что Пророк, говоря о тогдашних делах, прозревал имеющее быть в далеком будущем, именно в деле спасения, имевшего устроиться чаемым Избавителем, — из того, что следует: **слово бо скончавая и сокращая в правде, яко слово сокращено сотворит Господь на земли**. Эти слова ясно указывают на нечто совершительное или окончательное. Они очень напоминают другого Пророка проречение, тоже апостолом Павлом приводимое, в Послании к Евреям, именно: //еще единою Аз потрясу и небом и землею, и морем и сушею, и сотрясу вся языки и приидут Избранная всех язык, и исполню храм сей славы// (ср.: [[old:ag:02:07|Агг. 2, 7 — 8]]; [[new:evr:12:26|Евр. 12, 26]]). Святой пророк Аггей поясняет святого Исаию, сказывая определеннее, что такое есть то совершительное и окончательное, о коем сотнями лет раньше предвозвестил Исаия. Это — то, как все языки, не исключая и иудеев, будут потрясены пришествием Христа Господа и проповедию Апостольскою и избранные от них, не все, **останок**, приидут в Церковь Святую о Господе, — чему начало положено во втором храме Иерусалимском и что составить имело славу его, прореченную святым Аггеем. Что у пророка Аггея названо потрясением //еще единою// языков, то у Исаии обозначено словом сокращенным. Сокращено, συντετμημένον, — от: τέμνω — рубить. В нашей обычной речи, когда кто скажет последнее решительное слово, мы приговариваем: отрубил, сказал окончательное слово, нечего более добиваться от него. Такую же мысль подает пророческое речение: **слово сокращено**, — то есть слово окончательное, решительное, последнее, после которого не жди другого. Под речением же: **слово** — надо разуметь не слово только, но и дело, и определение решительное, и исполнение его, окончательное Божие учреждение на земле или, как у Пророка, во всей вселенной. Это ни к чему другому отнесено быть не может, как к пришествию Христа Спасителя и водворению веры в Него на земле. Было слово или распоряжение Божие о спасении до закона; было второе по нем в законе и Пророках, окончательное же слово о сем, распоряжение и учреждение, дано будет, предрекает Пророк, в Единородном Сыне Божием; и после сего другого слова уже не жди. Слово сие последнее, говорит Пророк, не скажет Господь, но сотворит. Оно и сотворено, — все исполнено и учреждено, и так пребудет до скончания века. Таков смысл слов: **слово сокращено сотворит Господь на земли**. Но какая мысль в предыдущих словах: **слово бо скончавая и сокращая в правде**? Такая же и здесь мысль. Выражение это неполно, в нем недостает правящего глагола. Надо дополнить. Дополняется чрез: есть. Получим: Господь есть скончавая и сокращая слово Свое, — //скончавающ и сокращающ//. Не все будет Он вводить новые и новые учреждения и распоряжения. Есть у Него окончательное //слово и дело, которое Он наконец и сотворит//. Слово: **в правде** — означает: не в образах и тенях, а в самой существенности дела. В какой же связи сии слова стоят к прежним: **останок спасется**? В них можно видеть указание на время, когда исполнится сие, то есть что: **останок спасется** — в настоящей действительности и существенности. Когда это? Когда Господь, Который не все будет с вами размножать слова, **сотворит** наконец** слово сокращено на земли**. Наши толковники, разумея под словом сокращенным устроение спасения в Господе Иисусе Христе, сокращенным понимают его не как окончательное, а как в существе своем краткое, в противоположность многосложному закону. Но это не противоречит сказанному, а только другую сторону указывает того же решительного слова и дела Божия. Блаженный Феодорит пишет: «//словом сокращенным// назвал Пророк веру. Ибо чему закон обучал многими заповедями и не мог доставить совершенного спасения, в том преуспело исповедание Христово, то доставила вера. Вера же сокращена и не имеет нужды в дальних обходах, судится по душевному расположению и проповедуется языком». Святой Златоуст говорит: «сие, то есть: **слово сокращено сотворит Господь**, — значит: не нужно далеко ходить, трудиться и утомлять себя делами законными, напротив, спасение совершится весьма коротким образом. Ибо такова вера; она в кратких словах содержит спасение. //Аще бо исповеси усты твоими Господа Иисуса, говорит Апостол, и веруеши в сердце твоем, яко Бог Того воздвиже из мертвых, спасешися// (ср.: [[new:rim:10:09|10, 9]]). Понимаешь ли теперь, что значит: **слово сокращено сотворит Господь на земли**? Достойно удивления то, что краткое слово сие доставило не только спасение, но и праведность». //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **А Исаия провозглашает об Израиле: хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется** См. Толкование на [[new:rim:09:26#prp_efrem_sirin|Рим. 9:26]] ===== Прп. Нил Синайский ===== **А Исаия провозглашает об Израиле: хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется** Все, достойное спасения, обретено, а о том, что недостойно по нераскаянности и ожесточенью, говорится, что оно не обретено. Ибо **«аще яко песок морский, останок спасется»** [[new:rim:09:27|(Рим. 9:27)]], или так называемый у Апостола //«останок по избранию благодати»// [[new:rim:11:05|(Рим. 11:5)]] спасаемый верою. **//Письма на разные темы. Навкратию.//** ===== Блж. Августин ===== **А Исаия провозглашает об Израиле: хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется** Павел показывает, что Господь есть краеугольный камень, соединяющий в Себе обе стены. Свидетельство пророка Осии говорит о язычниках: //Не Мой народ назову Моим народоми не возлюбленную - возлюбленною// (см. [[old:os:02:23|Ос. 2:23]]). А свидетельство Исаии говорит об Израиле: **Только остаток спасется**, дабы все, поверившие во Христа, зачтены были в семя Авраама. Господь объединяет и язычников, в связи с чем в Евангелии о язычниках Он говорит, что есть у Него и другие овцы, которые не из этого стада и которых Ему следует привести, чтобы было одно стадо и один Пастырь (см. [[new:in:10:16|Ин. 10:16]]). //**Некоторые темы из Послания к Римлянам.**// ---- Если остаток, о котором здесь сказано, следует понимать нам не как избрание оправданных, но как избрание тех, кто должен быть оправдан, то такое избрание действительно скрыто от нас и не может быть нами познано. Нам должно относится ко всем людям как частям той же глиняной массы. Если кто претендует на то, что понимает это, то я признаюсь в своей немощи относительно этой проблемы. //**О различных вопросах.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **А Исаия провозглашает об Израиле: хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется** Не удовольствовался указанием на Осию, но приводит во свидетели и Исаию, который **провозглашает**, то есть смело и безбоязненно, что спасутся не все израильтяне, но достойные спасения (ибо это значит остаток, то есть избранные), которых Бог оставил и отделил, то есть как достойных. Говоря: **как песок морской**, напоминает им о ветхозаветном обетовании, которого они сделались недостойными. Итак, не тревожьтесь, будто обетование нарушено. Все пророки предвозвещают, что не все достойны спасения. //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Амвросиаст ===== **А Исаия провозглашает об Израиле: хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется** Павел говорит так потому, что Исаия так восклицал о тех, кто уверует в Христа (см. [[old:is:09:21|Ис. 9:21]]). Это они - истинный Израиль... Другие отступили от закона, потому что не поверили в Того, о Ком закон говорил, что Его одного достаточно для спасения. Так они стали отступниками: не приняв Христа, они преступили закон. Потому Павел и говорит, что из этого великого множества иудеев спасутся только верующие, о которых Бог знал, что поверят. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **А Исаия провозглашает об Израиле: хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется** См. Толкование на [[new:rim:09:25#lopuxin_ap|Рим. 9:25]] [<10>]