[<10>] ====== Толкования на Рим. 10:2 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Свидетельствую бо им, яко ревность Божию имут, но не по разуму** См. Толкование на [[new:rim:10:01#svt_ioann_zlatoust|Рим. 10:1]] ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению** Я знаю тебя благочестивым, смиренным, снисходительным и взвешенным, имеющим веру и страх Божий в сердце твоем, но часто чувства обманчивы. Некоторые люди имеют рвение к Богу, но не от знания. Я считаю, надо остерегаться, как бы это не прокралось в души верующих людей. //**Послание императору Феодосию.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Свидетельствую бо им, яко ревность Божию имут, но не по разуму** **Свидетельствую** — не противоречу, согласен, им самим в глаза говорю и всех других удостоверяю о них, что они имеют **ревность**. Да это и доказывать нечего. Коснись субботы, храма, праздников, жертв, десятин, и увидишь, какою всякий из них загорится ревностию. И глаза, и выражение лица, и жест, и слово — все скажет тебе о сей ревности. И ревность сия у них есть //Божия//, — за Божие дело, как по Богу, ревнует: ибо закон от Бога. При всем том, однако ж, **ревность** сия **не по разуму**. Ревнуют о законе, как по Богу, но не по смыслу и значению закона; ревнуют по Богу, но не сообразуясь с волею и указаниями Божиими. Закон сам в себе содержал удостоверение, что он есть тень и, следовательно, должен престать, когда явится тело, коего он есть тень. И Бог неоднократно свидетельствовал, что будет новый закон, Новый Завет, имеющий заменить собою первый завет и закон. Следовательно, ревность о законе без всяких ограничений — будет ревность не по разуму. Ревновать ревнуй; но и посматривай, не пришло ли то время, когда следует престать закону. Им говорят, что пришло, и доказывают то; а они, вместо того, чтоб вникнуть, не так ли и в самом деле есть, твердят одно: наш закон от Бога, не хотим отступать от него, — забывая, что Бог же извещал их, что престанет закон и что Новый Завет тоже от Бога изойдет и исходит. Новое неразумие. Ревность, не руководимая истиною, ослепила очи ума их и повела их дорогою, которой не может одобрить разум, по-иудейски же наученный истине Божией — ветхозаветной. Так «с похвалою соединил Апостол порицание, как бы приманкою какою прикрыв уду, чтобы польза слова соделалась для них удобо-приемлемою» (блаженный Феодорит). //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Свт. Геннадий Константинопольский ===== **Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению** Я сознаю, говорит Павел, и свидетельствую, что иудеи пошли войной на Евангелие из-за ревности по Богу - ведь и он некогда был одним из них, - однако ревности, лишенной истинного знания. //**Фрагменты.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению** Ибо ревность о Боге являют в себе, чтобы хранить закон Его, но не познали Его. //**Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.**// ===== Блаж. Феодорит Кирский ===== **Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению** Павел соединяет порицание с похвалой, как бы скрывая крючок в приманке, чтобы из его слов римлянами была извлечена некоторая польза. //**Толкования на послания святого Павла.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 2-3 **Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению. Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией** Сначала, казалось бы, благоприятствует и угождает иудеям, ибо сказав о них: **имеют ревность по Боге, но не по рассуждению**, показывает, что они достойны больше милосердия, нежели наказания. Ревнуют они, говорит, о законе, данном им от Бога, однако ревнуют не по разуму, не желая познать того, что закон престал и упразднился. Но далее показывает страсть их к спорам и любоначалие. Они старались поставить собственную праведность, то есть праведность от закона, составляемую из собственных их дел и трудов, которая, как павшая уже, не может стоять, и таким образом и своей праведности не поставили, и праведности Божией не покорились. Это и есть знак самохвальства и любоначалия, даже неразумия - усиливаться поставить то, что не может стоять, и в этом проводить все время. Праведностью Божией называется здесь та, которая от веры, которая не зависит от трудов наших, но всецело есть дарование Божие. //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Ориген ===== **Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению** Если у кого-то есть любовь к Богу, но он не знает, что любовь должна быть терпелива, благожелательна, независтлива, не поступать дурно, не превозноситься, не гордиться, не искать своего, и если у него нет в любви этих и подобных вещей, но он любит Бога одним лишь чувством, то и ему будет правильно сказать, что он имеет любовь Божию, но не по разуму. //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению** Говорит Апостол нечто доброе об Иудеях, усматривая в них по-видимому благочестивую ревность к тому, чтобы им быть верными закону Моисееву, когда они упорно хотят оставаться под руководством закона Моисеева; но в то же время святой Павел указывает на их нерассудительность, на их безрассудное упорство: **имеют ревность по Боге, но не по рассуждению**. //**Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению** См. Толкование на [[new:rim:10:01#lopuxin_ap|Рим. 10:1]] [<10>]