[<10>] ====== Толкования на Рим. 10:9 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Яко аще исповеси усты твоими Господа Иисуса и веруеши в сердце твоем, яко Бог Того воздвиже из мертвых, спасешися** См. Толкование на [[new:rim:10:06#svt_ioann_zlatoust|Рим. 10:6]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Яко аще исповеси усты твоими Господа Иисуса и веруеши в сердце твоем, яко Бог Того воздвиже из мертвых, спасешися** Сила сих слов: **спасешися**. Уже помянуто было о глаголе веры в устах и в сердце, и какой именно предмет сего глагола; теперь прилагается только, что если так будет, то спасешься. Это отвечает последнему слову приведенных мест: ибо и то место, которое к закону относится, заключается словом: //жив будет//, — и то, которое о вере говорит, заключается словом: //сие живот твой// [[old:vtor:30:20|(Втор. 30, 20)]]. Живу быть чрез что-либо, или живот иметь чрез то, и есть спасену быть. Это есть заключительное применение предсказательной речи, или последняя конечная черта в исполнении предсказания. Что святой Павел особо говорит об исповедании устами, и особо о веровании сердцем, и что наперед ставит устное исповедание, а после него верование сердечное, — это делает он применительно к приведенному выше месту. В существе дела всё от веры сердечной. От избытка сердца говорят уста: и исповедание — от веры, в сердце водруженной. Да оно и невозможно без такой веры; и, если бывает иногда, значения никакого не имеет в производстве спасения. Но и вера, когда жива и пламенна, не может укрываться в сердце без обнаружения, а сама собой выходит и в слове, и во взоре, и в движении, и в делах. Так вера и исповедание ее, в истине своей, неразлучны. Да и внимание здесь у Апостола устремлено все на веру, и, приложив исповедание, он не особое что хотел указать, а ту же веру. Предмет исповедания — Господь Иисус: **аще исповеси Господа Иисуса**. Можно так: если исповедуешь Господа Иисуса, как Он есть в истине, то есть Сын Божий и Бог воплотившийся; или прямо: если исповедуешь Иисуса Господом, что Он есть Господь Бог. Сим утверждается как необходимое условие спасения — исповедание Божества Иисуса Христа. — Предмет веры сердечной — воскресение Христово. Почему так? Потому что от уверования в сие зачиналось и зачинается вера и на сем основывалось и основывается все последующее здание веры. Что Иисус, глаголемый Христос, распят и умер на кресте, это явно было всем и всем ведомо. И проповедь Апостольская не скрыла сего, а напротив, выставляла на вид, как первый свой пункт; только на этом не останавливалась, а всегда прибавляла: на кресте умер, но и //воскресе и оживе// [[new:rim:14:09|(14, 9)]]. С сего пункта и вера начиналась и им условливалась: ибо если б только умер, кто бы стал веровать? Апостолы всегда и изображали веру в воскресение, как основу веры Христовой и спасения (см.: [[new:1kor:15:14|1 Кор. 15, 14]]). И по сим предметам видно, что Апостол не разделяет веры и исповедания, как бы возможно было исповедать Божество Иисуса Христа без исповедания Его воскресения или веровать в Его воскресение без веры в Божество, — не вредя делу спасения. То и другое нераздельно: ибо что Иисус Христос есть Сын Божий и Бог, сие явно из воскресения Его, как в начале сказал Апостол (см.: [[new:rim:01:04|1, 4]]); и вера в воскресение Его прямо ведет к исповеданию и Божества Его. Почему место сие по смыслу его можно читать так: если исповедуешь устами твоими и веруешь сердцем, что Иисус есть Господь и что Бог воскресил Его из мертвых, спасешься. Апостол сказал: //Бог воскреси//, — по немощи слышащих, чтоб не привзошла мысль, как возможно воскресение, и не пресекла течение веры. Поставив: Бог воскреси, — он устраняет всякое колебание о возможности: ибо то общая вера, что для Бога все возможно. Святой Златоуст говорит: «что Христос есть Господь, сие явствует из воскресения, как Апостол сказал и в начале Послания: //наречением Сыне Божий из воскресения от мертвых// (ср.: [[new:rim:01:04|1, 4]]). А что и воскресение есть дело не трудное, то и для самых несведущих доказано силою Воскрешающего». Что и воскрешенный есть Бог, это он только что сказал, заповедав исповедать Иисуса Христа Господом. Кто Господь есть, Тот и Сам силен воскреснуть. Если говорится, что Бог Его воскресил, то только для указания нераздельности Его с Богом Отцом. Ибо Сын Божий и Бог воплотился, не оставив недра Отча, и, когда воскрешаем был Отцом, участвовал в сем действии Его и Сам. Действия Божеские нераздельны, — исходят от Триипостасного Божества. И воскресение Христово есть дело Бога Отца и Сына и Святого Духа. Так вот, когда будешь так веровать и исповедовать, что Иисус Христос есть Господь, Бог воплощенный, умерший и воскресший, нашего ради спасения, то спасешься. Но как сие устрояется? Ответ на это надо вывесть из всего предыдущего. То неотложимый закон, что без исполнения заповедей нет спасения. //Аще хощеши внити в живот, соблюди заповеди// (ср.: [[new:mf:19:17|Мф. 19, 17]]), — говорит Господь. И еще: //не всяк глаголяй ми: Господи, Господи, внидет в Царствие Небесное, но творяй волю Отца Моего, Иже есть на небесех// (ср.: [[new:mf:07:21|Мф. 7, 21]]). Следовательно, если спасение, которое и есть внитие в Царствие и живот, условливается исповеданием и верою во Христа и воскресение Христа Господа, то, надо полагать, потому так есть, что с сим неразрывно соединено исполнение заповедей или воли Отца Небесного. Так оно и есть. Припомним, что говорилось впереди о близости закона. Святой Моисей говорил: близ ти закон, потому что написан и лежит у тебя пред глазами; и хотя прибавил, что он и в сердце, но это было только обетование, которого исполнение потом Пророки указали в будущем пришествии Обетованного, при Коем весь закон и все заповеди будут написаны не на хартии, а на сердце. Так это и бывает. Приемлющий пришедшего Обетованного верою прилепляется к Нему, а прилепляющийся к Нему бывает един дух с Ним (см.: [[new:1kor:06:17|1 Кор. 6, 17]]). Дух же Его есть совокупность всех святых чувств, расположений и стремлений, требуемых заповедями и составляющих исполнение их. Следовательно, верою прилепляющийся ко Христу Господу носит в себе исполнение всех заповедей и по тому самому есть спасенный. И другим путем можно прийти к тому же заключению. //Иже верует и крестится, спасен будет// (ср.: [[new:mk:16:16|Мк. 16, 16]]), — говорит Господь. Но кто во Христа крестится, тот во Христа облекается (см.: [[new:gal:03:27|Гал. 3, 27]]). Христос же есть все святое и праведное. Следовательно, верующий во Христа носит в себе святость и правду, кои суть исполнение заповедей, и потому спасен. Или так: крещающийся в Господа в смерть Его крестится, чтоб, как Христос восстал от мертвых в славе Отчей, так и ему ходить в обновлении жизни; обновленная же жизнь есть жизнь святая и праведная, во всех заповедях Божиих ходящая. Следовательно, опять верующий потому спасается, что всех заповедей исполнение имеет. Или так: верующий и крестящийся возрождается Святым Духом к новой жизни и чадом Божиим бывает, не именем только, но существенно, потому что соделывается богоподобным, то есть святым, как и Родитель его — Триипостасный Бог свят, — и в этом имеет спасение. — Таким образом, чего ни коснись в вере во Христа Господа, от всего придешь к одному заключению, что, кто воистину верует, тот спасен; но потому, что по устроению веры он бывает исполнителем всех заповедей, кои носит начертанными в сердце, во святых чувствах и расположениях, Духом Святым там созидаемых. //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься** См. Толкование на [[new:rim:10:08#prp_efrem_sirin|Рим. 10:8]] ===== Блж. Августин ===== **Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься** Павел дает вам символ, в который вы должны верить и который надо исповедовать, чтобы спастись. //**Проповеди.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься** См. Толкование на [[new:rim:10:06#blzh_feofilakt_bolgarskij|Рим. 10:6]] ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься** Вот что необходимо для достижения праведности и спасения чрез веру: исповедывать Иисуса Господом, т.е. исповедывать, что он Сын Божий, Владыка неба и земли, Спаситель рода человеческого, и искренно веровать, что Он сходил на землю, пострадал и умер за грехи людей, воскрес из мертвых, вознесся на небо, ниспослал от Отца Всесвятого Духа и опять приидет судить живых и мертвых. Выше предложенным двум вопросам неверия: //кто взойдет на небо? то есть, Христа свести, или, кто сойдет в бездну? то есть Христа из мертвых возвести//, – Апостол противопоставляет два требования веры: устами исповедывать Иисуса Господом, и веровать сердцем, что Бог воскресил Его из мертвых. Исполнение сих двух требований приводит ко спасению. Веруя и исповедуя, что Иисус есть Господь, Владыка неба и земли, Спаситель мира, и что Бог воскресил Его из мертвых, то есть что Он, согласно с Божескою волею Отца, воскрес из мертвых, – не должно предаваться никаким сомнениям, и не должно делать никаких возражений против Евангельского учения; а необходимо с несомненною верою принимать это учение сердцем и исповедывать устами, то есть свидетельствовать свое внутреннее убеждение словами и делами и всею своею жизнью. Но все дела наши, которыми можем и должны мы свидетельствовать свою внутреннюю уверенность в истине Евангельского учения, суть только необходимое выражение веры: спасение же приобретается не делами, а верою в Иисуса Христа; только такою живою и деятельною верою усвояем мы себе заслуги Господа Спасителя, которые Он принес за грехи всех людей для умилостивления Божеского правосудия. **Яко Бог того воздвиже из мертвых**. Говорится только о воскресении Господа Иисуса из мертвых, потому, что воскресение Господа Иисуса из мертвых служит несомненным доказательством всех других Его искупительных подвигов, и свидетельством о Его победе над смертью и адом. Вера в воскресение Господа Иисуса из мертвых, по ученью Апостола, служит свидетельством того, что мы принимаем все Евангельское учение о спасении людей чрез веру в Иисуса Христа; и потому учение о воскресении Господа Иисуса есть как бы сокращение учения о всей земной жизни Его, окончившейся торжеством над смертью и адом. //Аще Христос не воста, тще убо проповедание наше, тща же и вера наша//, писал Павел к Коринфянам [[new:1kor:15:14|(1 Кор. 15:14)]]. //**Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься** Это последнее слово праведности от веры, с которым она теперь обращается к неверующему иудею. Так как речь и здесь обращена к неверующему иудею, то Апостол особенно подчеркивает необходимость веры в воскресение Христа (ср. [[new:act:01:22|Деян 1:22;]] [[new:act:02:32|2:32;]] [[new:act:03:13|3:13-15]]). См. также Толкование на [[new:rim:10:05#lopuxin_ap|Рим. 10:5]] [<10>]