[<10>] ====== Толкования на Рим. 10:15 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Како же проповедят, аще не посланы будут? Якоже есть писано: коль красны ноги благовествующих мир, благовествующих благая** См. Толкование на [[new:rim:10:14#svt_ioann_zlatoust|Рим. 10:14]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Како же проповедят, аще не посланы будут? Якоже есть писано: коль красны ноги благовествующих мир, благовествующих благая** Наши толковники все предполагают такой вопрос. Хотя не выражают они его прямо, но течение речи их показывает, что они предполагают его. Святой Златоуст говорит: «на вопрос: почему не уверовали иудеи? — мог бы кто-нибудь возразить: как бы уверовали они, не слышавши? Они слышали, ответствует Апостол. Опять возражение: как могли услышать без проповедующего? И опять ответ: много было проповедников, на то именно посланных. Из чего же видно, что сии проповедники посланы были? В ответ на это Апостол приводит слова пророка: **коль красны ноги** и прочее». Сила доказательства лежит в согласии Апостольской проповеди с благовестием предвиденных Пророком благовестников. О чем Апостолы проповедовали? О мире с Богом, таком мире, из коего истекали неисчетные духовные блага и для времени, и еще паче для вечности. Святой Павел говорит о сем: Бог дал нам служение примирения, — положил на нас слово примирения. //По Христе убо молим, яко Богу молящу нами, молим по Христе, примиритеся с Богом// (ср.: [[new:2kor:05:20|2 Кор. 5, 20]]). Здесь же, приведши слово пророческое о благовестниках мира, он говорит как бы: познай же в нас тех предвиденных Пророком благовестников и не говори, что так как не было проповеди и проповедников, то я не мог слышать и веровать. «Видишь ли, говорит святой Златоуст, как самым образом проповеди Апостол доказывает, что они — проповедники (предвиденные и посланные). Апостолы, обходя вселенную, возвещали не иное что, как неизреченные блага и мир Бога с человеками. Посему вы, неверующие, не нам не верите, говорит Павел, но Исаии, который за многие годы предвозвестил, что мы будем посланы, станем проповедовать, и сказал то самое, что и мы говорим. Итак, ежели спасение зависит от призывания, призывание от веры, вера от слышания, слышание от проповедания, — а Апостолы были посланы и проповедовали, — даже с ними вместе ходил Пророк, указывал их, возвещая и говоря: вот те самые, о которых за долгое время объявлено было свыше чрез меня, которых ноги похвалял я за способ проповеди: то явно, что неверие есть собственная вина иудеев, а со стороны Божией все сделано». Пророк Исаия в том месте, откуда взято его пророческое слово, воодушевляет иудеев надеждою избавления из плена: десять колен уже были в плену у ассириан, плен остальных Навуходоносором настоял и был видим Пророком как бы уже совершившимся. Чтоб не пали духом, Пророк именем Господа обещает им избавление: //востани Сионе, облецыся в славу твою Иерусалиме!// (ср.: [[old:is:52:01|Ис. 52, 1]]). — Затем дух пророческий переносит Пророка в далекое будущее, ко времени пришествия Обетованного, и заставляет его говорить от лица Божия: //вас ради имя Мое хулится во языцех// (ср.: [[old:is:52:05|Ис. 52, 5]]); но придет время, когда //познают имя людие Мои// (ср.: [[old:is:52:06|Ис. 52, 6]]). Как познают? Сам Я, говорящий сие, буду среди них, и будут посланы благовестники, проносящие радостную о Мне весть. Это выражено словами: //коль красны ноги благовествующих мир, благовествующих благая// (ср.: [[old:is:52:07|Ис. 52, 7]]). — //И воцарится Бог, — и узрят ecи концы земли спасение, еже от Бога// (ср.: [[old:is:52:10|Ис. 52, 10]]). Здесь указание о Христе Иисусе Господе Спасителе так очевидно, что иудеи легко познали тут пророческое указание о времени пришествия Его. Амвросиаст так прилагает сие место ко времени Апостольской проповеди. «//Ногами// — означает хождение Апостолов, обходящих весь мир и проповедующих, что пришло Царствие Божие. Это их хождение освящало людей, показывая им путь, которым в мире шествуется к Богу и который предуготовать сперва приходил Иоанн Креститель. Это тот есть мир, к коему спешно шествуют верующие во Христа. Царство Божие есть мир; ибо в нем, всякое отсекши несогласие, все единому Богу преклоняют колена. Так здесь; а вышний Иерусалим, который есть матерь наша, по имени своему есть и толкуется — зрение мира (как наслаждение миром)». //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// См. также Толкование на [[new:rim:10:14#svjat_feofan_zatvornik|Рим. 10:14]] ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И как проповедывать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое** **Как же будут проповедать, если не будут посланы** к ним, или, будучи посланы, не останутся у них? Ведь, торжественно выступили они, чтобы ходить среди язычников. Или говорит, что чему надлежало быть у них, то и случилось, и они не захотели следовать проповедникам, о коих было писано: //как прекрасны ноги благовествующих// спасение и// мир// ([[old:is:52:07|Ис. 52:7]])! //**Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **И как проповедывать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое** См. Толкование на [[new:rim:10:14#blazh_feofilakt_bolgarskij|Рим. 10:14]] ===== Ориген ===== **И как проповедывать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое** **И как проповедовать, если не будут посланы**? Мне кажется, это высказывание вызывает некоторое затруднение. Ведь если мы поймем его так, что они не проповедуют потому, что не посланы, а раз никто не проповедует, то и не слышат, а не слыша, не верят, не веря же, не призовут, а не призывая, не спасутся, то из этого следует, что причина, по которой они не спасены, сводится к погрешности Того, Кто не послал проповедников. Но мы лучше пойдем по более верному пути понимания и поймем слова: **И как проповедовать, если не будут посланы**? - так, как будто бы апостол говорил: «Мы, глашатаи и проповедники Христовы, не могли бы проповедовать и у нас не было бы этой силы возвещения, если бы с нами не было Того, Кто послал нас. А если вы не хотите слушать нас, когда мы проповедуем, то это уже ваша вина, если, слыша, не верите и, не веря, не призываете, а не призывая, не можете спастись». Итак, поскольку они посланы на проповедь, о тех, кого Он послал, написано: Как прекрасны ноги благовествующих мир! Думаю, что, даже если кто-то очень привержен буквальности, он не сможет отрицать, что здесь имеются в виду духовные, а не телесные ноги. Ведь не станет же он сводить смысл слов апостола до столь смехотворного, чтобы считать, будто тот называет прекрасными и красивыми ноги евангелистов, которые можно видеть телесными очами! Но прекрасны и красивы те ноги, что идут по пути жизни. Ибо согласно Сказавшему: //Я есмь путь// [[new:in:14:06|(Ин. 14:6)]], понимай так, что прекрасны и красивы ноги тех, кто удостаивается идти по такому пути. //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Амвросиаст ===== **И как проповедывать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое** Не могут быть истинными апостолами те, кто не послан Христом, и они не смогут проповедовать, не имея поручения на то, ибо свидетельство их не будет содержать знамений силы. Как написано: **Как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое**! Так говорит пророк Наум (см. [[old:naum:01:15|Наум. 1:15;]] см. также [[old:is:52:07|Ис. 52:7]]). Говоря о ногах, он обозначает приход апостолов, обошедших мир с проповедью наступления Царствия Божия. Ведь сам их приход несет свет людям, указывая путь, которым приходят в мире к Богу и который первым пришел приготовить Иоанн Креститель (см. [[old:is:40:03|Ис. 40:3;]] [[new:mf:03:03|Мф. 3:3;]] [[new:mk:01:03|Мк. 1:3;]] [[new:lk:03:04|Лк. 3:4]]). Это тот мир, к которому спешат верующие во Христа. Потому святой Симеон, видевший раздор в мире, возрадовался рождению Спасителя: //Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром// [[new:lk:02:29|(Лк. 2:29)]], ибо Царство Божие есть мир. И весь раздор исчезает для того, кто преклоняет колено пред единым Богом. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И как проповедывать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое** См. Толкование на [[new:rim:10:14#lopuxin_ap|Рим. 10:14]] [<10>]