[<10>] ====== Толкования на Рим. 10:17 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Темже убо вера от слуха, слух же глаголом Божиим** См. Толкование на [[new:rim:10:16#svt_ioann_zlatoust|Рим. 10:16]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Темже убо вера от слуха, слух же глаголом Божиим** Слова сии сказаны по поводу слов пророческих. Пророк говорит: //кто верова слуху нашему// [[old:is:53:01|(Ис. 53:1)]], — то есть тому, что мы влагаем в слух слышащих. Очевидно, что, по Пророку, вере предназначено зарождаться от слуха, или слушания, когда слух поражаем бывает глаголами Божиими. Глаголы Божии поражают слух, чрез слух проходят в ум и сердце и зарождают веру. Итак, слушай, принимай слышимое за глаголы Божии и веруй — и больше этого ничего не требуй. Будто Апостол, после того как объяснил, что то, что не все слушаются проповеди, не опровергает действительности посланничества проповедников, слышит еще возражение: как верить им, когда они такие простые? Пусть бы они творили знамения и чудеса, — повсюду, явно; тогда бы и веровать легко. Апостол отвечает: чудеса и знамения — не естественная принадлежность благовестия. Естественный путь таков: приходит посланный от Бога благовестник, возвещает глагол Божий, и те, которые имеют чем ощутить, что тут действительно возвещается глагол Божий, веруют. Чудеса же и знамения не в нашей власти. Их творит Бог, хотя чрез нас, но не по нашему изволению, а где и как угодно то Его святой воле. Потому непременно требовать от благовестников знамений и чудес несправедливо. Они приняли глагол Божий и влагают его чрез благовестие в слух; слышащие пусть веруют, если суть от веры. Вот и все; больше этого не требуй. — «Верующий, приемля Божественные глаголы, плодом слышания приносит веру» (блаженный Феодорит). Святой Златоуст так говорит о сем: «после того как, приведши слова Пророка, уничтожил ими смущение, Апостол, столь справедливо основываясь на сем свидетельстве, говорит: **темже убо вера от слуха**. И сие сказано не без цели. Но как иудеи непрестанно искали чудес, желали видеть воскресение и много было таких, которые с жадностию сего домогались; то Апостол говорит: Пророк возвестил, что вера наша должна происходить от слышания. Сие самое и доказывает наперед Апостол, говоря: **темже убо вера от слуха**. А как сие по-видимому было еще незначительно, смотри, каким образом усиливает речь свою. Не о простом слышании сказал я, продолжает он, не о том, что должно выслушать человеческие речи и им поверить; напротив, говорю о слышании высоком: **слух же глаголом Божиим**. Проповедники не свое говорили, а возвещали слышанное от Бога. Это гораздо выше чудес. Богу, когда говорит Он и когда чудодействует, равно должно верить и повиноваться, потому что дела и чудеса производятся словом Его. Так совершено небо и все прочее». //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия** **Итак**, видите, что** вера от слышания**, как ныне, - слышание же от откровения (божественного). //**Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.**// ===== Прп. Иоанн Дамаскин ===== **Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия** **Вера** - **от слышания**, ибо, слыша божественное Писание, веруем мы в учение Духа. Вера усовершается всяческими установлениями Христа, то есть когда мы действительно веруем, почитая и исполняя заповеди Того, Кто нас обновляет. Тот же, кто верит не по преданию вселенской Церкви либо через недолжные дела сообщается с дьяволом, - тот не имеет веры. //**Изложение веры.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия** Слова эти находятся в связи с предыдущим и представляют как бы вывод из чего-то, прежде сказанного. Но ими апостол высказывает и нечто другое. Иудеи непрестанно искали чудес, даже желали видеть воскресение. Поэтому говорит, что вера от слышания, и не должно требовать ничего более этого слышания; ибо слышание это не простое, не обыкновенных речей, но глаголов Божиих. Посему если ищешь чудес, которые происходят от Бога, то верь и словам, которые говорят от Бога. //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Амвросиаст ===== **Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия** Очевидно, что покуда что-либо не сказано, это нельзя услышать и нельзя в это поверить. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия** **От слова Божия**, т. е. от повеления Божественного [[new:lk:03:02|(Лк. 3:2;]] [[new:evr:11:03|Евр. 11:3)]]. См. также Толкование на [[new:rim:10:14#lopuxin_ap|Рим. 10:14]] [<10>]