[<10>] ====== Толкования на Рим. 10:19 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Но глаголю: еда не разуме Израиль? Первый Моисей глаголет: Аз раздражу вы не о языце (о не языце), но о языце неразумие прогневаю вас** См. Толкование на [[new:rim:10:18#svt_ioann_zlatoust|Рим. 10:18]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Но глаголю: еда не разуме Израиль? Первый Моисей глаголет: Аз раздражу вы не о языце (о не языце), но о языце неразумие прогневаю вас** Что еще можно бы придумать в извинение неверия иудеев? Думаю, вот что. Может быть, они //не разумели//, — не поняли значения настоящего времени — того, что в нем исполняется все предсказанное Пророками, все обетованное Богом, как и Спаситель их укорял не раз, когда, например, говорил, что они //лице неба умеют разсуждати, а знамений временом// (то есть настоящего времени) не могут //искусити// (ср.: [[new:mf:16:03|Мф. 16, 3]]), или когда плакал над Иерусалимом, приговаривая, что он не разумел, что есть день сей, — не разумел времени посещения своего (см.: [[new:lk:19:42|Лк. 19, 42 — 44]]). Если точно //не разумели//, — то для них слышанное было то же, что неслышанное. В таком случае извинение уместно. Но правда ли, что: **не разуме Израиль?** Можно ли о нем сказать сие? Со стороны смотря, можно бы так ответить: если и в самом деле не разумел, то это нисколько не извиняет его; потому что он имел и имеет все способы к уразумению и долг имел уразуметь, чтоб разумение свое предать потом и всем народам. Всем другим извинительно не разуметь, а ему никак: виновен по тому самому, что не разумел. Но Апостол на том настаивает, что он разумел да не верил: тут уж никак не уместно извинение, тут явно одно сатанинское упорство. Чем же доказывает Апостол, что иудеи уразумели, в чем дело? Исполнением пророчества, в коем предсказано было, что будет время, когда Бог раздражит их о не народе, то есть таким народом, который иудеи считать будут недостойным того, чтоб именовать его народом: так иудеи думали о язычниках. Чем же раздражит? Тем, что примет их в милость Свою и то, что следовало бы иудеям, на них перенесет и им передаст. Это исполнилось в точности, когда язычники оглашены были благовестием и верою призваны к наследию духовных благ о Христе Иисусе, обетованных отцам иудеев, и вступили в обладание им. Могли ли иудеи этого не увидеть и не уразуметь?! «Сие делалось, говорит святой Златоуст, не в тесном углу, на суше и море, в целой вселенной. Тех, коих презирали прежде иудеи, увидели они обладателями бесчисленных благ. Итак, надлежало им заключить, что это тот самый народ, о котором говорит Моисей: //раздражу вы о не языце, о языце же неразумие прогневаю вас// [[old:vtor:32:21|(Втор. 32:21)]]. Видишь ли, что Бог заранее дал иудеям все признаки и ясные знамения сих времен, дабы отверзть слепоту их?» И они в самом деле поняли, что видно из раздражения их на то, зачем призываются язычники. Если раздражились, значит, видели, что язычники вступают в наследие их благ, как и Спаситель в лицо им сказывал: //отъимется от вас Царство и дастся языку, творящему плоды его// (ср.: [[new:mf:21:43|Мф. 21, 43]]). И еще прежде: //мнози от восток и запад приидут и возлягут со Авраамом, Исааком и Иаковом во Царствии Небеснем: сынове же царствия изгнани будут вон// (ср.: [[new:mf:08:11|Мф. 8, 11-12]]). Слово пророческое взято из Второзакония (см.: [[old:vtor:32:21|Втор. 32, 21]]). Изрекает его пророк Моисей, когда, исчислив благодеяния Божии к народу израильскому, при изведении их из Египта и в охранении их в продолжение сорокалетнего странствия по пустыне, и прозрев, что со временем они забудут Бога и //пожрут бесовом//, а не Богу, — угрожает им от лица Божия разными казнями, главнейшими из коих ставит следующее: //тии раздражиша Мя не о бозе, прогневаша Мя во идолех своих: и Аз раздражу их не о языце, о языце же неразумливе прогневаю их// [[old:vtor:32:21|(Втор. 32:21)]]. И грех израильтян, и то, чем угрожает им Бог, относится к будущему. Видит Бог впереди отступление Израиля и за него наперед грозит наказанием; но не определяет, в чем оно будет состоять и когда исполнится. Так как дух Апостольский указал исполнение сего наказания в призвании язычников в наследие Христово вместо иудеев; то нет сомнения, что и Бог, изрекший его устами Моисея, имел именно это в виду при словах тех, хотя, может быть, применительно можно полагать исполнение сего и в чем-либо бывшем прежде. Святой Златоуст к следующему стиху переходит так: «но один ли Моисей говорил сие? Нет. Напротив, после него то же подтвердил Исаия. Посему Павел и сказал: **первый Моисей**, — давая тем знать, что есть и второй, говорящий о том же яснее и открытее. И как выше сказал: //вопиет Исаия//, — так и здесь». //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным** Но, может быть, когда слушал мир, Израиль не слыхал? - Напротив, - **ибо прежде Моисей говорил**: //я возбужу в вас ревность из-за Не-народа моего, из-за народов несмысленных раздражу вас// ([[old:vtor:32:21|Втор. 32:21]]). //**Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.**// ===== Блаж. Августин ===== **Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным** Павел поясняет, что он имел в виду под народом несмысленным, поскольку несмыленных вообще нельзя назвать народом. О народе иудеев он говорит, что он раздражен будет верой язычников, поскольку они приняли то, что иудеи отвергли... Всякий народ, поклоняющийся идолам, поверив, расстается с язычеством. Потому и говорит Павел: //Если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание// [[new:rim:02:26|(Рим. 2:26)]]? Смысл здесь таков: Я возбужу ревность тех, кто когда-то не был народом, но им сделался, потому что несмысленный прежде и кланяющийся идолам народ оставил язычество через веру во Христа (см. [[new:1kor:12:02|1 Кор. 12:2;]] [[new:1sol:01:09|1 Фес. 1:9]]). //**Некоторые темы из Послания к Римлянам.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным** **Еще спрашиваю: разве Израиль не знал?** Опять новое возражение; если апостолы проповедовали, но иудеи не поняли; ужели не заслуживают они извинения? Решает и это возражение. **Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным** Они, говорит, должны были понять, что проповедуется Христос, если не из другого чего, то по крайней мере из того, какой чести удостоились язычники. Они видели, что идолопоклонники вдруг удостоились таких благ, и потому должны были проникнуться к соревнованию и заключить, что это тот самый народ, о котором сказал Моисей. Не только величие чести достаточно было к тому, чтобы подвигнуть иудеев к соревнованию, но и то, что удостоился чести народ, до того низкий, что не стоит даже почитаться народом. **Раздражу вас**, сказано, **народом несмысленным**. Что неразумнее язычников, поклонявшихся деревьям и камням? //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Ориген ===== **Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным** Мне представляется, что сказанное Павлом выше о язычниках говорится в качестве предварения. Теперь же, как у него в обычае, он присоединяет и речь об Израиле и хочет с помощью подходящих свидетельств доказать, что Израиль не имеет извинения... В этом отрывке Моисей, слуга Божий, наносит оскорбление народу Божию; но он также предвидел в духе, что, если кто хочет быть мудрым в этом мире, должен стать «несмысленным», чтобы быть мудрым перед Богом (см. [[old:is:29:14|Ис. 29:14;]] [[new:1kor:09:25|1 Кор. 9-25]]). //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Амвросиаст ===== **Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным** Павел не отрицает, что Израиль знал и последовал обетованию в законе, но тот Израиль, кто таков более по духу, чем по плоти, и о котором Бог предведал, что он поверит. Ведь слышали все, но не все поверили... Ревность иудеев родилась из зависти, когда они увидели, что народ, который прежде жил без Бога и был неразумен, называет своим Богом Бога иудеев... Ничто не портит человека так, как ревность, которую потому Бог и сделал воздаянием на неверие, что ревность - тяжкий грех. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным** **Разве Израиль не знал**? т. е. "разве евреи в самом деле не поняли проповеди о спасении чрез веру?" Ответ на этот вопрос должны дать сами читатели, и этот ответ ясен: да, они не поняли Евангелия! Язычники поняли, а евреи - нет, и в этом сбылось предсказание Моисея [[old:vtor:32:21|(Втор. 32:21)]]. См. также Толкование на [[new:rim:10:14#lopuxin_ap|Рим. 10:14]] [<10>]