[<10>] ====== Толкования на Рим. 10:21 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Ко Израилю же глаголет: весь день воздех руце Мои к людем непокоривым и пререкающим** Замечаешь ли, что то, что затрудняло и о чем многие недоумевали, было известно и раньше и ясно разрешено было еще в пророческих писаниях? Что же это такое? Ты слышал, что Павел говорил выше: //что убо речем? Яко языцы не гонящии правду постигоша правду: Израиль же гоня закон правды, в закон правды не постиже// [[new:rim:09:30|(Рим. 9:30-31)]]. То же говорит здесь и Исаия, - слова: //обретохся не ищущим Мене, явлен бых не вопрошающим о Мне// [[old:is:65:01|(Ис. 65:1)]] - значат то же, что и сказанное апостолом: //языцы не гонящии правду постигоша правду// [[new:rim:09:31|(Рим. 9:31)]]. Потом, показав, что совершившееся было делом не одной Божией благодати, но и собственного расположения пришедших, равно как и падение иудеев было следствием упорства непослушных, выслушай, что (апостол) прибавил: **ко Израилю же глаголет: весь день воздех руце Мои к людем непокоривым и пререкающим**. Под словом - **день** он разумеет здесь все прошедшее время, а **воздевать руце** значит у него - звать, привлекать и призывать. Потом, показывая, что во всем этом были виновны сами иудеи, говорит: **к людем непокоривым и пререкающим**. Замечаешь ли, как сильно обвинение? Иудеи не только не повиновались (Богу) даже тогда, когда призывал их, но и еще противоречили, и притом не раз, не два, не три, но и во все то время, когда видели, что (Бог) зовет их. А язычники, никогда не знавшие Бога, имели силу привлечь Его к себе. Впрочем, (апостол) не говорит, что они сами смогли привлечь к себе Бога, но, низлагая гордость язычников и показывая, что все произвела благодать Божия, он выражается: //явлен бых, и обретохся.// Итак, язычники свободны от всего, спросишь ты? Никак, но их делом было взять найденное и познать открывшееся. После того, чтобы иудеи не сказали: почему же Он не явился и нам? - (апостол) указывает и на нечто большее, говоря, что Он не только им являлся, но и не переставал простирать руки и призывать, являя заботливость чадолюбивого отца, и сердобольной матери. Смотри, какое ясное решение дал (апостол) на все возникшие выше недоразумения, доказав, что иудеи погибли по собственной воле и во всех отношениях не заслуживают извинения. Хотя они и слышали и понимали сказанное, но при всем том не захотели прийти. И что гораздо важнее, Бог не только дал им услышать и уразуметь это, но присоединил и более сильные меры для побуждения и привлечения упорных и противящихся. Какие же именно? Ободрение их и возбуждение соревнования. Бог не только призывал иудеев, простирал к ним руки, но и возбуждал в них страсть соревнования, наделяя благами тех, которые были гораздо ниже их (а это особенно возбуждает соревнование), и притом, не теми благами, какие даны были иудеям, но - что гораздо важнее и делает страсть более мучительной - благами гораздо большими и нужнейшими, такими, каких иудеи и во сне себе не представляли. Но они и при всем том не послушались. Итак, какого извинения достойны те, которые показали свое упорство в столь великой степени? Никакого. Впрочем, (апостол) сам не говорит этого, но предоставляет совести слушателей заключить об этом на основании сказанного и в следующих словах со свойственною ему мудростью опять доказывает то же самое. //**Гомилии на Послание к Римлянам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Ко Израилю же глаголет: весь день воздех руце Мои к людем непокоривым и пререкающим** (ср.: [[old:is:65:02|Ис. 65, 2]]) Если Бог простирает к ним руки, призывая и привлекая их к Себе, то как Он мог не увиден быть ими и не уразумен? Увиден и уразумен, но они не пошли к Нему по упорству и прекословливому нраву своему. Весь день — у Пророка означает весь день Израиля, со времени изведения его из земли Египетской, а в исполнении пророчества в устах апостола Павла означает все время, как воплотился Господь и явил Себя среди Израиля (см.: Экумений). Он Сам, ходя среди иудеев, взывал: //приближилось Царствие; покайтесь и веруйте во Евангелие// (см. [[new:mk:01:14|Мк. 1:14-15]]). А потом Апостолов послал, которые и во Иудее, и по всем странам, где ни случалось им встречать иудеев, первым им возвещали слово Евангелия. Таким образом, в призывании, ясном и понятном для всех, не было недостатка. Недоставало только благопокорливой веры и послушания Зовущему. Блаженный Феофилакт пишет: «дабы иудеи не имели права сказать Богу: Ты обрелся язычникам, а с нами не хотел обращаться, — Пророк присовокупляет: //Я весь день//, — то есть во всякое время, //воздех руце Мои//, — то есть привлекал вас, но вы оказались народом непослушным и упорным. Следовательно, вы виновны, а не Я. Я простирал руки Свои к вам и призывал вас, но вы не послушались. Отсюда видно, что израильтяне и слышали, и знали, но не хотели покориться». Этим заканчивает Апостол отъятие всякого извинения неверия иудеев (стихи 14 — 21). И проповедники есть, и слышат, и разумеют, — и все еще остаются в неверии. Вывод отсюда: никакого нет им извинения. Но Апостол не делает его гласно, а дает всякому читающему или слышащему сделать его самому, равно как и приложение его, то есть: если неизвинительны, и неизвинительны пред Богом, Которого суд нелицеприятен; то очевидно, что следует, — следует покориться проповеди и уверовать в Евангелие. Это-то приложение и имел в виду Апостол, представляя иудеев безответными, а не одно голое обличение. Святой Златоуст все сие отделение заключает такими словами: «вот какое ясное решение дал Апостол на все предложенные выше затруднения, доказав, что иудеи погибают по собственной воле и во всех отношениях не заслуживают извинения. Хотя слышали, хотя понимали сказанное, но при всем том не захотели прийти. И что гораздо важнее, Бог не только дал им услышать и уразуметь сие, но и употреблял меры более сильные для побеждения и привлечения упорных и противящихся. Какие же именно? Раздражал их, пробуждал в них соревнование. Вы сами знаете мучительство сей страсти, знаете, какую силу имеет соревнование к преодолению всякого упорства, к восстановлению падших. И нужно ли говорить о взрослом человеке, когда соревнование оказывает великое действие и над детьми в незрелом возрасте? Ребенок часто, когда призывает его отец, не слушается и продолжает упрямиться; но, когда видит, что ухаживают за другим ребенком, без всякого зова бежит к груди родительской, и чего не могло сделать призывание, то производит соревнование. Так и Бог поступал с иудеями; не только умолял их, простирал к ним руки, но и возбуждал в них страсть соревнования, наделяя благами тех, которые были гораздо ниже их, — что особенно производит соревнование, впрочем, не теми благами, какие даны иудеям, но, что гораздо важнее, что делает страсть мучительнейшею, — благами гораздо большими и нужнейшими, — такими, каких иудеи и во сне себе не представляли. Но они при всем том не послушались. Итак, какого стоят извинения показавшие в таком избытке свое упорство? Никакого. Впрочем, Апостол не говорит сего сам, но предоставляет совести слушателей заключить о том из соображения сказанного». //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному** **К Израилю же** так** говорит**: //целый день// простирал Я руки Мои к народу жестокому //(неслушающемуся) и противоречащему// ([[old:is:65:02|Ис. 65:2]]). //**Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному** О, как бесконечно велика милость Твоя, Господи, к нам, грешным. Мы не ищем Тебя, и Ты Сам являешься к нам; мы не покорны Тебе, пререкаем Тебе – а Ты, как нежнейший Отец, воздеваешь, простираешь к нам Свои руки! **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному** Руки Господни, воздетые к небу, не помощи испрашивали, но обороняли нас, немощных. //**Трактат на Псалмы.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному** Дабы иудеи не имели права сказать Богу: ты найден язычниками, а с нами не хотел обращаться, пророк присовокупляет: Я **целый день**, то есть во всякое время, **простирал руки Мои**, то есть привлекал вас, но вы оказались народом непослушным и упорным. Следовательно, вы виноваты, а не Я. Я простирал руки Свои к вам и призывал вас, но вы не послушались. Отсюда видно, что израильтяне и слышали, и знали, но не хотели покориться. //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Ориген ===== **Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному** Не следует нам оставаться в неведении и относительно того, что в еврейских списках нет «и упорному». Апостол же в своих писаниях следовал чтению семидесяти толковников и приводил то, что известно в их переводе (прим.: очевидно, Ориген сравнивал еврейский и греческий тексты Библии во время работы над посланиями Павла). //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Амвросиаст ===== **Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному** Здесь Израиль относится к плоти, то есть к сынам Авраама, но не по вере; ведь Израиль истинен и духовен, когда, веруя, видит Бога. **«Целый день»** означает «всегда», ибо они всегда были непослушны. Кроме того, эти слова предназначаются и тем, которые не поверят, дабы знали, что они сами - причина своей погибели. Этот фрагмент можно отнести и к Спасителю, Который, будучи на Кресте, простирал руки, моля о прощении тех, кто убивал Его (см. [[new:lk:23:34|Лк. 23:34]]). //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному** См. Толкование на [[new:rim:10:20#lopuxin_ap|Рим. 10:20]] [<10>]