[<10>] ====== Толкования на Рим. 11:5 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Тако убо и в нынешнее время останок по избранию благодати бысть** См. Толкование на [[new:rim:11:01#svt_ioann_zlatoust|Рим. 11:1]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Тако убо и в нынешнее время останок по избранию благодати бысть** (ср.: [[old:3ts:19:14|3 Цар. 19, 14]], [[old:3ts:19:18|18]]) См. толкование на [[new:rim:11:02#svt_feofan_zatvornik|Рим. 11:2]] ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 5-6 **Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток. Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело** **Также**, говорит,** и в сие (нынешнее) время** немногие остались из народа того (такие), чтобы избрать их к благодати. **Если же по благодати** они, то **не от дел** закона. //**Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.**// ===== Блаж. Августин ===== **Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток** В апостольские времена многие иудеи поверили во Христа, и теперь обращаются, пусть и немногие. //**О граде Божием.**// ---- Избрание это, конечно, по благодати, а не по заслугам. //**О предопределении святых.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток** И теперь, говорит, есть **остаток**, то есть наилучшие. Когда провевают смолоченное, то в остатке бывает зерно. Так точно и Бог, отвергая дурных, оставляет себе достойных. Когда сказал: **по избранию**, то показал старание спасаемых, потому что они сделались достойны избрания вследствие их старательности, а когда сказал **благодати**, то означил дар Божий. //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Ориген ===== **Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток** В словах апостола, что **остаток сохранился** **по избранию благодати**, прибавление «избрания», как мне представляется, не излишне. Ведь он мог сказать: «Остаток сохранился по благодати», но он показывает этим, что есть благодать и без избрания, и с избранием. Ибо все, кто спасается верой, без сомнения, спасаются по благодати; а кто спасается **по избранию благодати**, как мне кажется, объявляются более совершенными душами. Как Израилем именуется всякий, кто происходит от рода Израилева, но истинный Израиль есть тот, кто чистым разумом и искренним сердцем видит Бога, так мы можем принять и относительно этого, что все, приходящие к вере Христовой, приходят по благодати. А об украсившем дар благодати добродетельными делами и чистотой сердца говорится, что Христос спасает его не только по благодати, но **по избранию благодати**. //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ---- Этими словами Павел образно именует тех, которые называются израильтянами «по избранничеству», чтобы показать, что пришествие Христа ныне на благо не только язычникам, но и многим из рода израильского, призванным к спасению. //**О началах.**// ===== Амвросиаст ===== **Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток** Даже если многие отпали, то те, кого Бог предузнал, остались в обетовании закона. Ведь принявшие Христа как Того, Кого обещал закон, устояли в законе; а вот не принявшие Христа от закона отпали. //**Толкование на Послание к Римлянам.**// ===== Евсевий Кесарийский ===== **Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток** Остаток Израиля провозгласил всем язычникам божественный знак, приводя души язычников от погибели к познанию Бога. //**Доказательство в пользу Евангелия.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток** **По избранию благодати**. Апостол имеет в виду новое, недавно совершившееся благодатное избрание или призвание ко Христу части иудейского народа [Pо Цану, в то время число христиан из иудеев было не менее 70-ти тысяч (ср. Migne, 116 col. 934 rulta milia Judacorum - выражение Евангелия от евреев о числе христиан из иудеев)]. См. также Толкование на [[new:rim:11:01#lopuxin_ap|Рим. 11:1]] [<10>]