[<10>] ====== Толкования на Рим. 11:14 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Аще како раздражу мою плоть и спасу некия от них** См. Толкование на [[new:rim:11:13#svt_ioann_zlatoust|Рим. 11:13]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Аще како раздражу мою плоть и спасу некия от них** И умножением числа верующих из язычников, и возвеличением значения обращения их Апостол косвенно имеет в намерении и то, «чтобы по крайней мере этим возбудить иудеев к соревнованию и соделать некоторых из них причастниками спасения» (блаженный Феодорит). //Плотию// своею назвал Апостол иудеев потому, что хотя они коснели в неверии и неприязненно относились к нему, но он не переставал любить их, как любят плоть свою. Блаженный Феофилакт пишет: «словом: **плоть** — показал нежную свою любовь к иудеям». А может быть, и потому так назвал их, что как они расходились с ним в убеждениях, в правилах жизни и чувствах, то близость с ними осталась у него только по плоти. Святой Златоуст говорит: «Апостол не сказал:братий моих, сродников моих, — но: **плоть**». Поясняя сие, блаженный Феодорит прибавляет: «//плотию// своею называет иудеев, как чуждых ему по образу мыслей, имеющих же общение с ним по одному плотскому сродству». «Потом, обнаруживая их упорство, не говорит: не убежду ли тем, — но: **аще раздражу и спасу**; и при этом опять не говорит: всех, — но: **некая от них**. Столь жестокосерды были иудеи!» (святой Златоуст). «Каково упорство иудеев! Нельзя было надеяться привлечь их к вере иначе, как чрезмерным некиим давлением, и то не всех, а только некоторых» (Экумений). Сличая сказанное в сих текстах (стихи 13 — 14) о язычниках и иудеях, святой Златоуст говорит: «и в сем опять обнаруживает превосходство язычников. Хотя иудеи и язычники взаимно служат друг другу в деле спасения, однако же неодинаково. Иудеи доставляют блага язычникам неверием своим, а язычники иудеям своею верою. Откуда видно, что язычники равняются с иудеями, даже превосходят их. Ибо что скажешь ты, иудей? Если бы не были отвержены, вас не призвали бы так скоро? То же скажет и язычник: если бы я не был спасен, в тебе не возбудилось бы ревности. А если хочешь знать, чем мы превосходим, то я спасаю тебя тем, что верую, а ты, преткнувшись, доставил мне случай прийти прежде тебя». //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них** Ради сего я и желал, **чтобы к соревнованию** в тех** вызывать плоть мою и спасенными делать некоторых из них**, кои не приняли нашей проповеди и наших знамений. Поелику Господь наш за всех умер, то и не говорит: соревную Христу, если умираю - как Он, и спасенными соделываю - по подобию Его; ибо один есть Агнец, Который заклан за всех, даже и за самого Апостола. Вот это-то, не высказывая открыто, выразил премудро (в толкуемом изречении). Так как Христос обитал в плоти его, то и говорит так: **к соревнованию да вызываю плоть мою**, то есть Господу, живущему в плоти моей. Как Он умерщвлен и спас язычников, так и я умерщвляюсь и своею смертью спасаю родных моих. //**Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.**// ===== Блаж. Феодорит Кирский ===== **Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них** Павел говорит: так как Бог языков поставил меня проповедником для язычников, я по необходимости забочусь об их спасении, и за них заступаюсь, и показываю, что божественные пророки издревле предвозвестили о них (см. [[old:is:42:06|Ис. 42:6;]] [[old:is:49:06|49:6;]] [[old:is:66:19|66:19;]] [[old:mal:01:11|Мал. 1:11]]), и делаю это для того, чтобы хоть так возбудить иудеев к соперничеству и привести хотя бы некоторых из них к участию в спасении. //**Толкования на послания святого Павла.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них** См. Толкование на [[new:rim:11:13#blazh_feofilakt_bolgarskij|Рим. 11:13]] ===== Ориген ===== **Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них** Показывая бодрствующую заботу и постоянное попечение по отношению к наставлению язычников и делая их поведение и жизнь заслуживающими всяческого одобрения, Павел тем самым приглашает и вызывает видящих это израильтян, своих сродников по плоти, к подражанию тем, кто преуспевает в вере Божией. И слава его служения в том, что из научения одних проистекает польза и для других. //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них** См. Толкование на [[new:rim:11:13#lopuxin_ap|Рим. 11:13]] [<10>]