[<10>] ====== Толкования на Рим. 11:16 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Аще ли начаток свят, то и примешение: и аще корень свят, то и ветви** См. Толкование на [[new:rim:11:13#svt_ioann_zlatoust|Рим. 11:13]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Аще ли начаток свят, то и примешение: и аще корень свят, то и ветви** **Примешение**, φύραμα, — тесто замешенное. Когда замешивают тесто для хлебов, сначала основу полагают, от которой зависит и хорошая замесь, и хороший всход или вскисание теста. Потом подсыпают муки и месят, пока тесто придет в должную меру. Если основа заложена как должно, то хлеб выйдет хороший, а если в основе что-либо неисправно, неисправен будет и хлеб. Апостол называет ее //начатком// и говорит, что если он свят, то и все **примешение**, или вся замесь, свята. Начаток для хлебной замеси то же, что корень для ветвей. Кого же разумеет здесь Апостол и для чего сказал это? Разумеет под начатком и корнем родоначальников Израиля, Авраама, Исаака, Иакова, а под примешением и ветвями — весь народ израильский и утверждает, что если родоначальники святы, как и действительно святы и во славе суть у Бога на небеси, то и вся масса народа свята. Сказал же сие Апостол для того, чтобы внушить: вся масса народа должна быть свята, — такою она заложена в родоначальниках и такою быть предназначена и способна. Почему, видя теперь не верующих из иудеев, не думай, что они так и останутся; придет время, уверуют и они и святы станут. А такое удостоверение представляет он в подтверждение того, что не тщетно его пред сим высказанное ожидание, что они приняты будут, после чего откроется и славное Царство Божие по воскресении мертвых; не тщетны потому труды его над тем, чтоб обращать поскорее язычников и тем способствовать скорейшему обращению иудеев и скорейшему открытию Царства Божия. Простирая же мысль свою в далекое будущее, Апостол, конечно, не выпускал из внимания и бывших налицо иудеев и предложенным приточным изречением хотел, может быть, тоже раздражить их к вере, говоря как бы: вот к чему вы назначены! Чего же ждать? Обращайтесь скорее и вступайте в чин святых, чтобы не оставаться долго в отчуждении от корня своего святого. Блаженный Фотий у Экумения говорит: «ежели с начатком и корнем — святыми — необходимо быть святыми замеси (хлебной) и ветвям, а иудеи не святы (по причине неверия); то очевидно, что они состоят в отпадении от родового корня своего — Авраама». К чему сам Экумений прибавляет: «называя их святыми, он располагает их к вере, говоря как бы: вы пригожи и подобающи для веры, одного только недостает у вас — желания веровать». //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Свт. Геннадий Константинопольский ===== **Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви** Павел называет Владыку Христа «начатком» как родившегося от иудеев по плоти и положившего через Свое воскресение начало усыновлению. //**Фрагменты.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви** **Если же начаток** (плодов, мука) был **свят, то и тесто** также (будет свято); **и когда корень свят, то и ветви** тоже. //**Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.**// ===== Прп. Никодим Святогорец ===== **Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви** См. Толкование на [[new:mf:23:26#prp_nikodim_svjatogorec|Мф. 23:26]] ===== Блаж. Феодорит Кирский ===== **Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви** Апостол называет Владыку Христа //«начатком»// - по человеческой природе, а //«корнем»// - праотца Авраама; «ветвями же маслины» - народ иудейский, как происшедший от него. //**Толкования на послания святого Павла.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви** //Начатком// и //корнем// называет патриархов, а //целым// и //ветвями// - тех из потомков их, которые уверовали. Итак, утешает неверующих евреев, говоря: и вы будете святы, если уверуете. Ибо необходимо, чтобы целое и ветви были подобны начатку, то есть то - начатку, а эти - корню. Если же вы не уподобились им, то это служит признаком великой порочности. //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Амвросиаст ===== **Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви** Ясно, что они представляют собой целое, потому что из одного вещества. Часть же не может быть святой, а вещество нечистым, потому что часть эта из того же вещества. Так Павел показывает, что те, чьи предки верили, не могут рассматриваться как недостойные обретения веры. Если часть иудеев поверила, то почему не сказать, что и остальные могут поверить? //**Толкование на Послание к Римлянам.**// ===== Констанций ===== **Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви** Здесь начатком Павел называет Христа, а целым - еврейский народ, от которого Христос происходит по плоти. **И если корень свят, то и ветви**... В этом месте **корень** обозначает Авраама, так как он называется отцом многих народов по вере; **ветви** же - его потомков, равным образом придерживавшихся веры Авраама. //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви** Израиль и сам по себе имеет право на получение спасения. Ведь он представляет собою известное **целое** смешение или массу теста (furama), из которого уже испечено несколько хлебов, которые, как начатки [[old:chis:15:19|(Чис 15:19-21)]], принесены Богу в дар. Эти начатки - патриархи народа израильского, принятые уже в общение с Богом. Их же Апостол разумеет и под //корнем святым//, от которого произросли **ветви**, т. е. народ израильский. См. также Толкование на [[new:rim:11:11#lopuxin_ap|Рим. 11:11]] [<10>]