[<10>] ====== Толкования на Рим. 11:23 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И они же, аще не пребудут в неверствии, прицепятся: силен бо есть Бог паки прицепити их** См. Толкование на [[new:rim:11:22#svt_ioann_zlatoust|Рим. 11:22]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **И они же, аще не пребудут в неверствии, прицепятся: силен бо есть Бог паки прицепити их** Бог и милует, и отвергает, смотря по настроению произволения людей: благопокорливым являет милость, а непокорливых отвергает. Но пока мы здесь, на земле, отвержение Божие не бывает окончательным: оно всегда есть только исправительное. Отвергает Бог, чтоб самым отвержением образумить и привлечь к Себе. Как бы ни был кто отвергнут, но, коль скоро образумливается и прибегает к Богу, Он опять принимает его в милость. Так и с иудеями будет: если они бросят свое неверие и перестанут упорствовать, Бог опять примет их в род Свой, в род спасаемых, избранных и святых. Святой Златоуст говорит: «видишь ли, какова сила свободы? Какова власть воли? Ничто не неизменно, ни твое (язычник) благо, ни его (иудея) зло. Видишь ли, как Апостол и отчаявающегося иудея восставил и смирил самонадеянного язычника? И ты, иудей, слыша о строгости, не приходи в отчаяние; и ты, язычник, слыша о благости, не надейся на себя. Тебя не пощадил и отсек для того, чтобы ты пожелал возвратиться; а тебе оказал благодать для того, чтобы пребывал, и не сказал Апостол: в вере, — но: //в благодати//, — то есть чтобы ты делал достойное Божия человеколюбия; потому что требуется не одна вера. Примечаешь ли, как Апостол не дает падшим лежать, а другим высокомудрствовать; напротив, первых еще возбуждает к соревнованию, из примера язычников показывая иудею возможность снова стать на месте язычника, так как язычник предзанял место иудея? Язычников, дабы они не превозносились пред иудеями, устрашает примером иудеев и тем, что с ними случилось; а иудею внушает смелость тем, что сделано для еллина. И ты будешь отсечен, говорит Апостол язычнику, если вознерадишь. Иудей отсечен, но он прицепится, если потщится, потому что и ты прицепился. И весьма мудро поступает Апостол, что обращает всю речь к язычнику и, по всегдашнему своему обыкновению, нанося удар сильнейшим, исправляет тем слабейших. — Потом, дабы ряд его умозаключений не мог быть оспариваем, берет доказательство от всемогущества Божия. Хотя иудеи отсечены и отвержены, хотя другие заступили их место, но им не следует, при всем том, отчаяваться. **Силен бо есть Бог**, говорит, **паки прицепити их**. Бог силен произвесть и то, что сверх надежды. Но если требуешь опытных доводов, то на себе самом имеешь самый достаточный пример». //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их** **Но и они, если не пребудут в неверии**, также** привьются**. Итак, этими двумя изречениями, им сказанными, разрешил он избрание, которое ввел; ибо, хотя и избрал (Бог), однако и отверг, показывая, что не те, кои были избраны, они и святы, так что, если согрешат, то и они подвергнутся отвержению и порицанию. Также и те, кои отсечены, не суть (окончательные) отверженцы; ибо, если совершат покаяние, обретут милосердие. **И они**, говорит,** если не пребудут** в том же** неверии, привьются, ибо силен есть Бог**, посредством очищения в крещении, **опять привить их**. //**Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.**// ===== Блаж. Феодорит Кирский ===== **Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их** Павел показывает легкость этого дела для силы Божией. //**Толкования на послания святого Павла.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их** См. Толкование на [[new:rim:11:22#blazh_feofilakt_bolgarskij|Рим. 11:22]] ===== Лопухин А.П. ===== **Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их** См. Толкование на [[new:rim:11:22#lopuxin_ap|Рим. 11:22]] [<10>]