[<10>] ====== Толкования на Рим. 11:28 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **По благовествованию убо врази вас ради: по избранию же, возлюблени отец ради** См. Толкование на [[new:rim:11:22#svt_ioann_zlatoust|Рим. 11:22]] **//Беседы на Послание к Римлянам.//** ---- Но скажи, когда, о ком и кому он так говорит? Обратившимся язычникам, которые гордились своей верой, восставали против иудеев, и тем самым еще более отчуждали их от себя. Итак, он говорит это для того, чтобы в одних низложить кичливость, а других привлечь и возбудить к подобной ревности. Когда же он рассуждает о тех благородных и великих мужах, то слушай, что говорит: //«ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; но они стремились к лучшему, то есть к небесному»// [[new:evr:11:14|(Евр. 11:14–16)]]. И опять: //«все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались»// [[new:evr:11:13|(Евр. 11:13)]]. Точно также говорил Иоанн приходившим к нему: //«не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам»// [[new:mf:03:09|(Матф. 3:9)]]; также Павел: //«не все те Израильтяне, которые от Израиля, ...не плотские дети суть дети Божьи»// [[new:rim:09:06|(Рим. 9:6, 8)]]. //**Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 9-я.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **По благовествованию убо врази вас ради: по избранию же, возлюблени отец ради** Из всего сказанного выходит, что если смотреть на иудеев по отношению их к Евангелию, то они враги. Чьи? Божии, как вслед за сим и возлюбленные они — тоже Божии. Поколику они противятся Евангелию, и враждуют как на благовестников, так и на верующих, и чрез то Божиим противятся распоряжениям, — потолику и Бог не благоволит к ним, отверг, не пощадил, отсек от маслины, как негодные ветви. И это **вас ради**, язычники, — чтоб вы вошли в ограду веры и спаслись. Так и пребудет, пока вы все войдете. Этим внушает Апостол язычникам: видите, как возблаговолил к вам Бог! «Поелику вы призваны, иудеи стали упорнее. Однако же Бог и при этом не прекратил вашего призвания, но ожидает, пока взойдут все имеющие уверовать из язычников. Тогда уже взойдут и иудеи» (святой Златоуст). А что это действительно будет, заключать следует из того, что хотя теперь иудеи за свое неверие не пользуются действительными благодеяниями Божиими, но поелику они принадлежат к избранному роду, — такому, который из всех языков выбран Богом и Себе усвоен; то Бог ради сего избрания, которого удостоены они ради отцов своих великих, не вконец отвратился от них, не вконец отверг их, но продолжает Отечески воззревать на них и готов опять принять их, как только уверуют. Таким образом они не перестают быть возлюбленными Богу, ради отцов своих, в силу избрания родоначальников их, а в них — и их самих. Этим внушает Апостол иудеям: видите, как любит вас Бог, что, несмотря на ваше неверие и противление Ему, все еще не отвергает вас вконец, а ждет вашего обращения. Видите также, что «добродетели предков нимало не пользуют вам, если сами не веруете» (святой Златоуст). Итак, спешите к вере, чтоб не истощилось Божие ожидание и вы не подпали конечному отвержению. «Апостол не перестает утешать иудеев словами, дабы привлечь их» (святой Златоуст). //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов** **По Евангелию они враги** суть, поелику распяли (Господа); **а по избранию** они суть **возлюбленные ради отцев**. //**Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 28:29 **В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов. Ибо дары и призвание Божие непреложны** Поскольку, говорит, вы покорились Евангелию и приняты Богом, то они стали упорнее и более отшатнулись и сделались врагами; но так как предки их изначала избраны Богом, то Бог не попустит им погибнуть совершенно (ибо они возлюбленные), но примет их, если уверуют. //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Амвросиаст ===== **В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов** Хотя тяжко согрешили иудеи, отвергнув дар Божий, и достойны погибели, но, будучи сынами добрых отцов, чьи многочисленные заслуги они получили от Бога, они с радостью будут приняты вновь, когда вернутся к вере, ибо Божия любовь к ним пробуждается памятью их отцов. //**Толкование на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 28-31 **В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов. Ибо дары и призвание Божие непреложны. Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их, так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы** Апостол здесь объясняет настоящее положение Израиля и говорит о его будущем. - **В отношении к благовестию**... - т. е. ради положения, какое Израиль занял по отношению к проповедникам о Христе. Бог стал поступать с евреями, как с врагами Своими, и отсек их от маслины - Царства Божия. Это послужило ко благу язычников, которые получили возможность быть привитыми к означенной маслине. - **В отношении к избранию**... - т. е. ради того, что народ еврейский был избран Богом еще в лице праотцев этого народа к тому, чтобы быть народом Божиим. Поэтому и теперь он не утратил окончательно значения в очах Божиих. Бог продолжает питать к нему любовь. См. также Толкование на [[new:rim:11:25#lopuxin_ap|Рим. 11:25]] [<10>]