[<10>] ====== Толкования на Рим. 11:34 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Кто бо уразуме ум Господень? и кто советник Ему бысть** См. Толкование на [[new:rim:11:33#svt_ioann_zlatoust|Рим. 11:33]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== Ст. 34-35 **Кто бо уразуме ум Господень? и кто советник Ему бысть, Или кто прежде даде Ему и воздастся ему** Слова пророка Исаии (см.: [[old:is:40:13|Ис. 40, 13 — 14]]). Все место читается у него так: //кто уразуме ум Господень, и кто советник Ему бысть, иже научает Его? Или с кем советова и настави и (Его)? Или кто показа Ему суд? Или путь разумения кто показа Ему? Или кто прежде даде Ему, и воздастся Ему?// «Эти слова значат то, что Бог, будучи столько премудр, не от другого заимствует премудрость, но Сам есть источник (ее, как и всех) благ; что Он, столько для нас совершивший и столько нас облагодетельствовавший, не заимствованное у другого даровал нам, но излил это от Себя; что Он никого не должен вознаграждать, как взявший что-либо у другого, но всегда Сам есть главный источник благ. Богатство в том и состоит особенно, чтобы во всем изобиловать и ничем не одолжаться другому» (святой Златоуст). Приложим к сему и сказанное блаженным Феодоритом: «Апостол предложил три сии вопроса в показание трех преимуществ, — богатства, премудрости и ведения: **кто уразуме ум Господень?** — в показание ведения; **кто советник Ему бысть?** — в показание премудрости; **или кто прежде даде Ему и воздастся ему**? — в показание богатства. Ибо столько неизмеримо богатство благости, что несуществовавшим дал бытие, и приведенным в бытие дарует благобытие, и не воздает, но дает блага, по человеколюбию же даяние называет воздаянием». //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему** **Ибо кто познал ум Господень** прежде, что это намерен Он был совершить? **Или кто советником Его был** в то время, когда пожелал Он совершить это ([[old:is:40:13|Ис. 40:13]])? //**Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 34-35 **Ибо кто познал ум Господень? или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать** Один Он, говорит, знает дела Свои, а кроме Его никто другой. Будучи премудр, Он не от совета с другим заимствует премудрость, но Сам по Себе был и есть самодостаточен. Он же есть и источник всех благ и что только дает, дает не как обязанный вознаграждать, подобно взявшему что у другого, но по Своей благости. Ибо **кто дал Ему наперед**, то есть Богу, чтобы воздалось ему? то есть чтобы даруемое Богом благодеяние почиталось отдачею тому, кто дал? //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Ориген ===== **Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему** Итак, ты видишь, что в данном месте Павел, говоря: **Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему**? - имеет в виду творение, а природу Троицы исключает, потому что у нее нет с творением ничего общего, кроме действия благодеяния. //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Амвросиаст ===== **Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему** Ясно, что только Бог знает все и что только Он ни в чем не нуждается, потому что все от Него. И никто не может ни познать, ни измерить ведения Его, ибо низший не может постичь смысла высшего. Как следствие, верующим иудеям казался невозможным Божий замысел спасения язычников. Схожим образом, трудным и невероятным казалось язычникам, что иудеи, которые не поверили, могут обратиться либо быть принятыми как верующие, дабы спаслись. //**Толкование на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему** См. Толкование на [[new:rim:11:33#lopuxin_ap|Рим. 11:33]] [<10>]