[<10>] ====== Толкования на Рим. 12:2 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **И не сообразуйтеся веку сему, но преобразуйтеся обновлением ума вашего, во еже искушати вам, что есть воля Божия благая, и угодная, и совершенная** //Вопрос//. Что значит сказанное Апостолом: **«чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная»**? //Ответ//. Того, что хочет Бог, много. Иного хочет по долготерпению и благости, и это есть благо и называется благим; иного же по гневу за грехи наши, и это называется злом. Ибо говорит: //«Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия»// [[old:is:45:07|(Ис. 45, 7)]], не то злое, за что бываем наказаны, но то, чем бываем вразумляемы. А вразумляющее и чувством скорби приводящее к обращению служит во благо. Поэтому чего хочет Бог по долготерпению и благости, того и нам необходимо должно хотеть и тому подражать. Ибо говорит: //«будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд»// [[new:lk:06:36|(Лк. 6, 36)]]. И апостол говорит: //«Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас»// [[new:ef:05:01|(Еф.5, 1–2)]]. Но что насылает по гневу за грехи наши и что, как сказал я, на том основании, что возбуждает чувство скорби, называется злом, того, без сомнения, не должно нам делать. И когда есть воля Божия, чтобы люди нередко гибли от голода, от язвы, от войны или от чего иного подобного, нам нет надобности служить сей воле. Ибо в подобных случаях Бог употребляет и служителей злых, по сказанному: //«послал на них пламень гнева Своего, и негодование, и ярость и бедствие, посольство злых ангелов»// [[old:ps:077:49|(Пс.77, 49)]]. Поэтому сперва должно искать, что есть благая воля Божия, потом, когда узнаем благую волю, должно исследовать, угодна ли Богу сия благая воля. Ибо на иное, само по себе взятое, есть воля Божия, и воля благая, но когда это делается или не тем лицом, или не вовремя, то не бывает уже благоугодным Богу. Например, была воля Божия и воля благая, чтобы кадили Богу, но не благоугодно было Богу, чтобы делали сие Дафан и Авирон. И еще: есть воля Божия и воля благая, чтобы творили милостыню, но если делают сие ради прославления от людей, то это уже не благоугодно Богу. И еще: была воля Божия и воля благая, чтобы ученики //«что на ухо»// слышали, проповедали //«на кровлях»// [[new:mf:10:27|(Мф.10, 27)]], но чтобы говорили о чем-нибудь прежде времени, сие не благоугодно было Богу. Ибо говорит: //«никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых»// [[new:mf:17:09|(Мф. 17, 9)]]. И вообще всякая воля Божия благая тогда и благоугодна, когда исполняется в ней сказанное апостолом: //«все делайте в славу Божию»// [[new:1kor:10:31|(1Кор. 10, 31)]], и: //«только все должно быть благопристойно и чинно»// [[new:1kor:14:40|(1Кор.14, 40)]]. Но опять, если на что есть воля Божия, и воля благая, и воля угодная, то и в сем случае должно не беспечности предаваться, но подвизаться и заботиться, чтобы сие было совершенно и без недостатков, в мере как самого дела, точно ли согласно оно с заповеданным, так и силы совершающего дело. Ибо сказано: //«возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя»// [[new:lk:10:27|(Лк. 10, 27)]], как и Господь научил в Евангелии от Иоанна [[new:in:13:34|(Ин. 13, 34)]]. Да и всякую заповедь люби, как написано [[old:vtor:06:06|(Втор. 6, 6)]]. Ибо сказано: //«Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так»// [[new:mf:24:46|(Мф.24, 46)]]. **//Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И не сообразуйтеся веку сему, но преобразуйтеся обновлением ума вашего, во еже искушати вам, что есть воля Божия благая, и угодная, и совершенная** Итак, самыми наименованиями ободрив слушателя и доказав, что каждый бывает священник собственного тела и жизни, (апостол) говорит и о способе, по которому можно во всем достигнуть успеха. Какой же это способ? **Не сообразуйтеся веку сему, но преобразуйтеся обновлением ума вашего** [[new:rim:12:02|(ст. 2)]], потому что образ этого века привержен к земле, низок, кратковременен, не имеет ничего возвышенного, постоянного, правильного, а все извращенное. И ты, если хочешь идти правильным путем, не напечатлевай в себе образа настоящей жизни, потому что в нем нет ничего постоянного и твердого. Поэтому апостол и назвал его образом, как и в другом месте говорит: //преходит бо образ мира сего// [[new:1kor:07:31|(1 Кор. VII, 31)]]. В нем нет ничего постоянного, прочного, но все временно, почему и сказал: **веку сему**, указывая этим на тленность, а словом: **образ** - на вещественность. Укажешь ли ты на богатство, славу, телесную красоту, удовольствия, на все прочее, что люди считают великим, - все это только образ, а не действительная вещь, явление - личина, а не постоянная какая-либо сущность. Но ты не сообразуйся с этим, говорит (апостол), а преобразуйся обновлением ума. Он не сказал: преобразуйся наружно, но преобразуйся по существу, показывая этим, что мир имеет наружный только образ, а добродетели принадлежит не наружный, но истинный, существенный образ, который имеет природную красоту и не нуждается во внешнем украшении и формах, одновременно появляющихся и исчезающих, так как все это исчезает прежде, чем появится. Итак, если ты отбросишь внешность, то тотчас достигнешь (настоящего) образа. Ведь ничего нет слабее порока, ничто так скоро не ветшает. Потом, так как людям ежедневно свойственно грешить, то (апостол) утешает слушателя, говоря, чтобы он ежедневно обновлялся. Как мы поступаем с домами, постоянно починяя те из них, которые обветшали, так поступай и с самим собою. Ты согрешил сегодня, душа твоя обветшала? Не отчаивайся, не унывай, но обнови ее покаянием, слезами, исповеданием, добрыми делами и никогда не переставай это делать. Но как мы можем делать это? **Во еже искушати вам лучшее, что есть воля Божия, благая и угодная и совершенная** [[new:rim:12:02|(ст. 2)]]; это и значит: обновляйтесь, чтобы вам познать полезное для себя и волю Божию; или: вы тогда можете обновиться, когда узнаете полезное для себя, и то, чего хочет Бог. Если ты познал это и научился распознавать свойства вещей, то ты постиг и весь путь добродетели. Спросишь: кто же не знает для себя полезного и того, в чем состоит воля Божия? Все те, которые стремятся к настоящему, которые считают завидным богатство, а бедность унижают, которые домогаются власти, стремятся к внешней славе, считают себя великими, когда настроят великолепных домов, купят пышные гробницы, имеют толпу слуг и водят за собою множество евнухов. Там люди не знают, что для них полезно и в чем состоит воля Божия, ведь то и другое - одно и то же. Что полезно для нас, того хочет Бог, и чего хочет Бог, то полезно для нас. Итак, чего же хочет Бог? Того, чтобы мы жили в нищете, смиренномудрии, в презрении славы, в воздержании, а не в роскоши, в скорби, а не в неге, в печали, а не в веселии и смехе, жили бы и во всем остальном, что заповедал нам Бог. Но многие отвращаются от этого, настолько они далеки от того, чтобы признавать это полезным и волею Божией; и потому они никогда не могут даже приблизиться к подвигам добродетели. Такие люди, не зная и того, что такое добродетель, но вместо нее восхищаясь пороком и, вместо целомудренной супруги, вступая в союз с блудницею, как могут отрешиться от настоящего века? Потому, прежде всего прочего, нам надлежит иметь правильное суждение о вещах, и если мы еще не следуем добродетели, то, по крайней мере, научимся хвалить ее, если еще не избегаем порока, то, по крайней мере, навыкнем порицать худое, чтобы пока приговоры наши были неподкупны. Вступив на этот путь, мы будем иметь возможность приняться потом и за дела. Потому и Павел повелевает обновляться, **во еже искушати вам, что есть воля Божия**. Здесь он укоряет, как мне кажется, и иудеев, державшихся закона. Хотя была воля Божия и на жизнь ветхозаветную, но не преимущественная, а приспособленная к слабости иудеев, совершенная же и благоугодная воля открыта в жизни новозаветной. И когда апостол новозаветную жизнь наименовал разумным служением, то назвал так в противоположность жизни ветхозаветной. //**Гомилии на Послание к Римлянам.**// ===== Свт. Григорий Нисский ===== **и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная** ... необходимо знать, **что есть воля Божия**, взирая на которую должен ревностно подвизаться усердно простирающийся к блаженной жизни и устраивающий свое [здешнее] житие соответственно стремлению к этой [будущей] жизни. А совершенная воля Божия состоит в том, чтобы очистить душу благодатью от всякой скверны, сделав ее выше телесных наслаждений, и чистой привести ее к Богу — ее, жаждущую и могущую узреть тот умопостигаемый и невыразимый Свет. //**О цели жизни по Богу и об истинном подвижничестве.**// ---- Павел называет совершенной волей Бога созидание души благочестием; той души, которую до наивысшей красоты доводит благодать Духа, нисходящая в соответствии с трудами созидаемого человека. //**О христианском образе жизни.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **И не сообразуйтеся веку сему, но преобразуйтеся обновлением ума вашего, во еже искушати вам, что есть воля Божия благая, и угодная, и совершенная** Дав закон для тела, пишет закон и для души. **И не сообразуйтеся веку сему**, — то есть духу века сего, не живите по сему духу, не по нему себя образуйте, чтобы никто не мог будто написанным на челе вашем читать: вот человек века сего или мира сего. Но в чем состоит дух века сего? В том, когда всю заботу и попечение имеют лишь о том, как бы получше устроить свое земное благобытие всеми подручными средствами, какие могут быть даны, своими личными способностями и силами, семейством, имением, связями, всем гражданским бытом и порядками его, даже порядками и делами веры и Церкви, и течением всех событий, и близких, и далеких, и зависящих, и не зависящих от нас, — устроить, полагаясь в этом на себя, на свои способы, на людей и тварей, а не на Бога, все правящего, хотя и — //Верую//, и — //Отче наш// читают и даже разглагольствуют о промысле Божием и уповании на него. Они помышляют и о Боге, знают, что есть другой мир и другая жизнь, но сердцем живут в сем веке и в том, что дает он, вкуса не имея ни к чему, что выше его, и стремления никакого не испытывая к тому, что не чувственно, не плотяно, не земно. Дух века не означает непременно бесстыдную порочность и необузданную страстность. Он грехолюбив и страстен, и самоугодие в сем составляет неотъемлемую черту его; но явного зла и греха он не терпит, а хочет казаться добропорядочным и честным, скрывая нередко за такою благовидною ширмою грехи иногда до злодейства и страстность даже самую срамную. Но не все чада его таковы. Главное в нем, как в начале сказано, то, что он в веце сем только уповающий есть, земное счастие преследует и своими средствами устроить его напрягается. В ком качествует такой дух, в том нет ничего христианского, хотя он христианин. Христианство начинается с того момента, когда зарождается в сердце позыв и стремление к небесному, духовному, вечному и Божескому, с отвращением от земного, чувственного, временного и тварного. Дух Христов противоположен духу века сего, и тогда, как сей последний весь на земле и в земном, тот весь на небе и в небесном, в Боге и Божеском, — сие одно любит, сие одно преследует, в сем одном находит вкус. Это не значит, что он, будучи отрешен от всего земного и тварного, ничего уже такого не касается и ничего не имеет в делах своих похожего на дела сынов века. Формы жизни человеческой одинаковы, как там, так и здесь; но дух и направление всего инаковы. Дух Христов не пресекает удовлетворения естественных потребностей человеческих, не гонит непременно из семьи и общества. Он допускает и гражданские службы, и воинствование, и торгование, и научность, и художественность, но все сие обращает в средства к преспеянию в духе, к стяжанию благ неземных, к угождению Богу, изгоняя бесщадно из всего этого лишь то, что противно такому направлению. Бывает, что он иных совсем отрешает от семьи и общества, но это не исключительная его принадлежность, а высшее и совершеннейшее его проявление, в истинном своем виде достояние немногих избранных. Зарождается такой дух жизни христианской, когда благодать Божия, нашедши вход в сердце человека, пробуждает там страх Божий и растревоживает совесть и чрез них приводит человека к восчувствованию опасности пребывания в духе века сего и в порядках жизни его, далее к раскаянию и перемене направления жизни своей в мыслях, чувствах, желаниях и делах и к решимости жить не по земному, а по небесному, духовному и Божескому. После сего, кто не крещен, крестится; а кто крещен, приемлет Таинство Покаяния и, благодатию Божиею вооружен будучи, в том и другом случае начинает жить не по духу века сего. К таковым и обращает слово свое святой Павел: **не сообразуйтеся веку сему**. Кто состоит еще под обаянием духа века сего, тому это правило невместимо: и слышит, но не внемлет, и понять его, как должно, не может. Говорит же сие к тем, которые уже прогнали дух века и начали жить по духу Христову, потому что дух века сего обольстителен и снова может увлечь тех, коим по прежней жизни знакомы мутные сласти дел его. Он говорит как бы им: смотрите, не увлек бы вас опять дух века и не стал снова переделывать по-своему, совлекая с неба на землю, от духа в плоть, от Бога к твари. Не слушайте его и не хотите сообразоваться с ним и порядками дел его. Ибо дух века, маня земным благобытием, изобрел такие дела, утехи и блага, из которых, кажется, так и течет рекою счастие. Увлеченные им кружатся в этих его порядках, чая упоиться счастием, и хоть никогда его не вкушают, но чают вкусить впереди. У кого выгнан дух века сего духом Христовым, те извлекаются из сего кружения, крушащего сердце. Но как они всё же вращаются в сопредельности с порядками духа века, то есть опасность: не зацепило бы их снова это кружение и не увлекло бы в прежний круговорот. Апостол и предостерегает: уж это все надо оставить, вам не след вращаться в таких порядках и сообразоваться с ними. Святой Златоуст, толкуя сие место, от этого старается отвратить своих слушателей, преимущественно изображая призрачность благ века сего. «Образ (дух) века сего прилеплен к земле, низок, кратковременен, в нем нет ничего возвышенного, постоянного, правильного, и все извращено. Посему, если хочешь идти надлежащим путем, то не напечатлевай в себе образа настоящей жизни. В нем ничего нет непременного и твердого; потому и назван образом, как в другом месте Апостол говорит: //преходит бо образ мира сего// [[new:1kor:07:31|(1 Кор. 7, 31)]]. В нем ничего нет постоянного, неподвижного, но все временно; посему и сказал: **веку сему**, — означая тем кратковременность, словом же: //образ// — выразил бессущность. Укажешь ли на богатство, славу, телесную красоту, забавы и все прочее, что люди почитают за великое, — все сие есть один образ, а не действительная вещь, явление и личина, а не пребывающая сущность. Но ты не сообразуйся с сим, говорит Апостол, а преобразуйся обновлением ума. Не сказал он: преобразуйся наружно, — но: преобразуйся существенно, — показывая тем, что мир имеет наружный только образ, а добродетели принадлежит не наружный, но истинный, существенный образ, который имеет природную красоту, для которого не нужно наружных притираний и личин, вдруг появляющихся и исчезающих; так как все сие исчезает прежде, нежели появится. Посему, если сорвешь личину, тотчас увидишь настоящий образ. Ничего нет слабее порока, ничто так скоро не стареется». **Но преобразуйтеся обновлением ума вашего**. Дух века прогнан со всеми порядками и проявлениями его, воспринят дух Христов. Что далее? Далее предлежит преобразовать себя. Живя по духу века, по его обычаям и правилам, настроиваемся на то всею душою, и образ мыслей у нас мирской или века сего, и склонности с делами и предприятиями таковы же, и вкусы с чувствами и сочувствиями такие же. Восприяв новый дух, предлежит все сие переделать, перенастроить, преобразовать. Новый дух, благодатию Божиею восстановленный и поддерживаемый, есть сила великая. В ком пробудится он, того влечет неудержимо к высшему, неземному, духовному. Но внутренняя жизнь человека, в ком пробуждается сей дух, не вдруг вся перестраивается по нему. Восприята только сила к тому, а для самого преобразования требуется и время, и труд. Вот сие и внушает Апостол, говоря: **преобразуйтеся обновлением ума**. Ум, или дух, ваш обновлен, то есть, как сказано выше, благодатию Божиею ожил в вас страх Божий и растревожил совесть, и под действием их помощию Божиею вы дошли до решимости оставить жизнь века сего и начать жить по требованиям века иного, решимости, скрепленной благодатию в Таинствах Крещения или Покаяния. Так совершилось в вас обновление ума вашего, или духа. Теперь силою сего обновленного ума, или духа, преобразуйте себя, то есть мысли свои, расположения и склонности свои, чувства и вкусы свои, — всю душу свою. Душа ваша вся обращена была к земле и земному, к веку сему и делам его, — и только тем и занята была, как бы устроить благобытие земное. Сему же она подчиняла и ум, или дух, ваш и содержала его в подъяремном у себя и у века сего положении. Теперь — благодарение Богу! — он высвобожден из сих уз и вступил в права свои; теперь уже не он душе, а душа ему покорствовать будет и перестраиваться по его требованиям. Научите же ее усвоить себе образ здравых словес, чтоб о всем судить и на все смотреть очами духовными, или Божиими, как указано в Божественном откровении; научите ее вкоренять в себе, вместо страстных, святые расположения, или всякого рода добродетели, чтоб добродетели составили неотъемлемый нрав ваш, как прежде составляли его страсти; научите ее воспитать в себе вкусы и сочувствия к духовному, невидимому, небесному и вечному, чтоб сокровище ваше было не в плотяном, осязаемом, земном и преходящем, а в противоположном тому, — а за сокровищем и сердце было уже не здесь, а там. Все же сие не думайте и не надейтеся совершить сами собою, но и это все, и всю участь свою предайте в руки Божии и единственно от Его благодатной помощи ожидайте верного успеха, повесив будто себя на деснице Божией — всемощной. Для всего сего нет нужды принимать что-либо особенное; но те же обычные всем дела человеческие делать по новому духу. Предлежит какое-либо дело: восстают прежние о нем мысли, — прогони их и прими новые; показываются прежние страстные движения, руководившие им, — пресеки их и пробуди новые движения; раздражается старое чувство самоугодия, сласть находившее в нем и питавшееся им, — подави его и раздражи сочувствие к тому, что есть в деле сем неземного. Так в каждом деле, — и преобразование души будет идти верным путем, действенно и плодоносно. Только обновленный ум, или дух, храни в воспринятом им обновлении. Но нет человека без греха. Как ни блюдись, — недобрые мысли, чувства, расположения, дела и слова проторгнутся и проторгнутся. От этого ход преобразования души замедляется и самый ум, или дух, слабеет в обновлении. Почему надобно непрестанно обновлять себя покаянием. Покаянность есть неотъемлемая принадлежность нового духа жизни христианской, выражающейся всегдашним содержанием сердца сокрушенного и смиренного. Святой Златоуст говорит: «поелику Павловым слушателям, как людям, было сродно каждый день грешить; то Апостол утешает их, советуя ежедневно обновляться. Как поступаешь с домом, то и дело починивая в нем все обветшавшее, так поступай и с самим с собою. Ты согрешил сегодня? Душа твоя обветшала? Не отчаивайся, не унывай, но обновляй ее покаянием, слезами, исповедию, добрыми делами и никогда не оставляй сего дела». **Во еже искушати вам, что есть воля Божия благая** и прочее. — Предлежит обновленным умом преобразовывать себя. По какой норме? По воле Божией. В слове Божием все показано, как это делать. Изучай, усвояй и прилагай у себя к делу, несмотря на противление тому внутри и препоны вовне. Нет лучшего и вернейшего указателя и руководителя. И когда станете вы во всем поступать по воле Божией, тогда самым делом искусите и испытаете, что если хочет кто преобразовать себя по-новому, то не достигнет сего иначе, как действуя по воле Божией. Действие по ней тотчас будет давать плод, явный и ощутительный, и удостоверять делом, сколь воля Божия блага, угодна и совершенна. — У Апостола плодом преобразования себя полагается не познание воли Божией, а испытание и опытное вкушение качеств сей воли, ее благотворного на нас действия. **Во еже искушати**, εις το δοκιμάζειν. — Δοκιμάζειν — отведывать, вкушать, делом испытывать. Познание воли Божией можно поставлять под условие обновления ума, а не преобразования себя обновленным умом, что уже предполагает познание воли Божией. И действительно, пока не обновлен ум, или дух, пока он весь объят и подавлен духом века сего, до тех пор не может человек познать и понять волю Божию; невнятна она для него, невместима, сколько ни толкуй. Поставляя познание воли Божией в зависимость от обновления ума, святой Златоуст говорит: «спросишь: кто же не знает, в чем состоит воля Божия? Всякий, кто прилеплен к настоящему, кто почитает завидным богатство, а бедность уничижает; кто домогается власти, пристрастен к мирской славе; кто считает себя великим человеком, когда настроил великолепных домов, заготовил пышные гробницы, имеет толпу слуг, водит за собою множество евнухов; такой человек не знает, что для него полезно и в чем состоит воля Божия. Ибо то и другое есть одно и то же: что полезно для нас, того хочет Бог; и чего хочет Бог, то полезно для нас. Итак, чего же хочет Бог? Того, чтобы мы любили нищету, смиренномудрие, презирали славу, жили воздержно, а не роскошно, в скорби, а не в неге, плакали, а не веселились и смеялись, — исполняли всё то, что заповедал нам Бог. Но многие отвращаются сего как зла, а не только не согласны признавать полезным и волею Божиею; и потому не могут никогда даже приближаться к подвигам добродетели. Такие люди, не зная того, что есть добродетель, и восхищаясь пороком, как могут отрешиться от настоящего века?» При сем святой Златоуст предлагает и другую, полезную в жизни мысль. Полагая возможным под обновлением ума разуметь приобретение здравых о вещах суждений, он учит, что и это хорошо, хотя нет соответствующей тому жизни, хоть и не так живем; но знание должного образумит наконец и приведет к делам должным. «Прежде всего прочего, говорит он, надлежит нам иметь правильное суждение о вещах. Если еще не следуем добродетели, по крайней мере, научимся хвалить ее. Если еще не убегаем порока, по крайней мере, навыкнем порицать худое, дабы хотя суд наш был правый. Держась сего пути, можем приняться и за самые дела. На сей конец и Павел повелевает обновляться, **во еже искушати, что есть воля Божия**». В пояснение того, что значит воля Божия — **благая и угодная и совершенная**, — блаженный Феофилакт сокращенно приводит толкование сих слов, данное Василием Великим, в «Кратких...» его «...правилах», в ответе на 276-й вопрос. Приводим сие место вполне. «Во-первых, надобно искать, что есть благая воля Божия; это прямая заповедь делать что-либо, например: //будите милосерди, якоже и Отец ваш милосерд есть// (ср.: [[new:lk:06:36|Лк. 6, 36]]) — или: //ходите в любви, якоже и Христос возлюбил есть нас// [[new:ef:05:02|(Еф. 5, 2)]]; потом, когда узнаем благую волю, должно исследовать, угодна ли Богу сия благая воля (в отношении к нам). Ибо иное в особом отношении есть воля Божия, и воля благая; но когда это делается или не тем лицом, или не в то время, как бы надлежало, то не бывает уже благоугодным Богу. Например: была воля Божия и воля благая, чтобы кадили Богу; но не благоугодно было Богу, чтобы делали сие Дафан и Авирон. И еще: есть воля Божия и воля благая, чтобы творили милостыню; но, чтоб делали сие ради прославления от людей, это уже не благоугодно Богу. И еще: была воля Божия и воля благая, чтобы ученики, //еже во уши слышали, проповедали на кровех// (ср.: [[new:mf:10:27|Мф. 10, 27]]); но, чтоб говорили о чем-либо (о некоторых вещах) прежде времени, сие не благоугодно было Богу. Ибо говорит: //никому же поведите видения сего, дондеже Сын Человеческий из мертвых воскреснет// (ср.: [[new:mf:17:09|Мф. 17, 9]]). И вообще всякая воля Божия благая тогда и благоугодна, когда исполняется в ней сказанное Апостолом: //вся во славу Божию творите// [[new:1kor:10:31|(1 Кор. 10, 31)]] — и: //вся благообразно и по чину да бывают// (ср.: [[new:1kor:14:40|1 Кор. 14, 40]]). Но опять, если на что есть воля Божия, и воля благая, и воля угодная, то и в сем случае должно не беспечности предаваться, но подвизаться и заботиться, чтоб сие было совершенно и без недостатков, в мере как самого дела, так и силы совершающего дело. (Можно прибавить: со всем усердием, вниманием и тщанием; потому что не благоволит Бог к творящему дело Его небрежно.) Ибо сказано: //возлюбиши Господа Бога твоего от всея души твоея, и всею силою твоею, и всею крепостию твоею, и всем помышлением твоим: и ближняго своего, яко сам себе// (ср.: [[new:lk:10:27|Лк. 10, 27]]), как и Господь научил в Евангелии от Иоанна: //якоже возлюбих вы, да и вы любите себе// [[new:in:13:34|(Ин. 13, 34)]]. Да и всякую заповедь люби, как написано (см.: [[old:vtor:06:06|Втор. 6, 6]]). Ибо сказано: //блажен раб той, егоже, пришед господин его, обрящет тако творяща// [[new:mf:24:46|(Мф. 24, 46)]]» (Святитель Василий Великий. Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах. Ответ 276). //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная** Да возможете **изследовать, что** есть **воля Божия - благая и угодная и совершенная**. //**Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.**// ===== Прп. Авва Дорофей ===== **и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная** Что значит сказанное Апостолом: **воля Божия благая и угодная и совершенная**? Все бывающее, бывает или по благоволению Божию, или попустительно, как сказано у Пророка: //Аз Господь, устроивый свет и сотворивый тьму// [[old:is:45:07|(Ис. 45, 7)]]. И еще: //или будет зло во граде, еже Господь не сотвори// [[old:am:03:06|(Ам. 3, 6)]]. Злом здесь названо все, что отягощает нас, т.е. все скорбное бывающее к наказанию нашему, за порочность нашу, как-то голод, мор, землетрясение, бездождье, болезни, брани, все сие бывает не по благоволению Божию, но попустительно, когда Бог, попускает этому находить на нас для нашей пользы. Но Бог не хочет, чтобы мы сего желали или сему содействовали. Например, как я сказал, бывает попустительная воля Божия на то, чтобы город был разорен, но Бог не хочет, чтобы мы, - поелику есть Его воля на разорение города, сами положили огонь и подожгли оный или чтобы мы взяли топоры и стали разрушать его. Также Бог попускает, чтобы кто-нибудь находился в печали или в болезни, но хотя воля Божия и такова, чтобы он печалился, но Бог не хочет, чтобы и мы опечаливали его, или чтобы сказали: так как есть воля Божия на то, чтобы он был болен, то не будем жалеть его. Этого Бог не хочет; не хочет, чтобы мы служили таковой Его воле. Он желает, напротив видеть нас столь благими чтобы мы не хотели того, что Он делает попустительно. Но чего Он хочет? Хочет, чтобы мы желали воли Его благой, бывающей, как я сказал, по благоволению, то есть всего того, что делается по Его заповеди: чтобы любить друг друга, быть сострадательными, творить милостыню и тому подобное; вот **воля Божия благая**. Что же значит и **благоугодная**? Не всякий делающий что-либо благое, делает это благоугодно Богу. И скажу вам, как (это бывает). Случается, что кто-нибудь находит сироту убогую и красивую собою; она нравится ему по красоте своей, и он берет ее и воспитывает, как сироту убогую, но вместе как и красивую собою. Вот это и воля Божия благая. Но не благоугодная. А благоугодная та, когда кто делает милостыню не по какому-нибудь побуждению человеческому, но ради самого добра, из одного сострадания: сие благоугодно Богу. **Совершенная** же (воля Божия) есть та, когда кто творит милостыню, не со скупостью, не с леностью, не с понуждением, но всею силою и всем произволением, подавая так, как будто бы принимал сам, и так благодетельствуя, как будто бы сам принимал благодеяния; тогда исполняется **совершенная** (воля Божия). Так исполняет человек волю Божию, как говорит Апостол: **благую и благоугодную и совершенную**, что значит разумно исполнять ее. //**Поучение 14. О созидании и совершении душевного дома.**// ===== Прп. Макарий Великий ===== **и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная** //Вопрос//. Что такое **воля Божия**, к познанию которой восходить Апостол призывает и убеждает каждого из нас? //Ответ//. Совершенное очищение от греха, освобождение от постыдных страстей и приобретение самой высокой добродетели, то есть, очищение и освящение сердца, с несомненностию совершаемое причастием совершенного и Божия Духа. Ибо сказано: «//блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят//» [[new:mf:05:08|(Мф. 5, 8)]]; и: «//будите и вы совершени, якоже Отец ваш небесный совершен есть//» [[new:mf:05:48|(48)]]. И еще сказано: «//буди сердце мое непорочно во оправданиих Твоих, яко да не постыжуся//» [[old:ps:118:080|(Псал. 118, 80)]]; и еще: «//тогда не постыжуся, внегда призрети ми на вся заповеди Твоя//» [[old:ps:118:006|(6)]]. И еще вопрошающему: «//кто взыдет на гору Господню//?» дан ответ: «//неповинен рукама и чист сердцем//» ([[old:ps:023:03|Псал. 23, 3]], 4), и сим означается совершенное истребление греха и делом и мыслию. //**Слово 1. О совершенстве духовном.**// ===== Блаж. Августин ===== **и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная** Те, кто снова обращается к Господу из состояния деформации, которое производится страстями века сего, должны быть восстановлены Им, по слову апостола: **И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего**, дабы начал образ этот восстанавливаться Тем, Кем он создан. Ведь он не может сам себя восстановить, как смог себя исказить. //**О Троице.**// ===== Блаж. Феодорит Кирский ===== **и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная** «Очертаниями» “ Павел называет присущее нынешнему веку, например богатство, и власть, и прочий блеск, а грядущие вещи устойчивы и постоянны. //**Толкования на послания святого Павла.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная** **И не сообразуйтесь (συσχηματίζεσθε) с веком сим, но преобразуйтесь (μεταμορφοΰσθε) обновлением ума вашего** Предлагает способ, как можно нам совершать словесное служение. Он состоит в том, чтобы мы не сообразовались с веком сим; ибо в нем ничего нет постоянного и прочного, но все временно и имеет только наружный образ (σχήμα), а не сущность или пребывающее существо. Итак, **не сообразуйтесь**, говорит, и вы **с веком сим**, не имеющим постоянной сущности, то есть не помышляйте о находящемся в нем. **Но преобразуйтесь обновлением ума вашего**, то есть всегда обновляйтесь. Ты согрешил? Душа твоя обветшала? Обнови ее. Ты отчасти исправил нравственность свою? Постарайся исправлять ее более и более, и ты станешь новым, преобразуясь всегда к лучшему. Заметь же, что мир назвал наружным образом (σχήμα), означая тем его удоборазрушимость, и временность, а добродетель назвал существенным образом (μορφ"), так как она имеет природную красоту и не нуждается в наружных личинах и прикрасах. Мир имеет наружный образ, чтобы ввести нас в обман, а добродетель показывает свой существенный образ без личин. Поэтому мы должны всегда преобразоваться по добродетели, обновляя себя от зла на добро и от меньшей добродетели к большей. **Чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная** Сказав, чтобы мы всегда обновлялись, делаясь новыми, показывает, какая польза от этого обновления ума. Оно говорит, полезно, **чтобы вам познавать, что есть воля Божия.** Кто обветшал умом, тот не знает, в чем состоит воля Божия, не знает, что Бог хочет, чтобы мы жили в смиренномудрии, любили нищету, плакали и исполняли все прочее, заповеданное нам Богом. Напротив, кто обновлен духом, тот знает, в чем состоит воля Божия, знает точно так же, как и иудеи, держащиеся закона. Волей Божией был и закон, но не благоугодной и не совершенной; потому что дан был не как главная воля, но как приспособленная к слабости иудеев. Совершенная же и благоугодная воля Божия есть Новый Завет. Впрочем, согласно с Василием Великим [1], можешь и так понимать. Много такого, чего хочет Бог. Иного хочет Он для благотворения нам: это называется благим, как исполненное благости; иного же хочет Он как прогневляемый грехами нашими: это называется злым, как огорчающее нас, хотя и его цель - благо. Поэтому, чего хочет Бог для благотворения нам, тому и мы должны подражать, а что возбуждает чувство скорби, того не должно нам делать; ибо не мы служители зла, но лукавые духи. Посему, во-первых, подмечай волю Божию, благая ли она; потом, когда узнаешь это, смотри, угодна ли Богу эта воля. Ибо много такого благого, которое не благоугодно Богу, потому что делается или не в то время или не тем лицем, как бы надлежало. Например: благо, чтобы кадили Богу; но когда сделал это Озия то не благоугодил Богу ([[old:2par:26:16|2 Пар. 26:16]]). Еще: благо было, чтобы ученики узнали тайны, но чтобы они узнали их прежде времени, это не благоугодно было: //вы//, говорит,// теперь не можете вместить// ([[new:in:16:12|Ин. 16:12]]). Когда же что окажется благим и благоугодным, то постарайся, чтобы это совершено было и без недостатков, точно так, как требуется, без отступления от того. Например: раздавать следует// в простоте// ([[new:rim:12:08|Рим. 12:8]]), то есть с щедростью; но если это делается со скупостью, то раздача не точно согласна с требуемым относительно ее. //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Ориген ===== **и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная** Этим апостол показывает, что есть некий образ века сего, а есть другой образ - будущего века. И кто любит век сей и сущее в мире сем, те сообразуются с образом нынешнего века; те же, кто стремятся не к видимому, а к невидимому и вечному (см. [[new:2kor:04:18|2 Кор. 4:18]]), преображаются и обновляются по образу будущего века. Поэтому мир сей их не признает, но ненавидит и преследует (см. [[new:mf:05:10|Мф. 5:10-11;]] [[new:in:15:19|Ин. 15:19-20]]). Зато этот образ признают ангелы Божии, которые суть от будущего века... Однако внимательнее вдумайся в слова: **Но преобразуйтесь обновлением ума вашего**. Этим Павел хочет указать на некий образ вины, ибо раньше всякая душа имела образ зла. Однако речь апостола призывает нас отвергнуть зло и преобразовать себя по образу каждой отдельной добродетели, чтобы, преобразовавшись в этот образ и прояснив взгляд сердца, мы смогли созерцать славу Божию. А каким образом мы преобразуемся в этот образ, сам апостол учит нас, сказав: обновляйте ум ваш. Ум же наш обновляется упражнением в мудрости, размышлением над Словом Божиим и духовным постижением Божиего закона. И чем более некто получает пользы от ежедневного чтения Писания, чем лучше постигает его, тем более обновляется каждый день (см. [[new:mf:22:29|Мф. 22:29;]] [[new:mk:12:24|Мк. 12:24;]] [[new:in:05:39|Ин. 5:39;]] [[new:act:17:10|Деян. 17:10-11;]] [[new:2tim:03:16|2 Тим. 3:16]]). Не мыслю, как может обновляться ум, если он ленится упражняться в чтении божественного Писания и в духовном постижении, тогда как благодаря такому упражнению он сумел бы не только разуметь написанное, но и яснее разъяснять его и точнее излагать... Волю Божию усматривают во многом, в чем ее нет; и особенно в этом заблуждаются и ошибаются те, кто не обновляет своего ума. Ибо не всякому уму, а только обновленному и, так сказать, преобразованному по образу Божиему, дано познавать, присутствует ли воля Божия во всем, что мы делаем, говорим и мыслим, и не делать, не говорить и не мыслить ничего, что ей не соответствует. Павел говорит: **Что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная**. Если читать эти слова согласно тому, как они приводятся в латинских кодексах, это означает: воля Божия есть все то, что благо, угодно и совершенно. Ведь Бог не может желать иного, кроме того, что благо: и особенно угодно Ему то, что благо и совершенно. Если же читать их согласно тому, как они приводятся у греков, то есть: **чтобы вам, познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная**, это можно понять и так, как мы поняли это выше, то есть что всякая воля Божия блага, угодна и совершенна. А можно и так, что воля Божия всегда блага, но мы не всегда заслуживает того, чтобы благое согласно Его воле давалось нам как угодное и совершенное. Например, в том, чтобы Саул был помазан на царство, присутствовала некая воля Божия, но не угодная и не совершенная. Ибо Бог, разгневавшись на народ, не желавший более иметь Его царем над собой, решил поставить над ним царем человека (см. [[old:1ts:08:04|1 Цар. 8:4-22]])... Итак, порой воля Божия присутствует в том, чего мы желаем и жаждем; но обновленный умом должен разуметь, является ли здесь воля Божия благой, угодной и совершенной (ср. [[new:kol:03:10|Кол. 3:10]]), или же она такова, что скорее попустительствует нашим желаниям, нежели подвигает к полезному. Но здесь мы уже переходим к следующему вопросу. //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что' есть воля Божия, благая, угодная и совершенная** **И**. Здесь эта частица имеет значение изъяснительное: //именно//. //Век сей// - это настоящая жизнь мира, в которой господствуют похоть плоти, похоть очей и гордость житейская [[new:1in:02:16|(1 Ин. 2:16)]]. Эта жизнь находится под воздействием плоти, которая, в свою очередь, порабощена грехом. Христианин, напротив, должен жить под действием Божественной благодати. - //Обновление ума// необходимо для новой жизни, потому что естественный ум человека, по Апостолу, есть ум превратный [[new:rim:01:28|(1:28)]] и не может познать //волю Божию//. Это обновление описано уже в [[new:rim:07:14|7:14]] и сл. Оно состоит в том, что ум освобождается от оков плоти, которая делала его темным и бессильным, и соединяется с духом Христовым. - **Познавать**. Слово dokimazein здесь имеет не только значение "//испытания//", но указывает также и на способность направлять деятельность человека к высоким целям (ср. [[new:rim:14:22|14:22]]). Это и есть результат того преобразования, какое должен совершать с собою христианин. См. также Толкование на [[new:rim:12:01#lopuxin_ap|Рим. 12:1]] [<10>]