[<10>] ====== Толкования на Рим. 12:13 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Требованием святых приобщающеся, страннолюбия держащеся** См. Толкование на [[new:rim:12:11#svt_ioann_zlatoust|Рим. 12:11]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Требованием святых приобщающеся, страннолюбия держащеся** Изобразив горящий дух с его отличительными чертами или неотъемлемыми его свойствами, обращается Апостол к деятельному его проявлению, чем он занят бывает и какие дела творит. Пред сим изображением горящего духа сказав: //братолюбием друг ко другу любезны//[[new:rim:12:10|(Рим. 12:10)]], — в изображении его указал силу, из коей исходит братолюбие; а теперь обозначает дела, в коих выражается братолюбие, движимое силою горящего духа. Горящий дух Богу лишь угождать ревнует. Но поелику Сам Бог сказал, что никто Ему не может угодить без благотворения братиям, то он ревность свою и обращает преимущественно на это. Святыми, как везде, так и здесь, называет Апостол христиан. «Учит о милостыне к верным; ибо их называет святыми» (блаженный Феофилакт). //Требованиями// их называет потребности и нужды, пищу, питие, одежду, кров. Приобщаться сим нуждам святых, когда кто из них имеет их, есть иметь часть в удовлетворении их. «Не сказал: приобщайтесь большим издержкам их, — но: //требованием// их, — чтоб удовлетворить нуждам святых» (блаженный Феофилакт). Словом: **приобщайтеся**, — общитеся, — указывается на некую при сем взаимность, то есть что при сем одно дается, а другое получается. Помогающие им дают вещественное, чем сами богаты; а от них получают духовное, чем те богаты, — молитвы. Эта взаимность может служить и побуждением к помоганию. Так пишет блаженный Феодорит: «напоминанием общения убеждает к щедрости. Ибо кто не согласится отдать деньги и соделаться общником преспеяний (то есть того, в чем преуспевают и в чем богаты святые)? Сие сказал Апостол и в Послании к Коринфянам: //ваше избыточествие во онех лишение: да и онех избыток будет в ваше лишение// (ср.: [[new:2kor:08:14|2 Кор. 8, 14]])». Святой Златоуст указывает и то, что именно получается при сем от святых. «Не сказал: помогайте святым в нуждах, но: приобщайтеся их нуждам, — показывая тем, что помогающие более получают, нежели дают, что вспоможение есть и купля, так как оно есть общение. Ты даешь деньги, а они дают тебе дерзновение пред Богом (то есть у помогающего молитва, спомоществуемая молитвою святых к Богу, дерзновеннее и доступнее)». — В другом месте (под 11-м стихом) святой Златоуст говорит о сем так: «что делаешь для брата, то Владыка твой относит к Себе и, как бы Сам получив от тебя благодеяние, вознаграждает тебе за то». Благотворя, входишь в часть Божию. Избавлять святых от нужд есть Божие дело, Божий труд. Удовлетворяя сим нуждам, ты входишь в часть труда с Богом. Так Бог и приемлет сие, и вознаграждение за то готовит. **Страннолюбия держащеся**, δκόκοντες, — гоняще, усиленно заботясь о нем и всячески стараясь не пропустить к тому случая. «Странными Апостол называет святых, пришедших откуда-либо из другого места и имеющих нужду в услужении; о них-то и повелевает прилагать попечение» (блаженный Феодорит). — Тогда многие были лишаемы своего крова и изгоняемы из своих городов и сел. Почему и вынуждены бывали искать крова в других местах. Тогда повсеместным среди христиан делом было упокоение странных. Убеждая гнаться за страннолюбием, Апостол внушает как бы отбивать у других являющихся странников, по ревности упокоевать их. — Святой Златоуст говорит: «не сказал Апостол: будьте странноприимны, — но: преследуйте странноприимство, научая нас, чтобы мы не дожидались, когда нуждающиеся (в крове и покое) придут к нам, но сами бежали к ним и догоняли их. Так поступал Лот, так поступал Авраам. Целый день провел он, выжидая сего прекрасного лова, и, увидев, вскочил, побежал навстречу, поклонился до земли и сказал: Господи, //аще убо обретох благодать пред Тобою, не мини раба Твоего// [[old:gen:18:03|(Быт. 18, 3)]]. Он не подражал нам, которые, как скоро увидим странника или нищего, поднимаем брови и не хотим удостоить его даже словом. А если, тронувшись тысячею просьб, велим кому из слуг подать небольшую монету, то думаем, что с нашей стороны выполнено все должное. Не так поступал Авраам: он представлял из себя просителя и слугу, хотя не знал, кого примет у себя. А мы совершенно знаем, что принимаем у себя Христа; однако ж не становимся от того снисходительными. Авраам зовет, просит, кланяется; а мы оскорбляем приходящих к нам. Авраам все исправляет сам с женою; а мы не хотим заставить слуг. Особенно заслуживает он удивление тем, что показал щедрость и усердие, не зная, кто были пришедшие к нему. Так и ты не любопытствуй; потому что принимаешь для Христа. Принимающий и недостойного не делается виновным, но имеет свою награду. //Ибо приемляй пророка во имя пророче, мзду пророчу приимет// (ср.: [[new:mf:10:41|Мф. 10, 41]]). Итак, не любопытствуй о жизни и делах; за один кусок хлеба подвергать испытанию целую жизнь — показывает крайнюю неразборчивость». //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Свт. Геннадий Константинопольский ===== **в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве** Павел называет верных «святыми» как призванных к освящению. //**Фрагменты.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве** См. Толкование на [[new:rim:12:10#prp_efrem_sirin|Рим. 12:10]] ===== Блаж. Феодорит Кирский ===== **в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве** Странниками Павел называет не только святых, но и пришедших из какого- либо другого места и нуждающихся в помощи, о которых он повелевает заботиться. //**Толкования на послания святого Павла.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве** **в нуждах святых принимайте участие** Сказав выше: //благотвори с радушием// [[new:rim:12:08|(Рим. 12:8)]], всем вообще отверз руку, а теперь учит о милостыне к верным: ибо их называет святыми. И не сказал: помогайте им в нуждах, но: **принимайте участие**, показывая тем, что вспоможение есть купля и общая прибыль; ибо ты подаешь деньги, а они воздают тебе небом. Не сказал также: в больших издержках, но: **в нуждах**, чтобы удовлетворить нуждам святых. Как же не жестоки и не подобны зверям те, кои не помогают святым в их необходимых потребностях? **ревнуйте о странноприимстве (την φιλοξενίαν διώκοντες)** Не сказал: будьте странноприимны, но: **ревнуйте о странноприимстве**, научая нас, чтобы мы не дожидались, когда нуждающиеся придут к нам, но сами бежали к ним и догоняли их, как поступали Авраам и Лот. //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Ориген ===== **в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве** Представляется правильным и должным давать помощь святым уважительно и достойно: не как милостыню нищим, но будучи единомысленными с ними и помня о святых не только в торжественных собраниях, ведь памятование о них нам самим приносит пользу... Говоря: **ревнуйте о странноприимстве**, Павел имеет в виду не только то, что мы должны оказывать гостеприимство приходящим к нам. Нам следует самим приглашать странников, усердствуя и ревнуя о том, чтобы нигде странники не сидели на площадях и не спали под открытым небом (см. [[new:lk:14:12|Лк. 14:12-14]]). //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Амвросиаст ===== **в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве** Подражающий святым и любящий святых следует странноприимству по примеру святого Авраама и праведного мужа Лота (см. [[old:gen:18:01|Быт. 18:1-5;]] [[old:gen:19:01|19:1-3]]). //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве** Прежде говорил Павел о подаянии милостыни и благотворении по отношению ко всем, не отделяя и неверующих во Христа; а теперь учит принимать особенное участие в нуждах святых, то есть в нуждах верующих в Иисуса Христа, или христиан. Святыми у Апостола здесь называются вообще верующие в Иисуса Христа, как и во многих других местах апостольских посланий. О нуждах верующих Апостол особо говорит, внушая чрез то особое попечение о них, как о ближних по духу, или братьях во Христе. Св. Златоуст говорит: «Не сказал: помогайте святым в нуждах, но **приобщайтесь их нуждам**, показывая тем, что помогающие более получают, нежели дают; что вспоможение есть купля, так как оно есть общение. Ты даешь деньги; а они дают тебе дерзновение». **Упражняйтесь в странноприимстве**, занимайтесь странноприимством, или, принимайте странников. Под странниками можно разуметь так же верующих в Иисуса Христа. Эта добродетель странноприимства в первенствующей Церкви имела особенное значение потому, что на Востоке тогда не было гостиниц или странноприимных домов. А во времена Апостолов, или вообще в первые века христианства, когда христиан повсюду преследовали, эта добродетель странноприимства между христианами была особенно необходима, чтобы своим братиям-христианам давать безопасное пристанище в своем доме. «Не сказал Апостол: будьте странноприимны, но **упражняйтесь в странноприимстве**, научая нас тому, чтобы мы не дожидались, когда нуждающиеся придут к нам, но что бы сами бежали к ним и догоняли их. Так поступал Лот, так поступал Авраам. Целый день провел он, выжидая сего прекрасного лова, и, увидев, вскочил, побежал на встречу, поклонился до земли и сказал: //Господи, аще убо обретох благодать пред Тобою, не мини раба твоего// [[old:gen:18:03|(Быт. 18:3)]]. Златоустый. //**Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.**// ===== Лопухин А.П. ===== **в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве** //Странноприимство// при тех обстоятельствах, какие переживала Апостольская Церковь, когда христиане часто должны были оставлять свои города и искать убежища в других, было особенно важною добродетелью. - //Святые// = христиане. Ст. 13-21 **в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве. Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте. Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими. Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе; никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром** В отношении к ближним христианин должен быть заботливым об их нуждах и даже врагам своим желать всякого добра, всячески остерегаясь любомстительности. [<10>]