[<10>] ====== Толкования на Рим. 12:15 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Радоватися с радующимися, и плакати с плачущими** Так как можно благословлять и не проклинать, но делать это не из любви, то (апостол) хочет, чтоб мы были согреты дружбой. Потому он и присовокупил, что должно не только благословлять, но и соболезновать и сострадать, когда видим, что другие впали в несчастие. Хорошо, скажешь: (апостол) справедливо предписал, чтобы мы скорбели с плачущими, но для чего он дал другое повеление, которое не заключает в себе никакой важности? Напротив, для того, чтобы радоваться с радующимися, душе нужно более любомудрия, нежели для того, чтобы плакать с плачущими. К последнему влечет нас сама природа, и нет такого каменного человека, который бы не плакал при виде несчастного; но для того, чтобы, видя человека в благополучии, не только ему не завидовать, но еще разделять с ним радость, нужна душа очень благородная. Потому (апостол) и сказал об этом раньше. Ничто так не располагает нас к любви, как то, когда мы разделяем друг с другом и радость и печаль. Не чуждайся же сострадания, на том основании, что ты далеко стоишь от несчастья. Когда твой ближний терпит зло, ты должен несчастие его считать общим. Разделяй с ним слезы, чтобы облегчить печаль его, разделяй радость, чтобы упрочить веселие, укрепить любовь и самому раньше его получить пользу, так как посредством плача ты делаешься милостивым, а посредством радости очищаешься от зависти и недоброжелательства. Смотри же, как необременительна заповедь Павла. Ведь он не сказал: избавь от беды, - чтобы ты не мог возразить, что это во многих случаях не возможно, но предписал более легкое, что совершенно в твоей власти. Если ты не можешь отвратить несчастия, то проливай слезы, и этим уже ты многое отгонишь; если не можешь увеличить благополучия, то принеси свою радость, и этим ты уже сделаешь большое облегчение. Потому (апостол) повелевает не только не завидовать, но, что гораздо важнее, и сорадоваться; это гораздо больше значит, нежели не завидовать. //**Гомилии на Послание к Римлянам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Радоватися с радующимися, и плакати с плачущими** Таков закон любви, что любящие себя взаимно живут один в другом; потому, что бывает с одним, другой принимает это так, как бы оно случилось с ним самим. И радуется с радующимися, и плачет с плачущим. Сострадание естественно нам и глубоко чувствуется; но сорадование не так обычно, реже встречается и поверхностнее проявляется. Это оттого, что сострадание может не проявиться только в отношении к обидевшим. В этом случае живет в душе желание отмщения. Прискорбность, посетившая обидевшего, удовлетворяет это желание и, вместо сострадания, отзывается злорадством. Но как обиды в общежитии не повсюдны; то сострадание редко встречает препоны к своему проявлению. Напротив, сорадование предполагает предпочтение благобытия других своему благобытию, тогда как, в естественном порядке, качествующее в сердце самолюбие заставляет и мудрствовать, и чувствовать противно сему. Благобытие другого прямо оскорбляет самость, которая вместо сорадования томит завистию. Так бывает в естественном порядке жизни. Но когда благодать приходит и оживляет дух, тогда вместе с возгорением его возрождается и бескорыстная любовь к братиям; однако не вдруг обнимает все существо, а восходит до пламени чрез борьбу с самостию. Мера подавления самости бывает мерою возвышения любви. Когда та совсем истаивает, — сия пламенем начинает гореть. И тогда сорадование и соскорбение проявляются во всей силе. До того же они выдерживаются искренно не иначе как чрез борьбу. И сия борьба, то есть самопобедительное, наперекор себе, возбуждение и удерживание в силе чувств сорадования и сострадания, служит наилучшим средством к преуспеянию в любви и возвышению ее до должной степени. Святой Златоуст и эти чувства пространно истолковывает: «Апостол хочет, чтобы мы были согреты дружелюбием. Посему присовокупил, что должно соболезновать и сострадать, когда видим, что ближние впали в несчастие. — Согласен, скажешь; но ежели Апостол имел причину предписать, чтобы мы скорбели с плачущими; то для чего дал он другое повеление (радоваться с радующимися), в котором, кажется, никакой нет нужды? Напротив, для того, чтобы радоваться с радующимися, душе нужно более любомудрия, нежели для того, чтобы плакать с плачущими. К последнему влечет нас сама природа; и нет такого каменного человека, который бы не плакал при виде несчастного. Но чтобы, видя человека в благополучии, не только не завидовать, но еще разделять с ним радость, на сие потребна душа очень благородная. Посему Апостол и сказал о сем наперед. — Всего более располагает нас к любви, когда разделяем друг с другом и радости, и печали. Итак, не чуждайся сострадания, потому что беды от тебя далеко. Когда твой ближний терпит зло, ты должен несчастие его считать как бы своим. Разделяй с ним слезы, чтобы облегчить печаль его; разделяй радости, чтобы веселие было прочнее, любовь неразрывнее, чтобы не один ближний, но и сам ты получил пользу, когда, плача с ним, приобучишься к милосердию и, радуясь с ним, прогонишь зависть и недоброжелательство. Смотри же, как необременительна заповедь Павлова! Не сказал он: избавь от беды; тогда мог бы ты возразить, что сие во многих случаях невозможно. Напротив, Апостол предписал легчайшее, что совершенно в твоей воле. Если не можешь отвратить несчастия, проливай слезы, и тем весьма уменьшишь оное. Если не можешь увеличить благополучия, присовокупи свою радость, и тем много придашь оному. Итак, Апостол повелевает не только не завидовать, но, гораздо важнее, радоваться вместе с ближним; потому что сие гораздо больше значит, чем не завидовать». //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими** См. Толкование на [[new:rim:12:10#prp_efrem_sirin|Рим. 12:10]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими** Великий нужен дух, чтобы не только не завидовать, но и радоваться с радующимися. Это показывает душу, совершенно свободную от зависти, и гораздо больше значит, нежели плакать с плачущим; потому что к плачу побуждает сама природа, влекущая к состраданию. Итак, научает нас тому и другому, то есть и состраданию, и чуждому зависти расположению ко всем, даже к гонителям. //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Прп. Варсануфий и Иоанн ===== **Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими** //Вопрос//. Что значит **радоватися с радующимися и плакати с плачущими** [[new:rim:12:15|(Рим. 12:15)]]? //Ответ//. **Радоватися с радующимися** значит сорадоваться тем, которые успевают в добродетели по Богу и веселятся упованием будущих благ; а **плакать с плачущими** значит сострадать согрешающим в их покаянии о грехах. //**Ответы на вопросы учеников. Вопрос 683.**// ===== Ориген ===== **Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими** В отношении этих слов также следует проводить надлежащее и подобающее различение, ибо христиане должны присоединяться не ко всякой радости и не со всяким плачущим проливать свои слезы. Если я увижу, что некто радуется деньгам, или обширности своих владений, или громким мирским почестям, я не должен радоваться вместе с ним, ибо знаю: за такими радостями следуют скорбные стенания и слезы Апостол говорит: //Тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах// [[new:lk:10:20|(Лк. 10:20)]] Следовательно, если мы видим, что некто совершает дело, достойное быть вписанным на небеса, - дело праведности, любви, мира или милосердия, заслуживающее быть вписанным в книгу жизни, - с такими людьми мы должны радоваться вместе. И если видим человека, отвернувшегося от заблуждения, пришедшего от мрака невежества к свету истины, Святого Духа, - и с таким человеком мы должны радоваться (см. [[old:ps:013:05|Пс. 13:5-6,]] [[old:ps:040:14|40:14,]] [[old:ps:068:03|68:3,]] [[old:ps:071:03|71:3,]] [[old:ps:097:09|97:9;]] [[old:is:25:09|Ис. 25:9,]] [[old:is:61:10|61:10;]] [[new:mf:05:11|Мф. 5:11-12;]] [[new:lk:15:06|Лк. 15:6]]). Точно так же повеление «плакать с плачущим» не означает, что мы должны плакать с оплакивающим своих мертвых или свои мирские утраты, ибо знаем, что //печаль мирская производит смерть// [[new:2kor:07:10|(2 Кор. 7:10)]]. Итак, апостол велит нам плакать не с ними, а с теми, о ком сказал Господь: //Блаженны плачущие, ибо они утешатся// [[new:mf:05:04|(Мф. 5:4)]]. Если некто плачет о своих грехах, если от наслаждения обращается к покаянию и слезами смывает грехи, если стонет в этой земной юдоли, желая вернуться ко Христу и утешаясь святым желанием проливать слезы (см. [[old:ier:30:15|Иер. 30:15;]] [[old:3ezd:02:03|3 Езд. 2:3]]). //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Амвросиаст ===== **Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими** Сочувствие располагает к. доверию Если верующий сострадает неверующему, он может вызвать в нем желание принять учение Господа (см. [[old:prsir:03:27|Сир. 3:27]]). //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими** Сорадование чужому счастью, чужой удаче требует известной нравственной высоты и Апостол ставит эту добродетель впереди сочувствия чужим несчастьям. См. также Толкование на [[new:rim:12:13#lopuxin_ap|Рим. 12:13]] [<10>]