[<10>] ====== Толкования на Рим. 12:16 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Тожде друг ко другу мудрствующе: не высокая мудрствующе, но смиренными ведущеся: не бывайте мудри о себе** Опять апостол, как и в начале речи, весьма заботится о смиренномудрии; ведь римляне и по месту жительства, и по другим многим причинам, как и естественно, были исполнены гордости, почему апостол постоянно и старается удалить болезнь и низложить надменность. Ничто так не раздирает тела Церкви, как высокомерие. Что же значат слова: **тожде друг ко другу мудрствующе**? К тебе в дом пришел нищий? Будь с ним единомыслен, не принимай на себя надменного вида, вследствие своего богатства, потому что во Христе нет ни богатого, ни бедного. Не стыдись наружного одеяния, а принимай по внутренней вере. Равным образом, если увидишь плачущего, не считай его недостойным утешения, если увидишь благоденствующего, не стыдись приобщиться к его удовольствию и возрадоваться, но как думаешь о себе, так думай и о нем. **Будьте единомысленны между собою**, говорит апостол. Например, ты считаешь себя важным человеком? Считай и его таким же. Ты подозреваешь, что он человек ничтожный и малый? Произнеси такой же суд и о себе, и отбрось всякое неравенство. А как это может быть? Если ты отложишь высокомерие. Потому (апостол) и присовокупил: **не высокая мудрствующе, но смиренными ведущеся**, то есть снизойди, применись, приспособься к его низости. Не просто разделяй смиренные его чувствования, но и помогай, подавай ему руку, не чужую, а свою, как отец заботится о сыне и голова о теле. То же самое говорит (апостол) и в другом месте: //поминайте юзники, аки с ними связани// [[new:evr:13:03|(Евр. XIII, 3)]]. Под именем же смиренных (апостол) разумеет здесь не просто смиренномудрых, но униженных и презираемых. **Не бывайте мудри о себе**, то есть не думайте довлеть самим себе. И в другом месте Писание говорит: //горе, иже мудри в себе самих, и пред собою разумни// [[old:is:05:21|(Ис. V, 21)]]. Потому (апостол) опять подрывает высокомерие, низлагает кичливость и гордость. Ничто так не отвращает и не отделяет нас от остальных людей, как то, если кто-нибудь думает, что он довлеет самому себе, почему Бог и поставил нас в зависимости друг от друга. Хотя ты и умен, но имеешь нужду в другом, а если думаешь, что не нуждаешься, то ты стал неразумнее и слабее всякого. Кто так думает, тот сам себя лишит всякой помощи, и если в чем-нибудь согрешит, то не будет искать никакого исправления и извинения, прогневит Бога своим высокомерием и совершит множество грехов. Часто, очень часто бывает, что умный не видит должного, а менее умный открывает, что нужно. Это случилось с Моисеем и тестем его, с Саулом и отроком его, с Исааком и Ревеккою. Итак, не считай для себя унижением иметь нужду в другом. Напротив, это больше возвышает тебя, делает сильнее, знаменитее и безопаснее. //**Гомилии на Послание к Римлянам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Тожде друг ко другу мудрствующе: не высокая мудрствующе, но смиренными ведущеся. Не бывайте мудри о себе** **Тожде друг ко другу мудрствующе** — может иметь не один смысл. Можно видеть здесь урок о единомыслии вообще, как в Послании к Филипписеям: //да тожде мудрствуете единодушни, единомудренни// (ср.: [[new:fil:02:02|Флп. 2, 2]]). Разрозненность в воззрениях на вещи и в суждениях о них есть начало разделения и сердечного, вследствие коего неизбежно разномыслящие становятся друг для друга иными, чуждыми, а после сего не будет уже у них радости с радующимся и плача с плачущим, ни единства в молитве. Почему ниже святой Павел и молится: //Бог терпения и утешения да даст вам тожде мудрствовати друг ко другу о Христе Иисусе, да единодушно едиными усты славите Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа// (ср.: [[new:rim:15:05|15, 5 — 6]]). Но можно и так понять: будьте одинаковых друг о друге мыслей, применяйтесь друг ко другу, мыслию и сердцем входите друг в друга, ни в чем не особьтесь. Святой Златоуст говорит: «что значат слова: **тожде друг ко другу мудрствующе**? К тебе в дом пришел нищий: будь с ним единомыслен, не принимай на себя слишком важного вида, потому что ты богат. Во Христе нет ни богатого, ни бедного. Не стыдись наружного одеяния, а принимай по внутренней вере. Видишь ли плачущего, — не считай его недостойным утешения. Видишь ли благоденствующего, — не стыдись разделять его удовольствия и чувствования; но как думаешь о себе, так думай и о нем. Например, ты считаешь себя большим человеком? Почитай и его таким же. Ты подозреваешь, что он мал и низок? Произнеси такой же суд и о себе, отринь всякое неравенство. А как возможно сие? Возможно, если отложишь высокоумие. Посему Апостол присовокупил: **не высокая мудрствующе, но смиренными ведущеся**». **Не высокая мудрствующе**. Не думайте о себе высоко. Высокоумие рождает презорство к другим и производит разделение. Высокоумный уже отделил себя от других; но и другие, как только заметят высокоумие в ком, тотчас отделяются от него сердцем. Высокоумие есть яд, разъедающий и разлагающий общества. Апостол всюду и вооружается против сего зла, и особенно у римлян, к которым ближе было зло сие, чем к другим. Выше уже говорил он против этого; теперь «снова запрещает надмение гордыни» (блаженный Феодорит). «Опять, как и в начале речи, весьма заботится о смиренномудрии, потому что римляне и по месту жительства, и по другим многим причинам, как и естественно, исполнены были гордости. Посему Апостол постоянно старается удалить болезнь и низложить надмение. Ибо ничто так не разделяет тела Церкви, как высокомерие» (святой Златоуст). «**Высокая** мудрствовать есть гордость. И диавол, возмудрствовав **высокая**, отпал от Бога. Да не будет возношения в сердце, чтоб, присвояя совершенство делам своим, не уничижать брата, будто грешника, когда сам состоишь уже в грехе по тому самому, что возносишься, и в грехе большем всякого другого. Сие означая, и Господь сказал: //лицемере, изми первее бревно из очесе твоего, и тогда прозриши изъяты сучец из очесе брата твоего// (ср.: [[new:lk:06:42|Лк. 6, 42]]). Возносящийся возносится, будто безгрешный, и этим самым грешит: ибо кто без греха? Он становится грешником, как только начинает высоко-умствовать и гордиться. И за то гневу Божию подпадает больше всякого другого. Посему премудрый Соломон и написал: //Бог гордым противится// (ср.: [[old:pr:03:34|Притч. 3, 34]])» (Амвросиаст). **Но смиренными ведущеся**. Слово: **смиренными** — можно принять и в смысле людей уничиженных по состоянию и внешнему положению. Так святой Златоуст: «под именем смиренных Апостол разумеет здесь не просто смиренномудрых, но уничиженных и презираемых». Так и все наши. Блаженный Феодорит мысль Апостола выражает так: «Апостол узаконяет снисходить до тех, которые, по людскому мнению, унижены». С ними водиться, входить в их нужды и самому лично удовлетворять их, не боясь потерпеть чрез то какое-либо унижение. Святой Златоуст говорит: «снизойди, применись, приспособись к его низости. Не только разделяй смиренные его чувствования, но помогай, подавая ему руку, не чужую, а свою, как отец радеет о сыне, голова о теле. То же самое говорит Апостол и в другом месте: //поминайте юзники, аки с ними связани// [[new:evr:13:03|(Евр. 13, 3)]]». Но можно под: **смиренными** — разуметь смиренные мысли и чувства. Наставление будет такое: не думайте о себе высоко, но руководитесь смиренными о себе мыслями и чувствами. У святых подвижников часто встречается урок: держись всегда смиреннейшей или последнейшей части. Идешь ли с кем, приотставай немного; в собрание ли входишь, избирай последнее место; беседа ли ведется, или молчи, или, если должен говорить, говори последним; послушание ли избираешь, бери низшее. Так и во всем. Это самый надежный путь к стяжанию истинного смирения. Такая мысль проглядывает у Амвросиаста, который пишет: «смиренными водитесь, чтоб иметь благодать у Бога». **Не бывайте мудри о себе**. Не думайте, что сами всё можете хорошо обдумать и устроить, а свои мысли поверяйте совещанием с другими опытнейшими. //С советом вся твори// — учил еще Премудрый (см.: [[old:pr:31:04|Притч. 31, 4]]). И это как в житейских, так тем паче в духовных делах. Блаженный Феодорит мысль Апостола выражает так: «не довольствуйтесь тем, что сами придумали, но принимайте советы от других». Святой Златоуст так толкует: «не думайте, что сами себя во всем удовлетворять можете. И в другом месте говорит Писание: //горе иже мудри в себе самих, и пред собою разумни!// (ср.: [[old:is:05:21|Ис. 5, 21]]). Апостол опять подрывает здесь высокоумие, низлагает кичение и гордость. Ибо ничто так не отвращает и не отделяет нас от людей, как мысль, что я сам во всем себя удовлетворить могу. Бог поставил нас в зависимость друг от друга. Хотя ты и умен, но имеешь нужду в другом. А если думаешь обойтись без сторонней помощи, то ты сам глупее и бессмысленнее всякого. Кто так думает, тот сам себя лишает сторонней помощи; если он в чем согрешит, некому его поправить и извинить; он раздражит Бога своим высокоумием и учинит множество грехов. Часто и очень часто бывает, что умный не видит должного, а менее умный открывает должное. Это случилось с Моисеем и тестем его, с Саулом и отроком его, с Исааком и Ревеккою. Не считай для себя унижением иметь нужду в другом. Напротив, это возвышает тебя, делает сильнее, знаменитее, доставляет тебе большую безопасность». О том, сколь опасно в духовной жизни полагаться на один свой разум и сколь спасительно все здесь делать с советом, пространно учит святой авва Дорофей в 5-м Поучении своем. Желающего пообстоятельнее узнать о сем отсылаем к сему Поучению. Но и у всех других подвижников много о сем уроков. У них и особая фраза придумана для обозначения сей болезни ума: принимать помыслы или верить своему уму. Опасность главная в том, что враг подоспевает и влагает многое, что кажется добрым, а не есть. Как сам он в Ангела светла претворяется, так и мыслям своим умеет придавать светлую благовидность. И водит таким образом иного от одного кажущегося добра к другому, а там заводит и ко злу, кажущемуся добром, далее к настоящему злу и, наконец, — ввергнет в пагубу. //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 16-21 **Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе; никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром** Кроме того, пишет к ним, чтобы они вели себя смиренно не только в отношении к своим учителям, но и пред мирскими начальниками. //**Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе** **Не мечтайте о себе**, – говорит апостол. Так и ты всегда мудр будь не о себе, а о Боге. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе** **Не мечтайте о себе**, то есть: не довольствуйтесь собственными соображениями, но принимайте советы от других. //**Толкования на послания святого Павла.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе** **Будьте единомысленны между собою** Опять рассуждает о смиренномудрии, ибо естественно, что в Риме, как столичном городе, была болезнь гордости. Смысл сказанного такой: ты почитаешь себя великим человеком? Почитай и брата таким же. Ты подозреваешь, что он мал и низок сердцем? Произнеси такой же суд и о себе, и таким образом смиришь всякое высокоумие и не будешь гнушаться им, будто лучший его, но станешь почитать его, как равного себе, как и самого себя. **Не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным** Научает, как можно исполнить прежде сказанное, именно: если не будем высокомудрствовать, но последуем смиренным, то есть станем подражать униженным и презираемым, то есть снизойдем, применимся к ним. **Не мечтайте о себе** То есть не думайте, что сами можете удовлетворить себя во всем, и не имеете нужды в совете другого или в том, кто внушает должное. Моисей беседовал с Богом; однако имел нужду в совете с тестем. //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Ориген ===== **Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе** **Не мечтайте о себе**. Кто мечтает о себе, тот глуп в своей заносчивости и не способен к познанию истинной премудрости Божией, ибо лелеет, словно мудрость, собственную глупость (см. [[old:pr:26:12|Притч. 26:12]]). //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Амвросиаст ===== **Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе** Высокомудрие - это гордость, ибо и диавол отпал по высокомудрию. Потому и говорит Соломон, что гордецов Бог отвергает (см. [[old:pr:03:34|Притч. 3:34;]] [[new:iak:04:06|Иак. 4:6;]] [[new:1pet:05:05|1 Пет. 5:5]])... **Но последуйте смиренным**. Это означает, что, оставив гордость, человек чужое дело принимает как свое, а свое как чужое, дабы снискать благодать пред Богом. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе** **Будьте единомысленны между собою** - правильнее: имейте и в отношении к другим то же настроение, чувство, какое имеете к себе. Ср. [[new:mf:22:40|Мф. 22:40]]. - **Не высокомудрствуйте**, т. е. не превозноситесь в своих мечтаниях, не уходите от действительной жизни. - **Последуйте смиренным**, т. е. идите к бедноте, несчастию, спуститесь в те области жизни, где больше нужды в ваших заботах. - **Не мечтайте о себе**, т. е. о своем превосходстве. Это отнимет у вас интерес к нуждам ваших ближних. См. также Толкование на [[new:rim:12:13#lopuxin_ap|Рим. 12:13]] [<10>]