[<10>] ====== Толкования на Рим. 12:18 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Аще возможно, еже от вас, со всеми человеки мир имейте** См. Толкование на [[new:rim:12:17#svt_ioann_zlatoust|Рим. 12:17]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Аще возможно, еже от вас, со всеми человеки мир имейте** //Се что добро или что красно, но еже жити братии вкупе//, — то есть в мире и согласии (см.: [[old:ps:132:01|Пс. 132, 1]]). Все это знают по опыту и все стараются о хранении мира и взаимного согласия; но, пока есть какие-либо остатки самости внутри, есть и для вне всегда источник разделения, разлада, неудовольствий друг на друга и неприязни взаимной. Из-за чего всё? Из-за земных интересов. Небесное никогда не служит к тому поводом: ибо оно независтно. Бери всякий сколько можешь и сколько хочешь. А земное все таково, что коль скоро досталось одному, то другому уже нечего взять. В живущих по духу века сего, то есть с одними земными целями, в самости и в самоугодии, едва ли и бывает настоящий мир, а если бывает — случайный, непрочный. Отвергшиеся себя и вслед Господа пошедшие имеют в себе прочную основу мира; но как и в них ветхий человек не вдруг умирает, то и в них нередко чувствуются припадки раздражения, покушающиеся разрушить взаимный мир. И подобает блюстись. — Не многое требуется: жертвуй всегда своим в пользу другого, и никогда мир твой с другими не нарушится. Кажется это убыточным; но на деле всегда оказывается прибыльным. Чрез это не только внутреннее, духовное, неземное преспеяние и довольство упрочивается; но и земное благоспеется, то благословением свыше, то силою действия такого рода действования на других. Если так будем действовать, мир с нашей стороны не будет нарушаем. Но можно ли ручаться, что он не будет при этом нарушаем и другими? Нельзя: ибо есть люди ненавидящии мир, как дает знать пророк Давид (см.: [[old:ps:119:06|Пс. 119, 6]]). Как тут быть и что делать? То же, что делал и святой Давид: //с ненавидящими мира бех мирен// — говорит он. Так и всем надо поступать. И в сердце будь мирен, и вовне не позволяй себе ничего такого, что обычно разоряет мир и может обратить начавшуюся искру разлада в пламень раздора и неприязни враждебной. Посему-то Апостол и прибавил: **аще возможно, еже от вас**. С своей стороны употребляй все возможное, чтоб не нарушился мир, а случайно нарушившийся скорее восстановился. Если не увенчивается такое старание успехом, буди воля Божия: потерпи, не прекращая усилий к водворению мира. И Бог да устроит, что благоугодно есть пред Ним. «Кто не воздает злом за зло, а старается добрым победить злое, тот уже есть миротворец. Пусть другой не будет любитель мира; но ты, стараясь быть в мире, сколько от тебя зависит, исполняешь заповедь — иметь со всеми мир. Будем мы готовы со всеми мирствовать; если другие противятся тому, не наша вина» (Амвросиаст). Но бывают случаи, когда истина попирается и правда нарушается. Заповедь велит заступиться за неправо обижаемого и отстаивать истину; между тем ни того, ни другого нельзя исполнить, не возбудив разлада. Как быть? Мужественно стой за истину и защищай обидимого; но в сердце будь мирен с тем, против кого восстаешь за истину и правду. Делай сие в духе любви, а не из самолюбивых побуждений. Святой Златоуст к этим случаям относит слово Апостола: **аще возможно, еже от вас**. Ибо иногда невозможно быть в мире, например: когда идет речь о благочестии и когда ты заступаешься за обиженных. Смысл Апостольских слов таков: «сколько от тебя самого зависит, никому не подавай случая ко вражде и брани, ни иудею, ни язычнику. Если же видишь, что нарушается благочестие, не предпочитай согласия истине, но стой за нее мужественно, даже до смерти. И в этом случае не враждуй сердцем, не теряй доброго расположения, а восставай только против поступков. Вот что значат слова: **еже от вас, со всеми человеки мир имейте**. Если другой не соблюдает мира, ты не воздвигай бури в душе своей; но внутренно будь его другом, однако же нимало не изменяя истине, как заметил я выше». — Те же мысли блаженный Феофилакт выражает так: «Апостол внушает: исполняй свои обязанности и никому не подавай случая к враждам и смятениям. Если же видишь, что оскорбляется благочестие, то восстань мужественно, сражаясь за истину, однако не против человека враждуя, но против нечестия, а о человеке, напротив, сожалея и щадя его. Таким образом, что прежде казалось невозможным, то становится возможным: ибо что касается тебя, то ты находишься в мире с ним, а брань ведешь с одним нечестием». //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Свт. Геннадий Константинопольский ===== **Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми** Я хочу, говорит Павел, чтобы ваши мысли были здравы, пусть другие люди и думают иначе. //**Фрагменты.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми** См. Толкование на [[new:rim:12:16#prp_efrem_sirin|Рим. 12:16]] ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми** Единомыслие есть начало и основание всех благ для человека, и никому не должно подавать повода к брани и ссоре. Но если где увидишь, что нанесен вред благочестию или обижены немощные, не предпочитай мира истине. Напротив того, стань мужественно, //до крови против греха подвизающеся// [[new:evr:12:04|(Евр.12:4)]]. Посему-то и сказано Апостолом то, что желал ты узнать: **аще возможно, еже от вас, со всеми человеки мир имейте**. Ибо иногда бывает сие и невозможно, например, когда, как выше сказано, идет речь о благочестии или когда надобно стоять за обиженных. И чему дивишься, если не всегда это возможно в отношении других людей, когда Апостол разрешил сию необходимую связь и между мужем и женою, составляющими одну плоть, сказав: //аще ли неверный отлучается, да разлучится// [[new:1kor:07:15|(1Кор.7:15)]]? И сам я не безгрешен, и друзей ищу не безгрешных, потому что безгрешных и не найду. Но у кого преуспеяний много, и они велики, а недостатков мало, и они не важны, тех включаю в список друзей, а в ком нахожу противное сказанному, тех и не включаю, и не исключаю. Не включаю, чтобы не дали повода клеветать на весь сонм, ибо каждый обычно судит о человеке по его приближенным. Но и не исключаю, оставляя им добрую надежду. И одни для меня - как советники и друзья, а с другими не бранюсь, но поддерживаю возможный мир, стараясь сохранить апостольское предписание: **аще возможно, еже от вас, со всеми человеки мир имейте.** Советую же им удерживаться от порока и держаться добродетели. Но если совет мой обратят они в повод к вражде, то не малую причинят мне печаль тем, что не воспользовались им, а не тем, что изъявили неприязнь. Есть, премудрый, и брань святая, и мир, хуже всякой непримиримой брани, по сказанному: //возревновах на беззаконныя, мир грешников зря// [[old:ps:072:05|(Пс.72:5)]]. Ибо и разбойники заключают между собою договоры, вооружаясь на несделавших им никакой обиды; и волки собираются в стаю, когда жаждут крови; и прелюбодей с прелюбодейцею, и блудник с блудницею живут в мире. Посему, не полагай, что мир везде есть благо. Нередко бывает он хуже всякой войны. Когда мирится кто со злословящими Промысл и заключает договоры с людьми, негодными по жизни, которые строят козни и наносят вред общему житию, тогда поселяется он где-то вне и вдали от пределов мира. Почему и Павел сказал: **аще возможно, еже от вас, со всеми человеки мир имейте**; ибо ясно знал, что иногда сие и невозможно. Хотя обиженный и не представил, по обещанию своему, в суд жалобы на обидчика за его дерзость (иначе подверг бы его наказанию за сделанное им), однако же еще отдаются обиды в ушах обиженного. Посему, так как справедливость требует уврачевать его, нет иного врача для этих болезней, кроме того, кто нанес удар. Ему надлежит настроить себя на то, чтобы принести извинение обиженному. //**Письма. Книга III.**// ===== Блаж. Феодорит Кирский ===== **Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми** Какую неприязнь привлечет к себе тот, кто благословляет гонителя и не мстит обидчику? //**Толкования на послания святого Павла.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми** Прекрасно сказал: **если возможно с вашей стороны**. Ибо иногда невозможно быть в мире, например, когда идет борьба за благочестие или за обиженных. Итак, внушает: исполняй свои обязанности и никому не подавай случая к вражде и смятению. Если же видишь, что оскорбляется благочестие, то восстань мужественно, сражаясь за истину, однако не против человека враждуя, но против нечестия, а о человеке, напротив сожалея и щадя его. Таким образом, что прежде казалось невозможным, то становится возможным; ибо что касается тебя, то ты находишься в мире с ним, а брань ведешь с одним нечестием. //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Ориген ===== **Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми** Апостол знает, что мир между пребывающими в мире зависит не от одной только стороны, но от той и другой. И чтобы такое благо, как мир, не нарушилось в нас вследствие враждебности другого человека, он дает нам весьма умеренное предписание: наш дух всегда должен быть готов к миру, и пусть вина раздора лежит не на нас, а на другом. Но, может быть, кто-нибудь спросит: возможно ли быть в мире со всеми людьми? И как понимать речение Писания: //Когда видишь вора, сходишься с ним, и с прелюбодеями сообщаешься// [[old:ps:049:18|(Пс. 49:18)]]? Поэтому апостол прав, когда добавляет: **если возможно с вашей стороны**, то есть если это согласуется с вашим намерением и вашей верой. Ибо пребывать в мире и сообщаться с нечестивым противно нашей вере, хотя можно проводить различение иначе. Так что одно дело - любить людей, а другое - любить преступления. Кто любит людей, любит творение Божие; кто любит преступления, ревнует об ухищрениях дьявола. Кто совершенен, тот любит тех самых людей, в которых ненавидит преступления, и, ненавидя в них грех, не перестает любить их как творения Божии. //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Амвросиаст ===== **Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми** Павел хочет, чтобы все, служащие Божией праведности, были миролюбивы... Немиролюбив тот человек, который пренебрег волей закона и следует закону собственному... Если даже другие не любят мира, ты все-таки стремись к миру, насколько для тебя возможно. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми** **Если возможно...** С нашей стороны мы всегда должны проявлять миролюбие: тут не может быть никаких ограничений. Если все-таки мирные отношения не устанавливаются - это уже не ваша вина. См. также Толкование на [[new:rim:12:13#lopuxin_ap|Рим. 12:13]] [<10>]