[<10>] ====== Толкования на Рим. 13:2 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 2-3 **Темже противляяйся власти, Божию повелению противляется: противляющиися же себе грех приемлют. Князи бо не суть боязнь добрым делом, но злым. Хощеши же ли не боятися власти; Благое твори, и имети будеши похвалу от него** Апостол, сказав, откуда возникают власти, присовокупил: **темже противляйся власти, Божию повелению противляется** [[new:rim:13:02|(ст. 2)]]. Смотри, куда он ведет дело, чем устрашает и как доказывает, что повиноваться - наша обязанность. Чтобы верующие не сказали: ты нас унижаешь и делаешь презренными, подчиняя начальникам тех, которые должны получить небесное царство, (апостол) доказывает, что и в настоящем случае он подчиняет их не начальникам, но опять Богу, так как подчиняющийся властям повинуется Богу. Впрочем, (апостол) не говорит это в таких, например, словах: кто слушается начальников, тот повинуется Богу, но устрашает противоположным и тоже самое подтверждает с большей силой, сказав: кто не повинуется начальнику, тот противится Богу, узаконившему это. И он везде старается внушать это, т.е. что мы не дарим властям повиновение, но исполняем долг. Такими наставлениями (апостол) и верующих побуждал к повиновению, и неверующих начальников располагал в пользу (христианского) благочестия. Ведь тогда повсюду носилась молва, обвинявшая апостолов в восстании и нововведениях, а также в том, будто они и словом и делом стараются подорвать все общественные законы. А доказав, что общий наш Владыка повелевает всем соблюдать эти законы, можно и заградить уста клеветников, обвиняющих в нововведениях, и с большею смелостью защищать истинное учение. Итак, не стыдись такого повиновения, говорит (апостол). Этот закон дал Бог, Который грозно и отмщает тем, которые нарушают его. Если ты ослушаешься Его, то Он накажет тебя не случайным наказанием, а самым строгим, и никакие отговорки не спасут тебя, да и от людей ты понесешь жесточайшее наказание, потому что никто за тебя не вступится, а Бога ты сильно прогневаешь. Это самое и внушает (апостол), говоря: **противляющиися же себе грех приимут.** Затем, после страха, (апостол) доказывает пользу повиновения и убеждает на основании рассудочных доводов, говоря так: **князи бо не суть боязнь добрым делом, но злым** [[new:rim:13:03|(ст. 3)]]. Прежде он нанес сильный удар и привел слушателей в страх, а теперь опять делает послабление и, как мудрый врач, дает успокаивающее лекарство, утешает и говорит: чего боишься, чего ужасаешься? Разве начальник наказывает делающего добро? Разве он страшен для заботящегося о добродетели? Потому (апостол) и присовокупляет: **хощеши же ли не боятися власти, благое твори, и имети будеши похвалу от него.** Видишь ли, как он делающего добро примирил с начальником, показав, что начальник поставлен хвалить его? Видишь ли, как он устранил всякий гнев? //**Гомилии на Послание к Римлянам.**// ===== Свт. Василий Великий ===== **Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение** Подлинное и совершенное повиновение подданных вышестоящим проявляется в том, чтобы не только воздерживаться от несообразного с советом вышестоящего, но даже похвальных дел не совершать без его согласия. //**Слово аскетическое: пролог.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Темже противляяйся власти, Божию повелению противляется: противляющиися же себе грех приемлют** «Апостол, сказав, кем установлены начальства, присовокупил: **темже противляяйся власти, Божию повелению противляется**. Смотри, куда ведет дело, чем устрашает и как доказывает, что повиноваться начальству есть наша обязанность. Дабы не сказал кто из верующих: ты нас унижаешь и делаешь презренными, подчиняя (земным) начальникам тех, кому предоставлено Небесное Царство, — Апостол доказывает, что и в настоящем случае подчиняет их не (земным) начальникам, но опять Богу. Ибо подчиняющийся начальству повинуется Богу. Впрочем, Апостол не говорит сего прямо и такими словами: кто слушается начальства, тот повинуется Богу; но устрашает противным и то же самое подтверждает с большею силою, сказав: кто не повинуется начальнику, тот противится Богу, узаконившему начальства; как и везде старается внушать, что повиновение начальству есть не добровольная какая с нашей стороны уступка, а наш долг. Такими наставлениями Апостол и верных побуждал к повиновению, и неверных начальников располагал в пользу христианского благочестия. Тогда повсюду носилась молва, будто Апостолы — мятежники и нововводители, которые словом и делом стараются подорвать общественные уставы. А доказав, что общий нам Владыка всем Своим чтителям повелевает соблюдать сии уставы, можно и заградить уста клеветников, обвиняющих нас в нововведениях, и с большею смелостию защищать истинное учение. Итак, не стыдись подчиненности, говорит Апостол. Этот закон дал Бог и грозно отмщает презрителям оного. Если ослушаешься, то Он накажет тебя, накажет не легким, а самым строгим образом; никакие отговорки не спасут тебя, напротив, и от людей понесешь жесточайшее наказание, потому что никто за тебя не вступится, и Бога сильно прогневаешь. Сие-то самое внушает Апостол, говоря: **противляющиися же себе грех приемлют**» (святой Златоуст). **Грех приемлют**, κρίμα λήμψονται, — приимут κρίμα — осуждение и наказание вследствие того: ибо означает то и другое. //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение** Каковы бы и где бы они ни были, они однако существуют по повелению Божию. Итак, кто сопротивляется начальнику, который есть отмститель зла, тот Божией воле противится. **А противящиеся**, за это **сами себе осуждение получают**. //**Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.**// ===== Прп. Серафим Саровский ===== **Темже противляяйся власти, Божию повелению противляется: противляющиися же себе грех приемлют** См. Толкование на [[new:rim:13:01#prp_serafim_sarovskij|Рим. 13:01]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение** Дабы верующие не могли сказать: ты унижаешь нас, подчиняя начальникам тех, которые имеют получить Небесное Царство, показывает, что повинующийся начальствам повинуется Богу, или, что гораздо страшнее, неповинующийся начальствам противится Богу, установившему начальства, а противящийся будет наказан и Богом и людьми. Последнее внушил, сказав: **противящиеся сами навлекут на себя осуждение**. //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Ориген ===== **Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение** Здесь апостол говорит не о тех властях, которые подвергали гонениям верующих: о тех сказано, что //должно повиноваться больше Богу, нежели человекам// [[new:act:05:29|(Деян. 5:29)]], - но о тех обычных властях, которые //страшны не для добрых дел, но для злых// [[new:rim:13:03|(Рим. 13:3)]]. Всякий, кто им противится, сам навлекает на себя осуждение собственными делами. //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Амвросиаст ===== **Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение** **Посему противящийся власти противится Божию установлению**. Это против тех сказано, которые полагают, будто из-за их силы они не могут быть пойманы, а потому позволяют себе подсмеиваться под законом. Павел показывает им, что этот закон - от Бога и что не сможет избежать суда Божия тот, кто на время каким-то образом ухитряется избежать закона. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение** Непослушные власти христиане справедливо подвергаются суду и осуждению. Это осуждение, по мысли Апостола, изрекает против ослушников Сам Господь, а приводят в исполнение - правители (ст. 3). Речь идет, таким образом, не о вечном наказании, а о временном. См. также Толкование на [[new:rim:13:01#lopuxin_ap|Рим. 13:1]] [<10>]