[<10>] ====== Толкования на Рим. 13:8 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Ни единому ничимже должни бывайте, точию еже любити друг друга: любяй бо друга закон исполни** См. Толкование на [[new:rim:13:07#svt_ioann_zlatoust|Рим. 13:7]] ---- Сказав наперед: **"не оставайтесь должными никому ничем"**, он потом присовокупил **"кроме взаимной любви"**, желая, чтобы всякий наш долг здесь был уплачен, а этот долг оставался постоянно неуплаченным, потому что это особенно поддерживает и скрепляет нашу жизнь. **//Беседа на слова апостола: знаем, что любящим Бога все содействует ко благу.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Ни единому ничимже должни бывайте, точию еже любити друг друга: любяй бо друга закон исполни** Пред сим указал, что должностным лицам, какою бы то ни было властию облеченным, надлежит воздавать должное, всякому свое по чину его. Рождается вопрос: а в отношении к другим согражданам что есть должное? **Ни единому ничимже должни бывайте, точию еже любити друг друга**. Тут неуплатимым долгом своим имейте любовь. Поголовную или поземельную подать отдал, пошлину уплатил, — и свободен; а любовь считайте всегдашним долгом, всегда его уплачивайте, но никогда не считайте вполне уплаченным. Святой Златоуст говорит: «Апостол снова обращается к матери благ, к совершительнице всякой добродетели, — к любви, и говорит, что она есть долг наш не временный, каковы подать или пошлина, но всегдашний. Ибо он хочет, чтобы долг сей никогда не был выплачен, и хотя всегда уплачиваем, но не вполне, а так, чтобы все еще оставаться в долгу. Потому что это такого рода долг, что непрестанно уплачивается, но никогда не выплачивается. Сказав же, как должно любить, Апостол открывает и выгоды любви, говоря: **любяй бо друга закон исполни**». В этом и заключается ответ на вопрос, как действовать должно в отношении к другим. Люби, — и все должное в сем отношении исполнишь. Ибо любовь есть исполнение закона, — она и указывает должное, и силу дает к исполнению того; она есть исполнительная сила закона, источник, из которого исходит все законное и одно законное. У любви только и дела, что творить законное, не потому, чтобы закон навязывал ей сие совне, а потому, что если она в движении, то ничего не может делать, кроме законного, сознает ли она сие законное или не сознает. Она же есть основа мира, благоденствия и спокойствия общественного. Когда бы сделалась она общедвижущею силою, тогда не нужно было бы ни охранителей порядка, ни судов. Все спелось бы стройно само собою. А без любви общежитие не прочно. Внешно все одно, а внутренно разрознены: это куча песку несцепленного. «Если нет любви в нас, то весь состав тела расторгнут» — говорит святой Златоуст. //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон** Никому же ничем не должайтесь, **кроме того, чтобы друг друга любить, ибо кто любит ближняго**, тот весь** закон исполнил**. //**Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.**// ===== Блж. Августин ===== **Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон** Когда Павел говорит: **Любящий другого исполнил закон**, он показывает, что исполнение закона основано на любви. Так и Господь говорит, что весь закон и пророки основаны на этих двух заповедях, то есть любви к Богу и ближнему (см. [[new:mf:22:37|Мф. 22:37-39;]] [[new:mk:12:30|Мк. 12:30-31;]] [[new:lk:10:27|Лк. 10:27]]). Потому и Тот, Кто пришел исполнить закон, даровал любовь через Духа Святого, так чтобы любовь могла исполнить то, что не смог сделать страх. //**Некоторые темы из Послания к Римлянам.**// ---- Если мы любим другого, которого считаем праведным, мы не можем не любить и образ его, показывающий, что такое душа праведная, — дабы и мы могли стать праведными. Ведь если бы мы не любили в нем образ Божий, мы бы не имели к человеку любви, поскольку она основана на образе. Но покуда мы сами неправедны, наша любовь к образу недостаточна для того, чтобы сделать нас праведными. //**О Троице.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон** Иные долги, говорит, отдавайте. Но любовь не желайте никогда выплатить, а всегда имейте ее долгом постоянным. Если ты всегда окажешь ближнему расположение любящего, то не воображай, что поэтому завтра ты должен пренебречь им: напротив, всегда думай, что на тебе лежит долг - любить ближнего. //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Ориген ===== **Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон** Мы видим, что долг часто и во многих случаях приравнивается ко греху. Итак, Павел хочет, чтобы всякий греховный долг был уплачен и ни один греховный долг не оставался за нами; но чтобы сохранялся и никогда не упразднялся долг любви: по его словам, этот долг мы уплачиваем ежедневно и всегда остаемся в долгу. //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Амвросиаст ===== **Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон** **Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви**. Павел хочет, чтобы мы, по возможности, были в мире со всеми, братолюбивы, в почтительности предупредительны. Теперь он говорит о должниках: человеку, который достоин почести - будь то настоящей, или будущей, - достойно и возвращать должное. Возвращать следует тому, от кого обрел честь: потому он и зовется должником. А если же по отношению к начальствующему не сделаешь этого, то ты горделив; то же относится и к человеку заслуженному или в возрасте. Кто любит ближнего, тот исполнил закон, данный Моисеем, потому что закон новый обязывает возлюбить и врагов (см. [[new:mf:05:44|Мф. 5:44]]; [[new:lk:06:27|Лк. 6:27,]] [[new:lk:06:35|35]]). //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 8-9 **Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя** Любовь, или заповедь о любви настолько неисчерпаема, что человек всегда останется пред нею в долгу, как бы ни старался ее исполнить. - **Закон**. 3десь разумеется, по контексту речи, закон гражданский. В самом деле, любовь к ближнему не могла бы быть обозначена у Апостола, как исполнение закона Божия в его цельном виде. Нельзя даже сказать, что Павел видел исполнение второй таблицы Моисеева закона в обязанности не делать ближнему ничего дурного. Между тем цель и содержание гражданского закона как нельзя лучше определяются таким требованием чисто отрицательного характера (не делать другому гражданину ничего, что было бы нарушением его прав). - Могут возразить, что в 9-м ст. отдельные параграфы закона взяты из Десятословия. Но такие же пункты имеются и в гражданском законе. Даже пожелание, в смысле злонамеренности, покушение на завладение чужою собственностью, определяется в гражданском законе, как преступление. Если же Апостол характеризует содержание гражданского закона словами Десятословия, но он делает это с тою целью, чтобы показать, что государство, правительство с его законами делает дело Божие, и поэтому повиновение законам есть долг религиозный. [<10>]