[<10>] ====== Толкования на Рим. 13:10 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Любы искреннему зла не творит: исполнение убо закона любы есть** Замечаешь ли, что любовь имеет то и другое совершенство - и воздержание от зла (**зла бо**, сказано, **не творит**), и делание добра (сказано - она есть исполнение закона), не только вкратце представляя для нас учение о том, что должно делать, но и делая легким исполнение этого. Она не только заботится о том, чтобы мы уразумели полезное для нас (это делает и закон), но и много споборствует нам в исполнении обязанностей, совершая в нас не одну какую-либо часть заповедей, но всю добродетель во всей ее полноте. Потому будем любить друг друга и таким образом возлюбим любящего нас Бога. У людей так бывает, что когда ты полюбишь кого, то другой, любящий его, вооружается против тебя; но Бог требует, чтобы и ты приобщился любви, и ненавидит того, кто не разделяет с Ним любви. Любовь человеческая исполнена зависти и злобы, а любовь Божия свободна от всякой страсти. Потому Бог и ищет сообщников любви. Люби вместе со Мною, говорит Он, тогда и Я больше буду любить тебя. Вот слова беспредельно любящего! Если ты любишь любимых Мною, тогда Я вижу, что и Меня ты любишь усердно. Бог сильно желает нашего спасения и доказал это в самом начале. Послушай, что говорил Он, когда творил человека: //сотворим человека по образу Божию// [[old:gen:01:26|(Быт. I, 26)]], и еще: //сотворим ему помощника, не добро быти ему единому// [[old:gen:02:18|(Быт. II, 18)]]. И потом, когда первый человек впал в преступление, заметь, как Бог кротко укорял его, Он не сказал ему: нечистый и пребеззаконный, получив от Меня так много благодеяний, ты и после всего этого поверил диаволу и, оставив Благодетеля, послушался демона! Но что говорит? //Кто возвести тебе, яко наг ecи, аще не бы от древа, егоже заповедах тебе сего единаго не ясти, от него ял ecи// [[old:gen:03:11|(Быт. III, 11)]]? Так сказал бы и отец сыну, которому он приказал не трогать меча и который, не послушавшись, ранил себя: отчего ты ранен? Оттого, что меня не послушался. Замечаешь ли, что это - слова больше друга, чем Владыки, друга, подвергшегося обиде, но и при всем том не переставшего любить? //**Гомилии на Послание к Римлянам.**// ===== Свт. Кесарий Арелатский ===== **Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона** Что может быть таким же законченным и совершенным, как полнота? Поэтому то, что делаешь, делай ради любви Христовой, и пусть Он будет устремлением, или целью, всех твоих трудов. Ничего не делай ради людской хвалы, но все - ради любви Божией и желания вечной жизни. И тогда увидишь конец всякого свершения, придя к которому, ничего большего не пожелаешь. //**Проповеди.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Любы искреннему зла не творит: исполнение убо закона любы есть** Существо любви — жертвовать собою и всем своим для любимого и делать ему всевозможное благо. Если таково свойство ее, то как возможно, чтоб она сделала какое-либо зло? Апостол эту вторую сторону любви, — что она зла не творит, — выставляет, имея в виду гражданскую жизнь. Закон гражданский преследует нарушителей добрых взаимных отношений, делание же добра предоставляет совести каждого. Почему, хочешь ли быть граждански исправным, не делай зла. Но чтобы быть тебе сильным не делать зла и быть исправным пред гражданским законом, — люби. Если любишь, все гражданские законы легко будут тобою исполнены, и тебе нечего будет бояться и беспокоиться в этом отношении. Такая мысль здесь по течению речи. Но если взять сии слова отвлеченно, то в них выражаются общие черты любви. Святой Златоуст говорит: «видишь ли, что любовь имеет то и другое совершенство: как воздержание от зла, — ибо сказано, что она **зла не творит**, — так и делание добра, — ибо сказано, что она есть исполнение закона? Любовь не только преподает нам сокращенное учение о том, что должно делать, но и облегчает исполнение нравственных законов. Она не только заботится о том, чтобы мы познали свои обязанности (это делает и закон), но и много способствует нам к исполнению сих обязанностей и совершает в нас не одну только какую-нибудь часть заповедей, но целую добродетель во всей ее полноте. — В ней для нас Царство Небесное, в ней наслаждение благ, в ней всякое утешение, в ней веселие, в ней радость, в ней блаженство, и, что бы ни сказал я о сем благе, ничто не изобразит его вполне: оно дознается только опытом». //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона** Посему, говорит: **любовь** братьев ничего **злаго не совершает**... Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона. Показывает, что любовь имеет то и другое совершенство. Когда говорит, что любовь не делает ближнему зла, обозначает, что она есть воздержание от зла, а словами любовь есть исполнение закона указывает, что она есть делание добра. Итак, любовь совершает в нас добродетель, указываемую законом, во всей ее полноте. //**Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.**// ===== Прп. Максим Исповедник ===== **Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона** Если **любовь искреннему зла не творит**; то завидующий брату, приводимый в печаль его доброю славою, помрачающий злоречием имя его, или по злонравию наветующий на него, не делает ли себя чуждым любви, и повинным вечному осуждению? Если **любовь есть исполнение закона**: то памятозлобствующий на брата, уготовляющий ковы ему, проклинающий его, и радующийся падению его, не есть ли законопреступник, и не достоин ли вечной муки? //**Главы о любви.**// ===== Блж. Августин ===== **Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона** Правило любви заключается в том, чтобы человек другому желал добра, которого сам себе желает, и не желал другому зла, которого не хочет себе (см. [[new:mf:07:12|Мф. 7:12;]] [[new:lk:06:31|Лк. 6:31]]). Он волю такую имеет ко всем людям, ибо никакого зла нельзя делать другому, а любовь к ближнему зла не делает. Давайте любить и врагов наших, как требует заповедь, если мы действительно хотим быть непобеждаемыми. //**Об истинной религии.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона** Показывает, что любовь имеет то и другое совершенство. Когда говорит, что **любовь не делает ближнему зла**, обозначает, что она есть воздержание от зла, а словами **любовь есть исполнение закона** указывает, что она есть делание добра. Итак, любовь совершает в нас добродетель, указываемую законом, во всей ее полноте. //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Амвросиаст ===== **Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона** Через слова закона Павел хочет прийти к смыслу Евангелия. Он вспоминает то, что главное в законе, и связывает это с Евангелием, показывая, что то и другое имеет одного Автора. Но во времена Христа следовало что-то добавить, как-то: нам надлежит любить не только ближних, но и врагов... А любить врагов не означает разве не ненавидеть их и не причинять им вреда? И Господь на кресте молится за врагов (см. [[new:lk:23:34|Лк. 23:34]]), дабы явить полноту праведности, которой Он учил. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Констанций ===== **Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона** Прекрасно сказал апостол, что нам следует воздавать каждому должное и упорствовать только во взаимной любви. Но если мы всегда будем связаны по отношению к братьям долгом любви, то всегда пребудем соединенными взаимной любовью. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона** **Исполнение закона**. Имея любовь к ближнему, христианин не может делать ближнему зла и таким образом исполняет все, чего хочет от него закон. [<10>]