[<10>] ====== Толкования на Рим. 14:2 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Ов бо верует ясти вся, а изнемогаяй зелия (да) яст** См. Толкование на [[new:rim:14:01#svt_ioann_zlatoust|Рим. 14:1]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Ов бо верует ясти вся, а изнемогаяй зелия (да) яст** Указывает Апостол, кого разумеет он под сильным и кого под немоществующим. Сильный тот, кто вся яст; но не потому он силен, что все ест, а потому, что, не колеблясь, верует, что //всякое создание Божие добро и ничтоже отметно, со благодарением приемлемо// (ср.: [[new:1tim:04:04|1 Тим. 4, 4]]). А немощный — тот, кто **зелия яст**, но не потому он немощен, что: **зелия яст**, — ибо таковые бывают сильнее //ядущих вся//, а потому, что по слабости веры полагает, будто пища может //нас поставити пред Богом// (ср.: [[new:1kor:08:08|1 Кор. 8, 8]]) и будто есть яства, которые могут сквернить человека. Немощен не от малоястия, а от немощи веры: «ибо, не имея совершенной веры, думает, что оскверняется какою-либо снедию» (блаженный Феодорит). Совершенный, дерзая по вере, питается всем безразлично, а несовершенный, как немощный, //яст зелия//. Поэтому последний заслуживает врачевание, а не укора (см.: блаженный Феофилакт). «Тот, веруя читаемому в Писании, не сомневается есть все, что дано на употребление человеку. Ибо читает в книге Бытия, что все, созданное Богом, //добро зело// (ср.: [[old:gen:01:31|Быт. 1, 31]]). Почему ничего не должно отметать. И ни об Енохе, который первый угодил Богу, ни о Ное, который во время потопа один найден был праведным, ни об Аврааме, друге Божием, ни об Исааке и Иакове, праведных и другах Божиих, между которыми и Лот был, ни о прочих праведниках не читаем, чтоб они воздерживались от каких яств. Но иной полагает, что нельзя все без различия есть, и ест овощи. И пусть ест. Не надобно заставлять его есть мяса, чтоб не стал он вкушать пищу, с сомнящеюся и мятущеюся совестию, и не согрешил чрез то, что не соблюл своего решения или предложения своего произволения» (Амвросиаст). Надо полагать, что ядущими только зелия обнаруживались некоторые на каких-нибудь общих обедах. Здесь иудей верующий не ел совсем мяса, чтоб не показаться воздерживающимся от иных яств, из уважения к закону; а иные, из иудеев ли то или язычников, не ели, опасаясь напасть на идоложертвенное. //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи** **Иной думает**, что можно **есть все**, - и таковой, хотя бы и не приносил вреда себе самому, но вредит ближнему; **а немощный** умом своим - тот пусть **овощи ест**. //**Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.**// ===== Прп. Максим Исповедник ===== **Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи** Это сказано Апостолом не о телесном недуге, ибо [своим] недугам тела он всегда радовался; это немощным душою велит он есть овощи, то есть пищу незатейливую, простую, удобоваримую и не утучняющую плоть. Таковдоступный смысл. Согласно же созерцанию, тот немощен и ест овощи, кто не способен взойти на высоту знания и, подобно Моисею, приблизиться ко //мраку, где Бог// [[old:ish:20:21|(Исх. 20, 21)]], но, являясь либо словно одним из народа, либо одним из тех возвышеннейших семидесяти старейшин, питается, будто овощами, естественным созерцанием. //**Вопросы и затруднения.**// ===== Прп. Анастасий Синаит ===== **Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи** Когда говорит: **«немощный ест овощи»**, то высказывается относительно [обращенных] из иудеев, ибо уверовав, крестившись и [еще до обращения] отвратившись от вкушения свинины, чтобы их не заподозрили [в нарушении закона], они [после обращения] полностью отказывались от [всякого] мяса, вкушая [только] овощи – монашескую пищу. На их счет [апостол] и сказал: кто **«немощен»** верой и еще не полностью обратился, тот **«ест овощи»**. **//Вопросы и ответы.//** ===== Блж. Августин ===== **Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи** В то время многие люди, уже окрепшие в вере и знавшие учение Господа о том, что человека оскверняет выходящее из уст, а не входящие в уста, ели любую пищу с чистой совестью (см. [[new:mf:15:11|Мф. 15:11-20]]). Но более слабые воздерживались от мяса и вина, дабы по незнанию не съесть то, что жертвовалось идолам(см. [[new:act:15:29|Деян. 15:29,]] [[new:act:21:25|21:25;]] [[new:1kor:08:01|1 Кор. 8:1-13;]] [[new:1kor:10:25|10:25-31]]). Тогда все жертвенное мясо у язычников продавалось на рынке, первые сборы винограда приносились в жертву, жертвы приносились и в самих виноградных прессах. //**Некоторые темы из Послания к Римлянам.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи** Кто верит, пусть ест все (то есть уверовавший из язычников). **Немощный же ест овощи**. Некоторые говорят, что верующие из иудеев, стыдясь тех, кто был из язычников, воздерживались не только от свинины, но и от прочего мясоядения под предлогом подвижничества и воздержания. //**Толкования на послания святого Павла.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи** Делает сравнение между совершенным и несовершенным и говорит, что совершенный, дерзая по вере, безразлично питается всем, а несовершенный, как немощный, ест овощи. Поэтому последний заслуживает врачевания, а не поражения. //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Ориген ===== **Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи** Видимо, Павел вкладывает в эти слова более глубокий смысл. Ведь даже если взять уверовавших из числа обрезанных, закон не дает никаких предписаний относительно вкушения овощей, в соответствии с которым, по словам апостола, **немощный ест овощи**. Отсюда явствует, что здесь он говорит о пище слова [Писания] и называет «немощным в вере» того, кто не настолько совершенен чувством, чтобы воспринять всякую пищу слова Божиего, согласно сказанному самим апостолом в другом месте: //Твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла// ([[new:evr:05:14|Евр. 5:14;]] ср. [[new:1kor:03:02|1 Кор. 3:2]])... И потому он говорит: если кто немощен чувствами и не настолько совершенен в вере, чтобы постигнуть слово [Божие], вещающее о больших тайнах, не следует смущать его тем, чего он понять не в силах. **Иной уверен**, говорит Павел, **что можно есть все**. Тем самым он не призывает учеников есть все и не выступает учителем обжорства и чревоугодия, но говорит, несомненно, о тех, чья вера совершенна и не смущается никакими противоречиями в слове Божием... Итак, он сам есть тот, о котором говорит: **Иной уверен, что можно есть все**... Это **«все»** и есть пища, которую вкушает тот, кто по совершенству веры и по благодати Святого Духа способен воспринять Слово тайн. //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Амвросиаст ===== **Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи** Верующий читатель не усомнится, что все, данное человеку в употребление, можно есть. Ибо он читает в Бытии, что хорошо все, сотворенное Богом (см. [[old:gen:01:31|Быт. 1:31]]). Потому ничто не следует отвергать: ни Енох, первый угодивший Богу, ни Ной, который один оказался праведным во время потопа, ни Авраам, бывший другом Богу, ни Исаак, ни Иаков - праведники и друзья Божии, ни Лот, ни другие праведники не воздерживались от этой пищи, как мы читаем. Тот, кто непрочен в вере, пусть ест овощи. Так что считающего, что надо есть овощи, нельзя принуждать есть мясо, ведь если он станет попирать свои принципы и начнет есть в сомнении, то будет казаться, что он согрешает. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи** См. Толкование на [[new:rim:14:01#lopuxin_ap|Рим. 14:1]] [<10>]