[<10>] ====== Толкования на Рим. 14:10 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 10-13 **Ты же почто осуждаеши брата твоего, или ты что уничижаеши брата твоего; Вси бо предстанем судищу Христову. Писано бо есть: живу Аз, глаголет Господь, яко Мне поклонится всяко колено, и всяк язык исповестся Богови. Темже убо кийждо нас о себе слово даст Богу. Не ктому убо друг друга осуждаем, но сие паче судите, еже не полагати претыкания брату или соблазна** Итак, достаточно упрекнув, (апостол) снова ободряет, говоря: **ты же почто осуждаеши брата твоего? или ты что уничижаеши брата твоего** [[new:rim:14:10|(ст. 10)]]? Здесь, по-видимому, (апостол) уравнивает обоих, но однако полагает между ними большое различие. Он прекращает их споры прежде всего наименованием брата, а потом напоминанием о страшном дне Суда, так как, сказавши: **что уничижаеши брата твоего**, присовокупил: **вcu бо предстанем судищу Христову**. И говоря это, он, по-видимому, опять делает упрек более совершенному, но на самом деле старается потрясти дух иудействующего христианина, не только посрамляя его напоминанием об оказанном ему благодеянии, но и устрашая будущим наказанием: **вcи бо**, - говорит, - **предстанем судищу Христову. Писано бо есть: живу Аз, глаголет Господь; яко Мне поклонится всяко колено, и всяк язык исповестся Богови. Темже убо кийждо нас слово о себе даст Богу** [[new:rim:14:11|(ст. 11, 12)]]. Видишь ли, как (Павел) опять потрясает дух одного, нанося удар, по-видимому, другому? Слова его значат то же, как если бы он сказал: о чем ты заботишься? Ведь не ты будешь наказан за него? Он не высказал этого прямо, но это именно разумел, только выразил гораздо легче, сказав: **вcu бо предстанем судищу Христову. Темже убо кийждо нас о себе слово даст Богу.** (Апостол) привел также слова пророка, который свидетельствует о всеобщем повиновении Богу, о повиновении безусловном всех, живших в Ветхом Завете, и вообще всех без исключения. Не просто сказано - всякий **поклонится**, но - **исповестся**, то есть даст отчет в том, что сделал. Итак, представляя себе общего Владыку, сидящего на Престоле, будь внимателен к себе, не раздирай и не разделяй Церкви, отторгаясь от благодати и возвращаясь к закону, так как и закон принадлежит Ему. И что говорю - закон? Ему принадлежат все жившие и в законе, и до закона. И не закон потребует у тебя отчета, а Христос, как у тебя, так и у всего человеческого рода. Видишь ли, как (апостол) освободил немощного в вере от страха закона? Потом, чтобы не показалось, что он говорит об этом с намерением устрашить немощных, но что он перешел к этому по связи речи, (апостол) продолжает рассуждать о том же предмете, говоря: **не к тому убо друг друга осуждаем, но cиe паче судите, еже не полагати претыкания брату, или соблазна** [[new:rim:14:13|(ст. 13)]]. Это к одному относится не больше, чем и к другому, а потому может быть приложено к обоим, и к совершенному, который соблазняется разборчивостью в пище, и к несовершенному, для которого служат преткновением слишком резкие укоризны. //**Гомилии на Послание к Римлянам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Ты же почто осуждаеши брата твоего? или ты что уничижаеши брата твоего? Вси бо предстанем судищу Христову** Утвердив таким образом, что мы рабы Господа, и по творению и промышлению, и тем паче по искуплению, Апостол снова обращается к убеждению, чтоб мы не осуждали друг друга. Мы рабы Господа; следовательно, сами между собою сорабы и собратия. Вся забота наша должна быть обращена на то, чтобы Господу своему угождать, а не на то, как другие, сущие с нами, работают тому же Господу. Прежде уже говорил он: //что ты судишь чуждему рабу// [[new:rim:14:04|(Рим. 14:4)]]! Он Божий раб, а не твой; тебе же он сораб, как и ты ему. Теперь же обращает внимание на другую сторону дела: мы братья и одинаково рабы единому Господу; о том должны заботиться, чтоб Ему угодить, а не друг за другом смотреть; ибо все предстанем судищу Христову, где всякий даст отчет за себя только самого. За себя будет давать ответ и брат твой, судимый тобою; тебе же что тут? Сам будешь давать отчет; ответишь и за самое осуждение сие. Так лучше ты воздерживайся от осуждения, а более на себя смотри, не оказалось бы что и у тебя достойное осуждения на судище Христовом. Апостол в сих словах предлагает общее убеждение к неосуждению; но вместе так выражается, что подавшие повод к тому не могли не видеть, что он и их особенно не упускает из внимания; ибо, говоря: **ты же** — и потом: **и ты**, — будто пальцем указывает то на немощного иудея, не ядущего все в духе иудейском, осуждающего, однако ж, все ядущего, то на последнего, сильного в вере, но укоряющего первого, несмотря на его немощность. Примирить же их между собою, изгнав из них осуждение и укорение, отзывающееся разладом, старается Апостол убеждением их, что они равны друг пред другом, — равны, как братья, и равны, как равно имеющие предстать судищу Христову. С одной стороны, чувство братства, с другой — общая опасность сильны расположить — оставить взаимные нападки, а скорее озаботиться обезопашением и себя, и взаимно всех. «Так Апостол прекращает споры сперва наименованием брата, а потом напоминанием о страшном дне суда» (святой Златоуст). «Он — наш Следователь, Он — наш Судия, Его престолу необходимо нам предстать» (блаженный Феодорит). Его потому умилостивлять всею заботою озаботимся, прекратив взаимные осуждения и укорения. //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Свт. Геннадий Константинопольский ===== **А ты чтò осуждаешь брата твоего? Или и ты, чтò унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов** Павел снова возвратился к тому, о чем говорил вначале, и прибавлением слова «брат» еще лучше представил нелепость происходящего суда. //**Фрагменты.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **А ты чтò осуждаешь брата твоего? Или и ты, чтò унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов** **Ты же - что судишь брата твоего**, который ест? **Или ты - зачем уничижаешь брата твоего**, - постящегося? //**Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **А ты чтò осуждаешь брата твоего? Или и ты, чтò унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов** **Все мы предстанем на суд Христов.** Зачем нам произносить над своими ближними свой суд, когда все мы несомненно предстанем на Страшный, единственно праведный Суд Христов? **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **А ты чтò осуждаешь брата твоего? Или и ты, чтò унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов** Ты, неядущий, что осуждаешь брата своего, ядущего, как невоздержанного, за то, что он ест? Он - брат; ты не должен уничижать собственный свой член. Разве ты дашь за него ответ? Он сам предстанет на суд и сам понесет наказание. Видишь ли, как обращая речь к совершенному, наводит страх на самого иудействующего, как имеющего отдать отчет на страшном суде? //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Ориген ===== **А ты чтò осуждаешь брата твоего? Или и ты, чтò унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов** Правильно апостол заклеймил и тот и другой порок в сказанном: что ты **унижаешь**? или что ты **осуждаешь**? Ибо те, кто самую малость преуспел в науке, имеют обыкновение презирать и унижать менее способных к высшему разумению; те же, кто неучен и непонятлив, осуждают - то есть обвиняют и проклинают - исследующих более высокие и глубокие предметы, нежели они сами могут охватить и постигнуть. И потому апостол, желая пресечь неправоту обеих сторон, предписывает одним не унижать и не презирать низших, а другим не осуждать высших, ибо не имеют знания, чтобы судить... Разбирая причины неправоты тех, кто осуждает братьев, апостол указывает на истинный и справедливый образ правосудия, говоря: **Все мы предстанем на суд Христов**. Отсюда судящий брата узнает, что он совершает преступление превышения полномочий, принимая на себя суд Божий и опережая приговор Единородного. Рассмотрим, что же означает этот суд, именуемый у апостола «судом Божиим», и каким образом его следует понимать. Павел упоминает о нем не только здесь, но и в Послании к Коринфянам, где говорит: //Ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными; ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое// [[new:2kor:05:10|(2 Кор. 5:10)]]. //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 10-12 **А ты чтò осуждаешь брата твоего? Или и ты, чтò унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов. Ибо написано: живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедовать Бога. Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу** В этом месте Апостол является защитником свободы христианской совести, но только в вещах так называемых безразличных: за эти вещи мы не имеем права осуждать друг друга - осуждать может на страшном Своем суде только ваш общий Господь и Владыка. Но Апостол вовсе не дает этим право отдельным лицам безнаказанно разрушать сложившийся строй церковной жизни, основанный на вселенском апостольском предании. В других посланиях он прямо осуждает тех, кто портит порядок, установленный в Церкви Христовой [[new:1kor:03:17|(1 Кор. 3:17)]]. См. также Толкование на [[new:rim:14:01#lopuxin_ap|Рим. 14:1]] [<10>]