[<10>] ====== Толкования на Рим. 14:17 ====== ===== Свт. Григорий Нисский ===== **Несть бо Царство Божие брашно и питие, но правда и мир и радость о Дусе Святе** Но иной, может быть, приводится в стыд тем, что жизнь наша по подобию бессловесных поддерживается пищей, и потому признает человека недостойным той о нем мысли, что создан но образу Божию; пусть же надеется, что естеству нашему некогда сообразно ожидаемой жизни даровано будет освобождение от этого служения. **Несть бо**, как говорит апостол, **Царство Божие брашно и питие** . И Господь предрек: //Не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих// [[new:mf:04:04|(Мф. 4:4)]]. Да и воскресение указывает нам на жизнь равноангельскую. Поскольку же у ангелов нет пищи, то к удостоверению достаточно этого доказательства, что освободится от такого служения человек и будет жить по подобию ангелов. //**Об устроении человека.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Несть бо Царство Божие брашно и питие, но правда и мир и радость о Дусе Святе** См. Толкование на [[new:rim:14:16#svt_ioann_zlatoust|Рим. 14:16]] ===== Свт. Климент Александрийский ===== **Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе** Тот, кто вкушает на такой трапезе, примет участие в подлинной трапезе Царства Божия, потому что он уже сейчас озабочен участием в священном собрании любви, какое будет в Церкви небесной. //**Педагог.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Несть бо Царство Божие брашно и питие, но правда и мир и радость о Дусе Святе** Царство Божие приобретается не тем, чтоб одно есть, а другого не есть и одно пить, а другого не пить. Или — не в этом состоит Царство Божие, не этим оно украшается, не это составляет его отличительную черту. Или — не этим славны вступившие в Царство Божие и не это есть признак, в Царстве ли кто Божием или нет. «Не думайте, что в этом весьма великое преспеяние и что приобретается сим Царство Небесное» (блаженный Феодорит). «Ужели думаешь, что сие поставлено будет тебе в заслугу? И в другом месте говорит он то же: //ниже аще ямы, избыточествуем; ниже аще не ямы, лишаемся// (ср.: [[new:1kor:08:08|1 Кор. 8, 8]]). Здесь нечего доказывать, а довольно сказать. Смысл же Апостольских слов таков: ежели ты ешь, то ужели сие введет тебя в Царство?» (святой Златоуст). Что же вводит в Царство? Какие блага его? Что служит признаком, что кто-нибудь принадлежит к наследникам его? — **Правда, мир и радость о Дусе Святе**. «Добродетельная жизнь, мир с братом, радость, происходящая от согласия» (святой Златоуст). «Приобретают нам Царство истинная праведность в мире и любви, согласие и рачительность, которыми порождается веселие по Богу» (блаженный Феодорит). **Правда** — не оправдание только и отпущение грехов, но внутренняя праведность, изгнавшая все неправое из сердца и вселившая в нем правочувствие и правомыслие, от коих правословие и праводелание — словом, святость, готовая на всякое дело благое и сильная совершить оное. **Мир** — мирное устроение в себе, в мыслях и чувствах, вследствие освобождения от мятущих страстей самоугодия; мир, свыше сходящий и осеняющий душу чувством благоволения Божия, блюдомым сознанием, что произвольно не допущено ничто неправое, и дающим дерзновение весело воззревать к всещедрому Богу, — и мир любви со всеми братиями, делающий из всех одну душу и каждого обогащающий чувством силы такой жизни, которая слагается из всех жизней, состоящих в мирном сердечном союзе. **Радость** — не какая-либо чувственная, но отрешенная и отрешающая от всего чувственного, не из себя выводящая, как обычно, но в себя углубляющая, по той причине, что там дается вкушать сердцу обвеселяющие блага, ихже око не виде [[new:1kor:02:09|(1 Кор. 2, 9)]], — из коего вкушения непрестанного и точится радость, которой ничем другим купить нельзя. Радость неразлучна с жизнию; но истинная радость бывает только в духовной жизни, душевная же и чувственная жизнь имеют лишь мимолетные радости, и всегда смутные и немирные. Духовной жизни радость истинная оттого неотлучно принадлежит, что эта жизнь не иначе водворяется, как в силу соединения со всеблаженным Богом благодатию Его. Бог всеблаженный изливает непрестанную радость в сердце, с Ним живо сочетанное верою, любовию и упованием. Все же сие **о Дусе Святе**. Хотя у Апостола **о Дусе Святе** стоит в связи только с //радостию//; но по существу дела не радость только, но и мир с правдою есть лишь о Дусе Святе. Дух Святой дает силы, яже к животу и благочестию, и, следовательно, делает человека праведным. Дух Святой исторгает дух наш из уст душевных и телесных страстей и, водворяя мир внутри, держит его в мире с Богом и братиями. Дух Святой и радость подает, прямо по обращении к Богу, только в виде предвкушения и приманки, а по очищении от страстей, — в виде постоянного или более или менее постоянного вкушения: ибо тогда начинается ощутительное действие благодати Святого Духа в сердце, с коим неразлучна сладость духовная, и с сладостию сею и радость. Из сего следует заключить, что правда, мир и радость в истинном своем значении бывают только в христианах; и между христианами в тех, в которых возгрет дар благодати. //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Свт. Лука Крымский ===== **Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе** Знаю, что все вы верите в жизнь вечную, знаю, что стремитесь получить доступ в Царство Небесное, но не уверен в том, что правильно понимаете, что такое жизнь вечная и что такое Царство Небесное. Знаю, что есть немало людей, которые совершенно неверно представляют себе Царство Небесное. Их представление очень близко к примитивному представлению о нем мусульман: они думают, что Царство Небесное – это радостная жизнь в роскошных райских садах, где будут их услаждать своим пением, танцами и музыкой прекрасные молодые женщины, где будут они наслаждаться роскошными яствами. А святой апостол Павел сказал: **Царство Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость о Святом Духе**. Как видите, совсем не то, что представляют себе мусульмане и мало понимающие люди даже из среды христиан – не пища и питие, не наслаждение роскошными яствами, а совсем иное – праведность, мир и радость о Духе Святом. Царство Божие внутрь нас есть //**Проповеди. Том III. Царство Божие внутри нас.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе** **Ибо царствие**, которого мы ожидаем с великим желанием, не чрез еду приобретаем, но чрез правду и мир, который ты творишь между тобою и братом твоим. //**Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.**// ===== Прп. Амвросий Оптинский ===== **Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе** Как ни дорого для христиан Царство Божие и Царство Небесное, но, по немощи человеческой, мы прежде всего заботимся о пище и питии и о прочем, за что и подвергаемся Евангельскому упреку Господа: //Не пецытеся убо, глаголюще; что ямы, или что пием, или чим одеждемся... весть бо Отец ваш Небесный, яко требуете сих всех. Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам// [[new:mf:06:31|(Мф. 6:31-33)]]. Господь порицает заботливое житейское попечение, как препятствующее к приобретению Царствия Божия; а святой апостол Павел выставляет и другую причину, также препятствующую, когда кто употребляет пищу или питие на соблазн и претыкание ближнему. Такому он угрожает наказанием, глаголя: //зло человеку претыканием ядущему// [[new:rim:14:20|(Рим. 14:20)]]. Древним христианам апостол сей подавал такой совет: //добро не ясти мяс, ниже пити вина, ни о нем же брат твой претыкается или соблазняется или изнемогает// [[new:rim:14:21|(Рим. 14:21)]], а святые отцы Соборов, снисходя немощи человеческой, кроме постов, запретили употреблять мясо только в два дня недели — в среду и пяток, в воспоминание предания и страданий за нас Христа Спасителя. Но в настоящее время многими православными христианами и эти два дня презираются и нарушаются из подражания неправославным. Впрочем, не одной мясной пищей или вином можно соблазнять ближнего, но и безпорядочным и неблаговременным употреблением всякой другой пищи и пития. В том и другом случае потребно каяться и исправляться, чтобы не постигло нас зло, которым угрожает апостол. В слове Божием говорится и о Царствии Божием, и о Царствии Небесном; какое в этом различие? Царствие Небесное получают достойные, по смерти, в будущей жизни, а **Царствие Божие** твердо верующие и тщательные приобретают и в настоящей жизни внутри себя, в своей душе и сердце, по сказанному в Евангелии: //Царствие Божие внутрь вас есть// [[new:lk:17:21|(Лк. 17:21)]]. **//Письма.//** ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе** **Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе**. «Христианский» социализм или коммунизм выдвигает обратный лозунг: «Царство Божие — это пища и питие». //**Подвижнические и богословские главы.**// ===== Блаж. Августин ===== **Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе** Здесь Павел хочет, чтобы под Царствием Божиим понималась Церковь, в которой царит Бог. //**Послания.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе** **Ибо Царствие Божие не пища и питие** Не этим заслуживаем мы благоволение у Бога. Если, говорит, ты не ешь, то неужели это введет тебя в Царство? Укоряя за то, что почитают это важным, упомянул и о питье. **Но праведность и мир и радость во Святом Духе** В Царство Божие вводит **праведность**, то есть все добродетели, непорочная жизнь и мир с братом, а не вражда, и **радость**, происходящая от согласия, а не скорбь, происходящая от укоризны. Так как мир и радость бывают и в худых делах, то присовокупил: **во Святом Духе**. Речь у меня, говорит, о мире и радости во Святом Духе. Великий Златоуст глубоко объяснил, для чего упомянул Павел о правде. Для того, говорит он, чтобы доказать, что не воздерживающийся от свиного мяса обижает брата относительно спасения, которое стяжал для него Христос смертью Своею. Посему, с противоположной стороны, воздерживающийся для брата соблюдает правду, которая доставляет вечное Царство. //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Ориген ===== **Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе** //Как ни женятся и ни выходят замуж, но пребывают как Ангелы Божии//, так не едят и не пьют, //но пребывают как Ангелы Божии// [[new:mf:22:30|(Мф. 22:30)]]. Итак, совершенным учением и прямым апостольским утверждением установлено, что в Царстве Божием нет места ни телесной пище, ни питию, но есть **праведность и мир во Святом Духе**. И потому апостол побуждает нас упражняться именно в них, стремиться стяжать именно эти блага и обладать тем богатством, которое может перейти вместе с нами в Царство Небесное. Итак, мир и праведность и все прочее того же рода, что стяжается Святым Духом, будут для нас в Царстве Божием пищей и питьем. Тем самым апостол учит нас заботиться не о телесной пище, которой вовсе не будет в будущем, а о добродетелях, которые пребывают с нами и в нынешней жизни, и в Царстве Божием. //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Констанций ===== **Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе** Павел показывает, что в Царстве Небесном нет телесной пищи и пития, но там живут духовной жизнью. //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе** **Царствие Божие** - у Ап. Павла обыкновенно означает Мессианское Царство, учреждение которого должно совершиться при втором пришествии Христа на землю //- в веке будущем// [[new:1kor:06:09|(1 Кор. 6:9]] и сл. ; [[new:1kor:15:24|15:24,]] [[new:1kor:15:50|50;]] [[new:gal:05:21|Гал. 5:21)]] и никогда не означает Церковь земную, к которой христиане теперь принадлежат. Но здесь говорится о Царстве Божием не в его завершении или не о царстве будущего века, а о сущности Царства Божия самого в себе. Сущность Царства Божия вовсе не в том, чтобы ставить в обязанность каждому члену этого царства безразличное отношение ко всякому роду пищи. - **Не пища** (brwsiV) - не вкушение. - **Праведность, мир и радость во Святом Духе**. Самое важное в этом царстве **правда** или **праведность** его членов, **мир** взаимный с Богом (ср. [[new:rim:05:01|5:1]] и сл.) и с братьями, и радость, при уверенности в получении будущего спасения, которую дает нам пребывающий в нас Дух Святой (ср. [[new:rim:08:12|8:12]] и сл.). См. также Толкование на [[new:rim:14:13#lopuxin_ap|Рим. 14:13]] [<10>]