[<10>] ====== Толкования на Рим. 14:26 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Единому Премудрому Богу, Иисусом Христом, Емуже слава во веки. Аминь** См. Толкование на [[new:rim:14:24#svt_ioann_zlatoust|Рим. 14:24]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Единому Премудрому Богу, Иисусом Христом, Емуже слава во веки. Аминь** В иных местах, судя по течению речи, Апостол славит Бога блаженным (см.: [[new:1tim:01:11|1 Тим. 1, 11]]), единым сильным, бессмертным, живущим во свете неприступном (см.: [[new:1tim:06:15|1 Тим. 6, 15 — 16]]). А здесь славит Его единым премудрым. Не мог надивиться и всегда дивился великой премудрости Божией: как Он одним и тем же и иудеев разоблачил от их благоукрашения законностями, и язычников просветил и очистил, и из тех и других слил один народ, поклоняющийся Богу в духе и истине. Сокрыто было сие и вдруг явилось, как цвет из семени. Не дивно ли, что бросается в землю семя, а чрез несколько времени выходит из него прекрасный цвет и плод? Так дивится Апостол тому, что семя слова, сокрытое в иудействе, вдруг проросло и дало древо, покрывающее ветвями своими всю землю. Святой Златоуст говорит: «выражается в сем славословии изумление пред непостижимостию сих тайн. Ибо и ныне, когда тайны открыты, невозможно постигнуть их умственно, но должно познавать их не иначе как верою. Прекрасно сказал Апостол: **Единому Премудрому Богу**. Ибо когда размыслишь, как Бог ввел в Свою Церковь язычников и приобщил их к древним праведникам, как спас безнадежных, как недостойных земли возвел на небо, потерявших право на настоящую жизнь ввел в жизнь высшую, бессмертную и неизреченную, попираемых демонами сделал равными Ангелам, отверз рай, уничтожил все древнее зло и все это совершил в непродолжительное время, путем удобным и сокращенным; тогда уразумеешь премудрость Божию, увидев, что, чего не знали ни Ангелы, ни Архангелы, тому язычники вдруг научены Иисусом Христом. Итак, надлежало бы тебе удивляться Его премудрости и прославлять Его; а ты занимаешься малостями (того не есть, другого не пить), привязываясь еще к тени (закону). Это значит, что ты мало прославляешь Христа. Ибо кто не имеет упования на Него и дерзновения в Нем, кто не руководствуется верою, тот не исповедует величия дел Его. Но Павел сам воздает за них славу Богу; а тем и их побуждает к такому же усердию. — Когда же слышишь, что Апостол говорит: **Единому Премудрому Богу**, — не подумай, чтобы это было сказано к унижению Сына. Ежели все то, в чем обнаруживается премудрость Божия, совершено чрез Христа, и ничего не совершено без Него; то явно, что Он и в премудрости равен Отцу». К сему последнему приложим изъяснение блаженного Феодорита: «ежели еретики скажут, что Бог именуется единым премудрым (так что Христос Иисус уже не Своею премудростию премудр); то пусть дознают, что Владыка Христос называется не только премудрым, но и самою премудростию. А если думают лишить Сына сего наименования премудрым, то пусть не называют Его и бессмертным. Ибо сей же Апостол говорит о Боге: //един имеяй безсмертие// [[new:1tim:06:16|(1 Тим. 6, 16)]]». **Иисусом Христом**, διά, — чрез Иисуса Христа, можно относить и к: //утвердити вас//, — и к: //явльшияся//, — и: //познавшияся//, — то есть тайны. Блаженный Феофилакт пишет: «слова: **Иисусом Христом** — можно соединять так: //могущему вас утвердити Иисусом Христом// [[new:rim:14:24|(Рим. 14:24)]]. Но можно понимать их и так: открытой тайны всем народам Иисусом Христом; ибо тайну открыл народам Сам Тот, Кто послал учеников научить все народы» (так и святой Златоуст, и Экумений, и Фотий). — Но можно и так читать и толковать: **Иисусом Христом — слава**. Ибо Сам Иисус Христос говорит, что Отец прославился и прославляется в Нем — Сыне (см.: [[new:in:13:31|Ин. 13, 31]]; [[new:in:14:13|14, 13]]). Это тем удобнее допустимо, что иные //Емуже//, ω, — считают излишним (см.: Экумений; и еще кто-то у него). Есть и рукописи, в которых оно опускается, и течению речи сие опущение не противно, а кажется более согласно с ним. Но большинство удерживает сие речение, и в таком случае оно представляется стоящим вместо: αύτω, — как читается в некоторых рукописях. //Могущему утвердити вас — Премудрому Богу, Ему// — таковому — //слава//. — Требовалось привнесение сего (Ему) тем, что между: //могущему утвердити// — и: слава — много поставлено слов, отвлекавших внимание на другое. «Таким образом, воздав славословие, Апостол от молитвы опять переходит к увещанию» (святой Златоуст), новые, однако ж, выставляя побуждения к исполнению того, что внушает и чего требует. — Доселе он увещевал не разрывать согласия из-за мелочей, заимствуя побуждения к тому из самого предмета; теперь же ведет к тому же общею обязанностию не себе угождать, как //и Христос не Себе угоди// [[new:rim:15:03|(15, 3)]] (см.: [[new:rim:15:01|15, 1 — 6]]), — и тем, что Христос, Устроитель спасения, всех приемлет, и иудеев, и язычников, как и предсказано; вследствие чего вам не следует делиться из-за иудейства и язычества (см.: [[new:rim:15:07|15, 7 — 13]]). То и другое выводится от лица Иисус-Христова. //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// См. также Толкование на [[new:rim:14:24#svt_feofan_zatvornik|Рим. 14:24]] ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== **Единому Премудрому Богу, через Иисуса Христа, слава во веки. Аминь** Только Бог мудр, хотя и Соломон, и многие другие святые называются «мудрыми» [[old:3ts:04:30|(3 Цар. 4:30-34,]] [[old:3ts:07:14|7:14;]] [[old:1par:27:32|1 Пар. 27:32;]] [[old:dan:01:17|Дан. 1:17;]] [[new:mf:02:01|Мф. 2:1)]], и еврейскому царю велено передать начальствующему в Тире: Вот, ты премудрее Даниила [[old:iez:28:03|(Иез. 28:3)]]. //**Беседы против пелагиан.**// ===== Блаж. Феодорит Кирский ===== **Единому Премудрому Богу, через Иисуса Христа, слава во веки. Аминь** Если еретики скажут, что «единственно премудрым» именуется Бог, то пусть они узнают, что Владыка Христос называется не только «премудрым» , но и «Премудростью». //**Толкования на послания святого Павла.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Единому Премудрому Богу, через Иисуса Христа, слава во веки. Аминь** См. Толкование на [[new:rim:14:24#blazh_feofilakt_bolgarskij|Рим. 14:24]] ===== Ориген ===== **Единому Премудрому Богу, через Иисуса Христа, слава во веки. Аминь** Слова Павла **«Единому премудрому Богу»** следует понимать не в том смысле, что премудрый Бог мудр благодаря мудрости, как это бывает у людей. Ибо у людей мудрым называется тот, кто причастен мудрости, Бог же именуется «мудрым» не потому, что причастен мудрости, но потому, что Он сам есть Творец и Родитель мудрости. //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Амвросиаст ===== **Единому Премудрому Богу, через Иисуса Христа, слава во веки. Аминь** Ничто не полно без Христа, потому что через Него всё. И хвала Богу Отцу, как мы признаем, воздается через Него, ибо понято, что **«через Христа»** означает через Его мудрость, в которой Он спас верующих. Итак, слава Отцу через Сына, то есть слава Обоим во Святом Духе, ибо Оба - в одной славе. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Единому Премудрому Богу, через Иисуса Христа, слава во веки. Аминь** **Через Иисуса Христа**. Христос научил людей понятию о Боге, внушил им доверие к Богу, сделал их приятными Богу. Следовательно, только тот, кто верует во Христа, - тот и может правильно почтить Бога. См. также Толкование на [[new:rim:14:24#lopuxin_ap|Рим. 14:24]] __Примечание.__ Куда относится это славословие - сказать трудно. Новейшие толкователи, на основании свидетельства многих древних кодексов, относят его к 16-й гл. (16:25-27 ст. по Афинскому изданию 1898 г.). Но некоторые считают возможным допустить, что оно принадлежит к 14-й главе. Так, Цан в своем комментарии и о послании к Рим. славит его там, где и наш текст его помещает. Он ссылается при этом на свидетельства антиохийской рецензии текста, на массу позднейших кодексов, на Златоуста, Феодорита, Экумения, Феофилакта, на позднейшие сирские переводы, готский перевод и др. [<10>]