[<10>] ====== Толкования на Рим. 15:1 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **Должни есмы мы сильнии немощи немощных носити, и не себе угождати** //Вопрос//. Как **«сильные»** должны **«носить немощи немощных»**? //Ответ//. Ежели **«носить»** значит взять и уврачевать, по написанному, что //«Он взял на Себя наши немощи и понес болезни»// [[new:mf:08:17|(Матф.8, 17]], [[old:is:53:04|Ис.53, 4)]], не в том смысле, что возлагает Он это Сам на Себя, но в том, что врачует страждующих: то и здесь прилично будет разуметь тот способ и закон покаяния, которым врачуются немощные, при попечительности сильнейших. **//Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 1-4 **Должни есмы мы сильнии немощи немощных носити, и не себе угождати: кийждо же вас ближнему да угождает во благое к созиданию. Ибо и Христос не Себе угоди, но якоже есть писано: поношения поносящих Тебе нападоша на Мя. Елика бо преднаписана быша, в наше наказание преднаписашася, да терпением и утешением Писаний упование имамы** Воздав славословие, он от молитвы опять переходит к увещанию и, обращая речь к сильнейшим, говорит так: **должни есмы мы сильнии** [[new:rim:15:01|(XV, 1)]]. Словом - **должни** показывает, что это дело обязанности, а не дара. Что же мы должны делать? **Немощи немощных носити**. Видишь ли, как (апостол) возвысил их похвалами, не только назвавши сильными, но и поставив наряду с собою? И не этим одним он привлекает их к себе, но и указанием на пользу ближнего, без всякого обременения для них самих. Ты силен, говорит он, и, если снизойдешь, не потерпишь вреда, а ему, если ты не будешь сносить его немощей, угрожает крайняя опасность. И не сказал - немощных, но - **немощи немощных**, привлекая и призывая их к милосердию, как и в другом месте говорит: //вы духовнии исправляйте таковаго// [[new:gal:06:01|(Гал. VI, 1)]]. Ты стал силен? Воздай должное Богу, соделавшему тебя сильным. Но ты воздашь должное и в том случае, если уврачуешь немощь изнемогающего. Ведь и мы были немощны, но по благодати сделались сильными. Так должно поступать не только в этом случае, но и по отношению к немощным другого рода. Так, если кто вспыльчив или горд, или имеет какой-нибудь другой недостаток, ты переноси. Как же это возможно? Выслушай, что далее говорит (апостол). Сказав: **должни есмы носити**, он присовокупил: **и не себе угождати. Кийждо же вас ближнему да угождает во благое к созиданию** [[new:rim:15:02|(ст. 2)]]. Вот что говорит (апостол): ты силен? Пусть немощной получит доказательство твоей силы, пусть узнает твою крепость: угождай ему. И не просто сказал (апостол): **да угождает**, но присовокупил: **во благое**, и не только - **во благое**, но, чтобы совершенный не сказал: вот я влеку его к добру, присовокупил - **к созиданию**. Таким образом, если ты богат или облечен властью, не себе угождай, но бедному и имеющему нужду, так как этим ты и приобретешь истинную славу, и принесешь много пользы. Ведь житейская слава быстро улетает, а слава духовная остается, если будешь это делать к созиданию. Потому (апостол) требует этого от всех, он не говорит - тот, или другой, но - **кийждо вас**. Потом, так как он заповедал важное и повелел совершенному оставить свое совершенство, чтобы уврачевать немощи другого, то опять представляет в пример Христа, говоря: **ибо и Христос не Себе угоди** [[new:rim:15:03|(ст. 3)]]. Так всегда делает Павел. Когда он рассуждал о милостыне, то на Него указал, говоря: //веcтe благодать Господа, яко вас ради обнища, богат сый// [[new:2kor:08:09|(2 Кор. VIII, 9)]]; когда побуждал к любви, убеждал тем же примером, сказав: //якоже и Христос возлюби нас// [[new:ef:05:25|(Еф. V, 25)]]; когда советовал переносить стыд и бедствия, прибег к Нему же, говоря: //Иже вместо предлежащия Ему радости претерпе крест, о срамоте нерадив// [[new:evr:12:02|(Евр. XII, 2)]]. Так и здесь показывает, что сам Христос поступал таким образом и что пророк еще издревле предвозвестил это, почему и присовокупил: **якоже есть писано: поношения поносящих Тебе нападоша на Мя**. Что же значит: **не Себе угоди**? Христу можно было не подвергаться злословию и не терпеть того, что Он перенес, если бы Он захотел иметь в виду только Себя, но однако Он не захотел, а заботясь о нас, презрел Себя. Почему же не сказал (апостол): истощил Себя? Потому что Он хотел выразить не только то одно, что Сын Божий сделался человеком, но и то, что Он подвергался поруганиям и приобрел от многих худую славу, так как Его считали бессильным. Ему говорили: //аще Сын еси Божий, сниди со креста// [[new:mf:27:40|(Mф. XXVII, 40)]], и: //иныя спасе, Себе ли не может спасти// [[new:mf:27:42|(Mф. XXVII, 42)]]? Поэтому (апостол) и упомянул об обстоятельстве, которое ему было нужно для настоящего предмета, но, однако, и здесь высказывает гораздо более того, сколько обещал. Из его слов видно, что был злословим не только Христос, но и Отец, так как сказано: **поношение поносящих Тебе нападоша на Мя**. А это, между прочим, означает, что не случилось ничего нового и необычайного. Те самые, которые в Ветхом Завете научились поносить Бога, безумствовали и против Сына Его. А написано это для того, чтобы мы подражали (Сыну Божию). Здесь (апостол) поощряет верующих и к терпению в искушениях, говоря: **елика бо преднаписана быша, в наше наказание преднаписашася: да терпением и утешением Писаний упование имамы** [[new:rim:15:04|(ст. 4)]], то есть, чтобы мы не отпали. Существуют различные подвиги - внутренние и внешние, чтобы мы, почерпая укрепление и утешение из Писаний, оказывали терпение и чтобы, живя в терпении, пребывали в надежде. Из них одно располагает к другому - терпение к надежде, надежда к терпению, но оба они почерпаются из Писания. //**Гомилии на Послание к Римлянам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Должни есмы мы сильнии немощи немощных носити, и не себе угождати** **Сильнии** — это те, которые дошли до крепкого убеждения, что богоугождение и спасение зиждется внутренним благонастроением, истекающим из веры; а: //немощные// — те, которые упование спасения основывают еще и на чем-либо внешнем. Но может быть, Апостол, переходя от частного к общему, под немощами разумеет и немощи нрава и всякого вообще рода, какие бы ни были. «Слово: **должны** — показывает, что это дело обязанности, а не милости. — Что же мы должны делать? **Немощи немощных носити**. Должны /мы **сильнии**. Видишь ли, как Апостол поощряет их к этому похвалами, не только называя их сильными, но и ставя наряду с собою? И не этим одним привлекает их, но и представлением пользы ближнего без всякого обременения для них самих. Ты силен, говорит он; и, если снизойдешь, не потерпишь вреда. А ему, если ты не будешь сносить его немощей, угрожает крайняя опасность. И не говорит: сносить **немощных**, — но: **немощи немощных**; чем призывает и привлекает их к милосердию, как и в другом месте говорит: //вы духовнии исправляйте таковаго// [[new:gal:06:01|(Гал. 6, 1)]]. Ты стал силен? Воздай должное Богу, соделавшему тебя сильным. Но ты воздашь должное, врачуя немощь изнемогающего. Ибо и мы были немощны, но соделались сильными по благодати. Так должно поступать не только в сем случае, но и с немощными другого рода. Гневлив ли кто, или обидчив, или имеет другой какой недостаток; ты перенеси. Как же это возможно? Выслушай, что далее говорит Апостол. Сказав: **должни есмы немощи немощных сносити**, — он присовокупил: **и не себе угождати**» (святой Златоуст). **Не себе угождати**. В другом месте: //никтоже своего си да ищет// [[new:1kor:10:24|(1 Кор. 10, 24)]]. И Спаситель говорит, что первый шаг на пути спасения есть: //да отвержется себе// [[new:mf:16:24|(Мф. 16, 24)]]. Двинувшись от себя, кого встречаем? Бога и братий. Бог благоугождается внутренним настроением, — верою, страхом Божиим, преданностию Богу, сердечным к Нему прилеплением и упованием. Внешняя же деятельность вся почти идет у нас в соприкосновении с братиями, и тут-то главное: //не себе угождать, не своим си искать//, — чего бы это ни касалось. Казалось бы, что от этого разоришься или подавлен будешь; а на деле бывает так, что этим только прочно и зиждется благо каждого и всех. Откуда сила на это? От любви, которая все братнее считает своим; ибо любит их как себя. Противоположно ей — самоугодие, источник всего недоброго и всех нестроений между нами, больших и малых. Как только потянулся кто к себеугодному, тотчас ущерб другому, от него неприятность, а далее и раздор. — Апостол помянул о подавлении самоугодия, потому что у него речь о воздержании от яств, чтоб не соблазнить брата. Если для тебя дело безразличное есть или не есть известные яства, то воздержаться тебе ничего не стоит, и если не воздержишься, то не по чему другому, как по самоугодию. А самоугодничать не должно; ибо это значит жить по живущему в нас греху, который должен быть умерщвляем. //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Свщисп. Василий Кинешемский ===== **Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать** **Мы, сильные**, — пишет апостол Павел, — **должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. Ибо и Христос не Себе угождал**. Эту заповедь служения оставил Господь Своим ученикам и последователям в трогательные минуты последней, прощальной вечери, когда Он раскрывал пред ними все, что было особенно важно и нужно для их дела. С какой незабываемой силой дан этот урок: //Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их. И во время вечери... встал... снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан... Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам// ([[new:in:13:01|Ин. 13:1]] и 2, [[new:in:13:04|Ин. 13:4]]-5, [[new:in:13:12|Ин. 13:12]]-15). Дав такое правило Своим ученикам, Господь и Сам всю жизнь оставался ему верен. Его жизнь была сплошным служением людям. //Сын Человеческий//, — говорит Он, — //не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих// [[new:mk:10:45|(Мк. 10:45)]]. //**Беседы на Евангелие от Марка.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 1-3 **Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня** **Должны**, говорит,** мы, сильнейшие, немощь безсильных сносить**, а не прибавлять бессилие к тем мукам, какие имеют они. **И не себе угождать** должен каждый из нас, но и **ближним своим да угождает во благо**, и да подражает в этом Христу, Который **не Себе** Одному** угодил, но, как написано**: //порицания порицающих Тебя пали на Меня// ([[old:ps:068:10|Пс. 68:10]]). //**Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать** Итак, по примеру Иисуса Христа, мы должны непременно носить на себе немощи немощных и не думать о своих выгодах, когда дело идет о помощи ближнему. И как хорошо это делать! Мы подражаем в этом случае Самому Господу, Который, конечно, наградит по-Божески усердие верных Своих слуг, служащих своим братиям, а Его словесным овцам, для которых Он сошел на землю, пострадал и умер. **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать** После молитвы опять предлагает увещание и услаждает совершенных тем, что поставляет их наряду с собой и называет сильными. Не сказал же просто: немощи, но: **немощи бессильных**, то есть усугубив выражение, чтобы привлечь их к большему милосердию. Сказав об обязанности нашей сносить немощи других, научает, как исполнять ее. Для этого, говорит, нужно, чтобы мы искали не своей только пользы. //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Ориген ===== **Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать** Очевидно, здесь Павел причисляет к сильным самого себя, как и в Первом послании к Коринфянам он говорит: //Для немощных был как немощный, чтобы приобресть немощных// [[new:1kor:09:22|(1 Кор. 9:22)]]. //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать** Кто это сильные, и кто немощные или бессильные? **Сильными** Апостол называет тех римских христиан, которые совершеннее других понимали учение Христово, которые хорошо понимали, что для верующих в Иисуса Христа потерял силу обрядовый закон Моисеев, что христиане оправдываются и достигают спасения чрез веру в Иисуса Христа, а не чрез исполнение закона Моисеева; а **немощными** или бессильными называются те христиане из Иудеев, которые еще привязаны были к обрядовому Моисееву закону и почитали необходимым соблюдение его и в то время, как они уже уверовали в Иисуса Христа. Это видно из того, что написал Апостол в предыдущей главе, говоря: //Изнемогающего в вере приемлите, не в сомнение помышлений. Ов убо верует ясти вся, а изнемогаяй зелия да яст// и пр. [[new:rim:14:01|(Римл. 14:1,]] [[new:rim:14:02|2)]]. Что значит **носить немощи немощных**, немощи бессильных или слабых? Должны сильные или более совершенные снисходить к немощам других, к их несовершенным понятиям; удерживаться от того, что может соблазнять их, как говорит Павел: //аще брашно соблазняет брата моего, не имам ясти мяса во веки, да не соблазню брата моего// [[new:1kor:08:13|(1 Кор. 8:13)]]; должны с терпением любви переносить их недостатки, происходящие от неведения, неопытности или прежних привычек. **И не себе угождать**: а не так должны поступать, как нам кажется по нашему разумению, по нашей опытности в духовной жизни; и как бы вы могли поступать, если бы не имели около себя немощных, если бы не должны были заботиться о них, чтобы оказать им снисхождение, чтобы не соблазнить их и не сделать им какого-нибудь вреда. Апостол говорит: **мы сильные**. Желая дать наставление другим, которые присвояют себе преимущественное ведение и духовную опытность, он самого себя причисляет в ним, желая чрез то смягчить наставление, а вместе в самом себе показать им пример христианской попечительности о пользе ближних. Святой Павел и действительно сам так поступал, как учит других. Сам он говорит о себе: //бых немощным яко немощен, да немощные приобрящу; всем был вся, да всяко некия спасу// [[new:1kor:09:22|(1 Кор. 9:22)]]. //**Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать** **Должны**. Апостол теперь уже говорит не о том, что побуждает нас снисходить к немощным в вере (ср. [[new:rim:14:21|14:21]]), а о том, что обязывает нас к этому: это - пример Христа (ст. 3-й). Апостол продолжает здесь речь о различии во мнениях. Раньше [[new:rim:14:02|(14:2)]] он, обращаясь к сильным, взывал к их благородству, теперь же вменяет им в обязанность щадить слабых верою. Ст. 1-4 **Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня. А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду** Свои наставления к сильным в вере Апостол подтверждает примером Самого Господа Иисуса Христа, Который проявил самое совершенное самопожертвование для спасения немощного человечества. [<10>]