[<10>] ====== Толкования на Рим. 15:2 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Кийждо же вас ближнему да угождает во благое к созиданию** См. Толкование на [[new:rim:15:01#svt_ioann_zlatoust|Рим. 15:1]] ===== Свт. Тихон Задонский ===== **Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию** Когда хотим Богу угождать, то не должны ближнего нашего презирать и отвращаться от него, но миловать его и в нуждах его помогат**ь. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию**. Требует ближний наш совета от нас – дадим совет, когда можем. Требует пищи от нас – дадим пищу. Требует одежды – оденем его. Требует упокоения в доме нашем – упокоим его. Требует службы нашей – послужим ему. Требует в скорби и печали утешения – утешим его по нашей возможности, и прочее. Этого хочет воля Божия и требует христианская любовь. //Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благо угодны Богу// [[new:evr:13:16|(Евр. 13, 16)]]. **//Сокровище духовное от мира собираемое.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Кийждо же вас ближнему да угождает во благое к созиданию** Там вообще говорил: мы не должны себе угождать; а тут приложение делает к внимающим слову его: **кийждо вас ближнему да угождает**. От себя отвернувшись, на ближнего обращай взор, как говорил в другом месте: //не своих си кийждо, но и дружних смотряйте// (ср.: [[new:fil:02:04|Флп. 2, 4]]); или: //никтоже своего си да ищет, но еже ближняго кийждо// [[new:1kor:10:24|(1 Кор. 10, 24)]]. Апостол и сам всегда так действовал, почему и предлагал себя в пример: //якоже и аз во всем всем угождаю, не иский своея пользы, но многих, да спасутся// [[new:1kor:10:33|(1 Кор. 10, 33)]]. Сам угождал всем, //да спасутся//; и других учит угождать ближнему //во благое//: «ибо можно угождать и ко вреду, как себя самого, так и ближнего» (блаженный Феодорит). «Каждый делай то, что угодно ближнему, и служи брату, только во благое» (блаженный Феофилакт). Но зачем Апостол прибавил еще: **к созиданию**? Сего требовал образ действования сильных римлян. Они ко благу вели, требуя не держаться различения яств, как условия спасения; но как делали это не в порядке, то не созидали, а разоряли. Надлежало переубедить их; и тогда-то различение яств само собою устранилось бы, а они сразу силою всё хотели переломить и, вместо пользы, причиняли вред. Почему, «дабы не сказал кто из совершенных: вот я влеку брата во благое (обличая его и понуждая), Апостол присовокупил: **к созиданию**. Ибо хотя и благо то, что делаешь теперь, но так как это неблаговременно, то дело твое обращается в разорение; ибо неблаговременное обличение не назидает» (блаженный Феофилакт). И в премногих-многих случаях это ограничение имеет спасительное применение: и благо делай, но с разумом. «Итак, богат ли ты, облечен ли властию, не себе угождай, но бедному и имеющему нужду. Чрез это ты и приобретешь истинную славу, и принесешь много пользы. Житейская слава скоро пролетает; а слава духовная пребывает постоянно, если будешь это делать к созиданию» (святой Златоуст). //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию** См. Толкование на [[new:rim:15:01#prp_efrem_sirin|Рим. 15:1]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию** То есть каждый делай то, что угодно ближнему, и служи брату, только во благо. А дабы не сказал кто из совершенных: вот и я влеку брата во благо //(когда обличаю его: прим. ред.)//, присовокупил: **к назиданию**. Ибо хотя и благо то, что делаешь теперь, но так как это неблаговременно, то дело твое обращается в разорение: ибо неблаговременное обличение не назидает. //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Ориген ===== **Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию** Как в первую очередь нужно почитать Господа Бога, а затем ближнего, так и угождать нужно в первую очередь Богу, а затем ближнему. Но кто-нибудь может сказать, что Павел противоречит самому себе, повелевая нам угождать ближнему, ибо в другом месте он говорит: //Если бы я угождал людям, то не был бы рабом Христовым// [[new:gal:01:10|(Гал. 1:10)]]... На это следует ответить, что одно дело - стремиться угождать людям ради того, чтобы стяжать от них похвалу, и другое дело - угождать им в том, чтобы жизнь твоя считалась у людей безупречной и чтобы многие, кто видит ее или слышит о ней, извлекли из нее пользу. Ибо не следует угождать людям в том, что направлено против веры, против праведности, против религии. Поэтому Павел говорит, что //если бы я угождал людям, то не был бы рабом Христовым//... Когда же он говорит: **Каждый из нас должен угождать ближнему**, он тем самым вводит необходимое различение, ясно показывая, в чем нужно угождать ближнему: **во благо, к назиданию**. //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию** Каждый из тех, которые почитают себя более совершенными в жизни духовной, чем другие, рассуждающими и поступающими лучше других, должны **угождать** другим, то есть должны применяться к их положению, к их понятиям, не с тем, чтобы поблажать их слабостям или каким-нибудь порочным привычкам, но с тем, чтобы сделать им добро, и не какое-нибудь внешнее добро, касающееся внешней их жизни, но такое добро, которое служило бы к их исправлению в познании предметов веры и к нравственному усовершенствованию. Эту истину святой Павел своим примером объясняет так: //Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни Церкви Божией: так как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись// [[new:1kor:10:32|(1 Кор. 10:32,]] [[new:1kor:10:33|33)]]. //**Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию** См. Толкование на [[new:rim:15:01#lopuxin_ap|Рим. 15:1]] [<10>]