[<10>] ====== Толкования на Рим. 15:16 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Во еже быти ми служителю Иисус Христову во языцех, священнодействующу благовестие Божие, да будет приношение, еже от язык благоприятно и освященно Духом Святым** См. Толкование на [[new:rim:15:14#svt_ioann_zlatoust|Рим. 15:14]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Во еже быти ми служителю Иисус Христову во языцех, священнодействующу благовестие Божие, да будет приношение, еже от язык благоприятно и освященно Духом Святым** Объясняет, какая благодать дана ему от Бога, — благодать Апостольства среди язычников. Я служитель, λειτουργός, — то же, что священник, Литургию совершающий, — я служитель Иисус Христов, и служба моя Ему есть благовествование Его среди язычников. Это моя Литургия, которую и ревную совершать со всем усердием и благоговеинством. Почему не могу быть равнодушным к тому, что у вас происходит, совесть моя Апостольская заставляет меня принять в том участие. И принимаю, в желании споспешествовать вашему в христианстве преспеянию. Так вы уж не ропщите на меня, что я несколько строго писал вам. Иначе мне нельзя было: долг. Замечательно определение благовестия священнодействием. Апостол — литургисающий — проповедь Евангелия — Литургия. Что же есть жертва? Жертва — верующие. Самоотвержением и преданием себя Господу они закалают себя; благодать Святого Духа, нисходя на них чрез таинства, освящает их и делает благоприятною Богу жертвою. Святой Златоуст говорит: «Апостол обращает речь к важнейшему достоинству своего Апостольства и называет оное не просто служением, как в начале, но священным служением, священнодействием. Проповедовать и благовествовать — это для меня священство, это жертва, мною приносимая. А священнику никто не поставит в вину его заботливость о том, чтобы приносимая им жертва была беспорочна. Такими словами Апостол вместе окрыляет умы верующих, показывая им, что они жертва, и оправдывает себя, внушая, что ему так повелено. Мой жертвенный нож, говорит он, есть Евангелие и слово проповеди, и цель моя не та, чтоб самому прославиться и сделаться знаменитым, но: **да будет приношение, еже от язык благоприятно и освященно Духом Святым**, — то есть да будут приятны Богу души научаемых мною. Бог, изведши меня на дело сие, не столько хотел меня прославить, сколько имел попечение о вас. Как же приношение может сделаться благоприятным? Во Святом Духе. Не одна вера нужна, но и духовная жизнь, дабы мы могли удержать в себе Духа, данного однажды. И дрова, и огонь, жертвенник и нож — все заменяет у нас Дух. Посему я всеми мерами стараюсь, чтоб этот огонь не угасал. Ибо мне поручено это. Как в Ветхом Завете священник предстоял (пред Богом), возжигая огонь, так я (служу Богу), возбуждая ваше усердие (привоспоминанием). И заметь, не сказал он: да будет приношение от вас, — но: **приношение, еже от язык**. А под словом: **от язык** — разумеет вселенную, то есть всю землю и море; и таким образом смиряет гордость римлян, дабы они не почитали за низкое иметь своим учителем того, которого действование простирается до пределов вселенной. То же сказал он и в начале Послания: //якоже и в прочих языцех// (то есть да имею плод и в вас). //Еллином же и варваром, мудрым же и неразумным должен есмь// ([[new:rim:01:13|1, 13 — 14]])». В словах: **да будет приношение, еже от язык освященно Духом Святым** — скрыта мысль, что если строго писал, то заботясь об их совершенстве. Я ревную о том, говорит, чтоб приношение от язык было освящено Духом Святым. Та же ревность у меня и в отношении к вам. «Правда, уверовав и крестившись, вы получили Духа; но если не будете и жить духовно, то благодать угаснет» (Экумений, блаженный Феофилакт). Как я заметил у вас нечто, что служит в ущерб духовной жизни, то и напомнил вам поправить неисправное, чтоб иначе, если закоснеете в сей неисправности, не отошел от вас Дух и вы не перестали быть приношением, освященным от Духа Святого. //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Мч. Иустин Философ ===== **быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу** Мы - истинный первосвященнический род Божий, потому что на всяком месте и во всяком народе приносим Ему жертву благоугодную и чистую. //**Беседа с Трифоном иудеем.**// ===== Блаж. Августин ===== **быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу** Когда Павел говорит: **«Быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу»**, то это следует понимать так, что язычники становятся благоприятной Богу жертвой, когда они верят в Христа и освящены Евангелием; как и выше апостол говорит: //Итак умоляю Вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу// [[new:rim:12:01|(Рим. 12:1)]]. //**Некоторые темы из Послания к Римлянам.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу** **быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие благовествования Божия** Сообщая речи своей смиренный тон, говорит: я не сам восхитил себе честь, но Бог повелел мне это, отделив меня для этого, не потому, чтобы я был достоин, но по благодати. На что же дана мне благодать? Чтобы быть мне служителем и священником Евангелия. Поэтому не вините меня за то, что я говорю к вам. Священство мое в том и состоит, чтобы возвещать Евангелие. А кто осмелится обвинять священника, приближающего нож к тому, что избрано в жертву? **Дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу** Я, говорит, написал к вам не для того, чтобы вместе с другими народами и вы спасались, и чтобы, таким образом, приношение язычников было совершенно благоприятно от того, что все приносят Богу плоды. **Освящено Духом Святым**, то есть духовной жизнью; ибо освящает не одна вера, но и жизнь. Правда, уверовав и крестившись, мы получили Духа; но если не будем и жить духовно, то благодать Духа угаснет. Смиряет гордость римлян, дабы они не почитали низким иметь учителем своим Того, Кто приводит к Богу все народы. //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Ориген ===== **быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу** Подобно тому как священники, совершая жертвоприношение, должны следить за тем, чтобы жертва не имела никакого пятна, недостатка или порока, дабы она могла быть принята Богом и угодна Ему (см. [[old:ish:29:01|Исх. 29:1;]] [[old:lev:03:01|Лев. 3:1,]] [[old:lev:10:01|10]]), так и приносящий жертву благовествования и возвещающий слово Божие должен всячески следить за тем, чтобы в проповедь не вкралась скверна, в назидание - порок, в учение - ошибка (см. [[new:1tim:01:01|1 Тим. 3:1-7]]). Но по мере возможного пусть он первый, так сказать, принесет в жертву самого себя, первый освободится от пороков, первый умертвит свои члены для греха, дабы не только учением, но жизненным примером доставить ученикам спасение от Бога, принявшего жертву. //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу** **Приношение язычников** - правильнее: //"приношение или жертва, состоящая из язычников".// - **Служителем Иисуса Христа** (leitourgoV) Апостол называет себя в том смысле, что его деятельность напоминает собою услуги богатых и щедрых граждан своему городу (leitougoi). Он не щадит себя. См. также Толкование на [[new:rim:15:14#lopuxin_ap|Рим. 15:14]] [<10>]