[<10>] ====== Толкования на Рим. 15:23 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 23-24 **Ныне же ктому места не имый в странах сих, желание же имый приити к вам от многих лет, яко аще поиду во Испанию, прииду к вам. Уповаю бо мимогрядый видети вас и вами проводитися тамо, аще вас прежде от части насыщуся** **Ныне же ктому места не имый в странах сих** [[new:rim:15:23|(ст. 23)]]. Видишь ли, как он доказал, что писал к ним и приходил не для снискания у них себе славы? **Желание же имый приити к вам от многих лет. Яко аще пойду во Испанию, уповаю мимо грядый видети вас, и вами проводитися тамо, аще вас прежде от части насыщуся** [[new:rim:15:24|(ст. 24)]]. Чтобы римлянам не показалось унизительным, если бы (апостол) сказал: иду к вам, потому что нет у меня другого дела, - он опять обращает к ним слово любви и говорит: **желание имый приити к вам от многих лет**. Я желал придти к вам не потому, чтобы имел свободное время, но чтобы разрешиться тем желанием, которым давно мучусь. Но чтобы этим опять не возбудить в них гордости, смотри, как он смиряет их, говоря: **аще пойду во Испанию, уповаю мимо грядый видети вас**. Потому он и написал это, чтобы они не подумали много о себе, так как он желает вместе и любовь свою показать, и их не допустить до кичливости. Поэтому он часто говорит об одном и том же и попеременно раскрывает то и другое. А для того, чтобы римляне опять не сказали: он хочет только мимоходом быть у нас, - (апостол) присовокупил: **и вами проводитися**, то есть вы сами будете свидетелями, что спешу не из презрения к вам, но увлекаемый нуждою. А так как и это еще печалит их, то он успокаивает их утешительным словом: **аще вас прежде от части насыщуся**. Выражением - **мимоидый** он показывает, что не ищет от них славы, а словом - **насыщуся** выражает, что стремится к ним из любви и притом не простой любви, но сильной, почему и не сказал - насыщуся, но - **от части насыщуся**. Никакое время не может насытить меня и дать мне пресыщение от пребывания с вами. Видишь ли, как он доказывает любовь свою тем, что, при всей необходимости поспешить, он не прежде оставит их, как насытится? И то уже служит признаком любви его, что он употребляет выражения, исполненные такой теплоты. Ведь он не сказал - увижусь с вами, но - **насыщуся**, подражая выражениям родителей. В начале он говорил: //да некий плод имею//, а здесь выражается: **да насыщуся**, то и другое обнаруживает сильное влечение сердца. В первом содержится величайшая им похвала, если от послушания они должны даровать (апостолу) плод, а во втором он уже прямо показывает искреннюю привязанность. Так же точно писал он и к коринфянам: //да вы мя проводите, аможе аще пойду// [[new:1kor:16:06|(1 Кор. XVI, 6)]], во всем выражая свою ни с чем несравнимую любовь к ученикам. Этим он всегда и начинал свои послания и оканчивал. Как чадолюбивый отец любит своего единственного родного сына, так он любил всех верных, почему и говорил: //кто изнемогает, и не изнемогаю? Кто соблазняется, и аз не разжизаюся// [[new:2kor:11:29|(2 Кор. XI, 29)]]? Это прежде всего остального и нужно иметь учителю. Потому и Петру Христос сказал: //если любишь Меня, паси овцы Моя// [[new:in:21:16|(Ин. XXI, 16)]]. Кто любит Христа, тот любит и стадо Его. И Моисея Бог поставил вождем народа иудейского после того, как он показал свое усердие к своим единоплеменникам. Подобно и Давид взошел на царство, явивши прежде привязанность к своим соотечественникам. Еще в юности он так скорбел о людях, что готов был отдать свою душу, когда умертвил иноплеменника. Хотя и спрашивал: //что сотворите мужу, иже убиет иноплеменника онаго// [[old:1ts:17:26|(1 Цар. XVII, 26)]], но говорил это не потому, что домогался награды, но только хотел, чтобы ему оказали доверие и допустили до ратоборства с ним. И потому, когда после победы он пришел к царю, то и ничего не сказал об этом. И Самуил отличался сильною любовью, почему и говорил: //да никакоже ми согрешити Господу, оставити еже молитися о вас ко Господу// [[old:1ts:12:23|(1 Цар. XII, 23)]]. Так, или лучше сказать, гораздо более и Павел сгорал любовью ко всем подчиненным ему. Поэтому и учеников он так расположил к себе, что говорил: //яко, аще бы было мощно, очеса ваша извертевше дали бысте ми// [[new:gal:04:15|(Гал. IV, 15)]]. Потому и Бог более всего укоряет иудейских учителей за недостаток любви, говоря: //оле пастыри Израилевы, еда пасут пастыри самих себе, не овец ли пасут пастыри?// Но они поступали иначе: //се млеко ядите//, - говорит (Бог), - //и волною одеваетеся и тучное закалаете, а овец Моих не пасете// [[old:iez:34:03|(Иез. XXXIV, 3)]]. И Христос, представляя образец совершеннейшего пастыря, говорил: //пастырь добрый душу свою полагает за овцы// [[new:in:10:11|(Ин. X, 11)]]. Так поступал и Давид во многих случаях, а особенно тогда, когда страшный гнев угрожал истреблением целому народу. Видя общую гибель, он восклицал: //аз есмь согрешаяй, аз есмь пастырь зло сотворивый, a cии овцы что сотвориша// [[old:2ts:24:17|(2 Цар. XXIV, 17)]]? Поэтому и при выборе наказаний он избрал не голод, не преследование от неприятелей, но смерть, посылаемую от Бога, в той надежде, что она пощадит других, а прежде всех поразит его самого. Когда же этого не случилось, он плачет и говорит: //да будет на мне рука Твоя//, а если этого не достаточно, //и на дому отца моего. Ибо аз есмь пастырь согрешивый//. Он говорил как бы так: если бы и они согрешили, я подлежал бы наказанию за то, что не исправлял их; когда же грех был собственно мой, то по всей справедливости мне должно подвергнуться наказанию. И желая увеличить вину свою, Давид именует себя пастырем. Так он и остановил гнев, так и умолил Бога отменить определение. Таково исповедание праведника: //праведный себе самого оглагольник в первословии// [[old:pr:18:17|(Притч. XVIII, 17)]]; такова попечительность и сострадательность совершеннейшего пастыря. Гибель подданных так же терзала сердце Давида, как смерть родных детей, почему он и просил Бога обратить гнев на него самого. И он сделал бы это в самом начале поражения, если бы не надеялся, что оно, идя своим путем, достигнет и его. Когда же он заметил, что это не совершается, а бедствие истребляет только подданных, то он не стерпел этого и был уязвлен более, чем смертью первенца своего Амнона. Тогда он не просил себе смерти, а теперь желает пасть прежде других. Таким надобно быть начальнику, который должен скорбеть более о чужих, нежели о собственных несчастиях. Такую же скорбь чувствовал Давид, лишившись сына, из чего можно видеть, что он любил его не больше, чем подданных. Хотя Авессалом был необузданный юноша и замышлял отцеубийство, однако же Давид говорил: //кто даст смерть мне вместо тебе// [[old:2ts:18:39|(2 Цар. XVIII, 39)]]? Что ты говоришь, блаженный и кротчайший из всех людей? Сын стремился умертвить тебя, окружил тебя бесчисленными бедствиями, а ты, как скоро его не стало и одержана победа, молишь себе смерти? Да, отвечает. Не для меня приобретена эта победа войском; во мне кипит брань сильнее прежней, и сердце мое разрывается теперь больше прежнего. Так Давид и подобные ему заботились о вверенных им. //**Гомилии на Послание к Римлянам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== Ст 23-24 **Ныне же к тому места не имый в странах сих, желание же имый приити к вам от многих лет, яко аще (егда) пойду во Испанию, прииду к вам. Уповаю бо мимо грядый видети вас, и вами проводитися тамо, аще вас прежде от части насыщуся** **Места не имый** — не то означает, что уже все места сплошь наполнены были Евангелием, а то, что не осталось места, которое по планам Апостола следовало бы засеменять Евангелием. Святой Павел, как и все Апостолы, действовал по притче о закваске хлебного теста и о семени. Кладут закваску, и она уже сама о себе проникает все тесто и делает то, что оно все вскисает; бросают семя в землю, и оно уже само о себе дает стебль, колос и зерно (см.: [[new:mk:04:28|Мк. 4, 28]]). Так и святой Павел положил закваску и семя Евангелия в главнейших городах и говорит: сделано все, — в той уверенности, что сила истины Евангельской и благодать Святого Духа, сами о себе, по действию Божественного промышления, перейдут из главнейших городов в другие города и веси и всех просветят и привлекут к Господу. Вот почему и сказал: **места не имый** — не осталось уже места, где бы следовало мне класть закваску или засевать семя Евангелия. **Желание же имый**... «Если бы Апостол сказал: иду к вам, потому что нет у меня другого дела, римляне почли бы то для себя унизительным. Потому он обращает к ним слово любви и говорит: **желание же имый приити к вам от многих лет**» (святой Златоуст). Желание это не теперь только родилось от нечего делать: оно всегда было, и было сильно, но не могло быть удовлетворено по причине неотложных дел; теперь же, получив свободу от дел, первым делом считаю поспешить к вам, чтоб увидеться с вами и насладиться вами. «Но дабы этим опять не пробудить в них гордости, смотри, как смиряет их, говоря: **аще** (когда) **поиду во Испанию, прииду к вам**. Для того он написал это, чтоб они не подумали о себе много. Ему желательно и любовь свою показать, и их не допустить до кичения. Поэтому часто повторяет одно и то же и попеременно употребляет слова, ведущие к той или другой цели. По этой же опять причине, чтобы римляне не сказали: он хочет только мимоходом быть у нас, — Апостол присовокупил: **и вами проводитися**, — то есть вы сами будете свидетелями, что спешу не из презрения к вам, но по крайней нужде. Поелику же и это могло показаться для них оскорбительным, то успокоивает их утешительным словом: **аще вас прежде от части насыщуся**. Выражением: **мимо идый** — дает разуметь, что не ищет от них славы; а словом: **насыщуся** — выражает, что желает видеть их из любви, и притом не просто, но сильно желает. Посему не сказал: **насыщуся**, — но: **от части насыщуся**. Сколько бы времени ни пробыл я с вами, никогда вполне не насыщуся, или никогда пребывание с вами не наскучит мне. Видишь ли, как доказывает любовь свою тем, что, и при всей необходимости поспешить, не прежде хочет оставить их, как насытившись. И это уже служит признаком любви его; а не менее и то, что он употребляет выражения, исполненные толикой горячности. Не сказал: увижусь с вами, но: насыщуся, — подражая тому, как говорят родители к детям. В начале он говорит: //да некий плод имею в вас (или — соутешитися в вас//) (ср.: [[new:rim:01:13|1, 13, 12]]); а здесь выражается: **да насыщуся**. То и другое обнаруживает сильное влечение его сердца к ним. В тех словах содержится величайшая им похвала, так как Апостол ожидает плода от их послушания (или, чая соутешиться их верою, ставит их наравне с собою); а здесь он уже прямо показывает искреннюю привязанность. Так же точно писал он и к коринфянам: //да вы мя проводите, аможе аще поиду// [[new:1kor:16:06|(1 Кор. 16, 6)]]. Так он во всем выражал свою любовь к ученикам, любовь ни с чем несравненную. Этим он всегда начинал свои Послания и оканчивал. Как чадолюбивый отец любит свое единственное детище, так он любил всех верных. Посему и говорил: //кто изнемогает и не изнемогаю? Кто соблазняется и аз не разжизаюся?// (ср.: [[new:2kor:11:29|2 Кор. 11, 29]])» (святой Златоуст). //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 23-24 **Ныне же, не имея такого места в сих странах, а с давних лет имея желание прийти к вам, как только предприму путь в Испанию, приду к вам. Ибо надеюсь, что, проходя, увижусь с вами и что вы проводите меня туда, как скоро наслажусь общением с вами, хотя отчасти** **А как уже нет места** свободного **в сих странах**, поелику я наполнил их Евангелием Христовым, **и поелику желание** превеликое имел я видеть вас, - то, когда пойду в пределы Испании, буду видеть вас, и наслажусь вами, то есть получу пользу от вас. //**Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 23-24 **Ныне же, не имея такого места в сих странах, а с давних лет имея желание придти к вам, как только предприму путь в Испанию, приду к вам. Ибо надеюсь, что, проходя, увижусь с вами и что вы проводите меня туда, как скоро наслажусь общением с вами, хотя отчасти** Я, говорит, встречал препятствия потому, что желал проповедовать, ныне же пишу к вам и иду к вам, потому что нет уже мне дела в этих странах, а не по другой какой-либо причине, из желания, например, снискать у вас славу. Далее, дабы не сказали ему: посещаешь нас кое-как, потому, что у тебя нет уже там дела, присовокупляет: я имею желание к тому с давних лет: это-то желание и спешу исполнить. Но дабы они, опять, не надмились, вообразив, что он имеет желание придти к нам, как высшим всех прочих, прибавляет: как только предприму путь в Испанию, приду к вам. А дабы, опять, не сказали: он хочет только мимоходом быть у нас, присовокупил: **и вы проводите меня туда**, то есть вы сами, увидев необходимость, побуждающую меня отправиться к тем народам, проводите меня, так что я посещу вас не из презрения к вам, но по необходимости. Поскольку же и это оскорбительно для них, то успокаивает их, говоря: **наслажусь общением с вами, хотя отчасти**. Этим показывает, что желает видеть их из любви к ним и притом сильной, почему не сказал: увижу, но: **наслажусь**, подражая тому, как родители говорят к детям. Сказал: **отчасти**, то есть сколько бы времени ни пробыл я у вас, никогда не насыщусь, никогда не наскучит мне общение с вами: поэтому я доволен буду, если отчасти наслажусь общением с вами. //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Ориген ===== **Ныне же, не имея такого места в сих странах, а с давних лет имея желание прийти к вам** По-видимому, это было написано в Ахаие, в Коринфе, как мы показали это относительно первой части послания, опираясь на имена мужей. Во всяком случае, Ахаия соседствует с Македонией. Апостол странствовал в тех местах, по пути проповедуя Евангелие, поскольку в этх пределах еще никто не возвещал Христа, и благодаря этому знание Бога стало повсеместным (см. [[new:act:16:09|Деян. 16:9-10]]). После этого, говорит апостол, ему не осталось места в этих краях, то есть не осталось места, где не проповедовался бы Христос. И он называет даже срок, когда должно исполниться его желание увидеться с христианами, живущими в Риме. //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 23-24 **Ныне же, не имея такого места в сих странах, а с давних лет имея желание придти к вам, как только предприму путь в Испанию, приду к вам. Ибо надеюсь, что, проходя, увижусь с вами и что вы проводите меня туда, как скоро наслажусь общением с вами, хотя отчасти** «**Вы проводите меня**». Братий, пришедших издалека, местные христиане обыкновенно провожали при удалении их (ср. [[new:1kor:16:06|1 Кор 16:6]], [[new:1kor:16:11|11]]). – «**Отчасти**». Апостол не может долго пробыть в Риме; и ему поэтому не удастся в полной мере насладиться общением с римскими христианами. См. также Толкование на [[new:rim:15:22#lopuxin_ap|Рим. 15:22]] [<10>]