[<10>] ====== Толкования на Рим. 16:3 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Прискиллу и Акилу, споспешника моя о Христе Иисусе** См. Толкование на [[new:rim:16:01#svt_ioann_zlatoust|Рим. 16:1]] ---- Во-первых, надобно подивиться добродетели Павла, как он, которому вверена была вся вселенная, который вмещал в душе своей и землю, и море, и все города под солнцем, и варваров и эллинов, и столько народов, так заботился об одном муже и об одной жене. Во-вторых, нужно подивиться и тому, какую бдительную и попечительную имел он душу, помня не только всех вообще, но и в частности каждого из почтенных и благородных людей. Он так удерживал их в душе своей, что часто вспоминал о них и в посланиях. Но посмотрим, кто и каковы это были люди, которые так привязали к себе Павла и привлекли к себе любовь его. Не консулы ли какие-нибудь, или военачальники, или правители, или облеченные каким-либо другим отличием, или владевшие великим богатством, и из числа предводителей города? Нельзя сказать ничего такого, а совершенно напротив: это были люди бедные и неимущие, жившие трудами рук своих. //«Ибо ремеслом их было делание палаток»// [[new:act:18:03|(Деян. 18:3)]]. И, однако, Павел не стыдился и не считал бесчестием для царственного города и для народа, высоко думавшего о себе, заповедовать, чтобы они приветствовали этих ремесленников, и не думал, что дружбою к этим оскорбит тех: так он всех учил тогда любомудрствовать. Пусть никто не говорит мне: что важного и удивительного, если он, занимавшийся сам тем же ремеслом, не стыдился своих соремесленников? Что говоришь ты? Это-то самое особенно и важно и удивительно. В самом деле, не столько те, которые могут указать на знаменитость предков, стыдятся низших, сколько те, которые некогда были в том же низком состоянии, а потом вдруг достигли какой-либо славы и знаменитости. А что не было никого славнее и знаменитее Павла, что он был знатнее самих царей, это всякому известно. Не излишне исследовать и то, почему он в приветствии поставил Прискиллу прежде мужа, не сказав: «Приветствуйте Акилу и Прискиллу», но: **«Прискиллу и Акилу»**. И это он сделал не без основания, но, мне кажется, потому, что видел в ней больше благочестия, чем в муже. А что сказанное – не догадка, это можно видеть и из Деяний (Апостольских). В самом деле, Аполлоса, человека красноречивого и сведущего в Писаниях, но знавшего только крещение Иоанново, она, приняв, наставила в пути Божием и сделала совершенным учителем [[new:act:18:24|(Деян.18:24, 25)]]. **//Беседа первая на слова: приветствуйте Прискиллу и Акилу.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== Ст. 3-4 **Прискиллу и Акилу, споспешника моя о Христе Иисусе, иже по души моей своя выя положиша, ихже не аз един благодарю, но и вся церкви языческия: и домашнюю их церковь** Об Акиле с Прискиллою из книги Деяний (см.: [[new:act:18:start|Деян. 18]]) — известно, что Акила был понтянин родом, жил в Риме с женою своею. Оттуда они вместе с другими евреями изгнаны были при Клавдии и поселились в Коринфе. Когда святой Павел пришел с проповедию в Коринф, сошелся с ними, жил у них и работал вместе палатки. По установлении Церкви в Коринфе, святой Павел, отправляясь в Сирию, взял с собою и Акилу с Прискиллою и, на пути заехав в Ефес, оставил их там. Там они и жили все время, как святой Павел, побывав в Иерусалиме и Антиохии и обошедши прежде основанные Церкви в Малой Азии, остановился в Ефесе, и во все время пребывания его здесь. К концу этого времени, пиша Первое Послание к Коринфянам, Апостол посылал им целование от Акилы и Прискиллы. Значит, они еще были там. Но, спустя около года после того, когда писал настоящее Послание к Римлянам из Коринфа, пишет им приветствие в Рим. Значит, они уже там были, возвратившись по смерти Клавдия вместе с другими евреями, — в числе которых находились и все те, к коим пишет здесь приветствие святой Павел. **Споспешниками** своими, συνεργούς, — называет их Апостол потому, что они помогали ему в деле благовестия или вообще способствовали к обращению язычников, которое святой Павел почитает своим личным делом. Почему сказал не просто: «**споспешника моя**, — но прибавил: **о Христе Иисусе**, — чтобы не подумал кто, что (называя их так) он подразумевает (одно) общение в художестве, потому что и они //бяху скинотворцы// (ср.: [[new:act:18:03|Деян. 18, 3]])» (блаженный Феодорит). Он говорит как бы: «они помогали мне в слове и учении и разделяли со мною труды и опасности» (блаженный Феофилакт). Пример такого споспешничества представляет их руководство Аполлоса к совершеннейшему познанию пути Господня, или христианства (см.: [[new:act:18:26|Деян. 18, 26]]). Конечно, это был не единственный пример. Говорит далее в похвалу их святой Павел, что они своя выя положили за душу его. Это дает мысль, что для спасения жизни Апостола или для избавления его от большой какой-либо опасности они сами подверглись нападкам или даже побоям. Могло это случиться в Коринфе, могло случиться и в Ефесе или где-либо около него: ибо не было места, где бы смертные опасности не угрожали святому Павлу. Чтоб не подумали, что он так хорошо отзывается о них по особой с ними дружбе, Апостол представляет свидетелями их достохвальных деяний все языческие Церкви. Ихже, говорит, //не аз един благодарю, но и вся церкви языческия//. Благодарят не за совершенство в духе, а за благотворения. «Апостол разумеет страннолюбие и вспомоществование деньгами» (святой Златоуст). «И другую еще достохвальную их добродетель выставляет Апостол, приветствуя **и домашнюю их церковь**. Сие слово дает видеть превосходство их благочестия; ибо, как вероятно, они всех домашних обучили высокой добродетели и усердно совершали в доме Божественные службы» (блаженный Феодорит). Святой Златоуст говорит: «столько были они добродетельны, что обратили дом свой в церковь, так что все их домашние соделались верными и дом их отверст был для всех странных. Ибо Апостол не имеет обычая без разбора называть домы церквами, ежели в них нет примерного благочестия и не укоренен особенный страх Божий. Поэтому, и пиша об Онисиме (см.: [[new:fil:01:10|Флм. 1, 10 — 18]]), говорит: //Павел... Филимону... и Апфии... возлюбленней, и домашней их церкви// (ср.: [[new:fil:01:01|Флм. 1, 1 — 2]]). Ибо и в супружеской жизни можно быть достойным удивления и благородным. Вот и Акила с Прискиллою жили в супружестве и весьма просияли, хотя их промысел был незнатен. Они делали палатки, однако же добродетель покрыла все и показала их блистательнейшими солнца. Ни ремесло, ни брачный союз не вредили им; напротив, они явили в себе такую любовь, какой требовал Христос, сказав: //больши сея любви никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя// (ср.: [[new:in:15:13|Ин. 15, 13]]). Они исполнили то, что служит признаком Христова ученика: взяли крест и последовали за Христом. Ибо делавшие это для Павла тем, конечно, паче показывали такое же мужество для Христа Господа». О последующей жизни Акилы с Прискиллою святитель Димитрий Ростовский говорит так: святой Павел Акилу поставил епископом и послал его обратно в Малую Азию распространять Евангелие. Прибыв туда и с подружием, Акила много помогал святому Тимофею в Ефесе, и святой Павел, пиша Второе к Тимофею Послание, приветствует их, говоря: //целуй Прискиллу и Акилу// ([[new:2tim:04:19|2 Тим. 4, 19]]). Проповедуя же Акила Христа в Асии, и Ахаии, и во Ираклии, многое множество душ человеческих привел ко спасению, обратив их от идольского неистовства к богоразумию и крестив. Прошел он и другие разные страны, благовествуя Царствие Божие; и где-то был убит неверными. Память его 14 <27> июля. Апостол из 70-ти. //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Блаж. Феодорит Кирский ===== **Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе** Павел называет Прискиллу, или Приску (в книгах встречаются обе формы), и Акилу сотрудниками и добавляет: **во Христе Иисусе**, чтобы кто не подумал, будто он имеет в виду их общее ремесло изготовления палаток. //**Толкования на послания святого Павла.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе** Они, говорит, помогали мне в слове и учении и разделяли со мной труды и опасности. Некоторые полагали, что сотрудники эти были помощниками Павла в делании палаток ([[new:act:18:03|Деян. 18:3]]). //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Ориген ===== **Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе** Неудивительно, что в этом послании Павел говорит о Приске, которая в Деяниях, согласно с другими местами, названа Прискиллой (см. [[new:act:18:02|Деян. 18:2;]] [[new:2tim:04:19|2 Тим. 4:19]]). По-видимому, Прискилла и Акила, изгнанные из пределов Иудеи указом кесаря, пришли в то время в Коринф, а затем, по прекращении действия эдикта, вызвавшего гонения, вернулись в Рим, где приветствовали Павла //(Имеется в виду недолговечный указ, изданный императором Клавдием (прав. 41-54 гг. н.э.) около 50 г.; см. [[new:act:18:02|Деян 18:2]] )//. //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Амвросиаст ===== **Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе** Они были из иудеев; уверовав, они стали сотрудниками апостола и даже других наставляли в правой вере, поскольку сами уверовали правильно. Аполлос, к примеру, хотя и был обучен Писанию, с любовью был наставляем ими в пути Господнем (см. [[new:act:18:24|Деян. 18:24 - 19:1]]). Потому Павел и называет их «сотрудниками во Христе Иисусе». //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 3-4 **Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь** Об Акиле и Прискилле - см. кн.[[new:act:18:02| Деян гл. XVIII, ст. 2.]] [[new:act:18:18|18-19,]] [[new:act:18:28|26]] (ср.[[new:1kor:16:19| 1 Кор. 16:19)]]. Прискилла - жена Акилы - ставится на первом месте, вероятно, ввиду ее особых заслуг для Церкви (ср. [[new:2tim:04:19|2 Тим. 4:19)]]. - **Голову** (точнее: //шею//) свою полагали за мою душу (точнее: для спасения меня). Когда это было - неизвестно. Одни видят объяснение этого в событиях, случившихся во время пребывания Ап. Павла с Ефесе [[new:act:19:23|(Деян 19:23]] и сл.), другие относят это заступничество Акилы и Прискиллы к пребыванию Ап. Павла в Коринфе ([[new:act:18:06|Деян 18:6]] и сл.). - //Домашние церкви// - это богослужебные собрания известного семейства и дружественных этому семейству лиц в доме, принадлежащем этому семейству. Ст. 3-16 **Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь. Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа. Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас. Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа. Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе. Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне. Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова. Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе. Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе. Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою. Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев. Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых. Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы** Здесь названы по имени 24 лица, к которым Апостол обращается с приветствием, а потом Апостол приветствует всю церковь вообще. //**Толковая Библия.**// [<10>]