[<10>] ====== Толкования на Рим. 16:5 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Целуйте Епенета возлюбленнаго ми, иже есть начаток Ахаии во Христа** **Целуйте Епенета возлюбленнаго ми**. Из этого можно видеть, что (апостол) воздает каждому особую похвалу. И быть возлюбленным Павла, который умел любить не из милости, но с разбором, - такая похвала не мала, а напротив очень велика и показывает в Епенете много добродетелей. Потом следует другая похвала: **иже есть начаток Axaиu.** Этим (апостол) показывает, что Епенет или прежде всех притек ко Христу и уверовал, что также составляет немалую похвалу, или показал благочестие, больше всех остальных. Потому, сказав: **иже есть начаток Axaиu**, (апостол) не умолк, чтобы не стал ты здесь разуметь мирскую славу, но присовокупил: **во Христе**. Если первенствующий в гражданских делах считается великим и знаменитым, то тем более первенствующий в делах духовных. И так как Епенет, как вероятно, был низкого рода, то (апостол) указывает истинное его благородство и преимущество и этим украшает его. Он говорит, что Епенет не для одного Коринфа, но для целого народа был начатком, то есть сделался как бы дверью и входом для прочих. А таким дается немалая награда, потому что такой человек получит великое воздаяние и за добродетели других, как немало содействовавший им в начале. //**Гомилии на Послание к Римлянам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Целуйте Епенета, возлюбленнаго ми, иже есть начаток Ахаии во Христа** «**Целуйте Епенета, возлюбленнаго ми**. Из этого видно, что Апостол воздает каждому свою похвалу: ибо быть возлюбленным Павла, который умел любить не даром, но с разбором, — такая похвала не маловажна, а напротив, очень велика и показывает в Епенете много добродетелей. Потом следует другая похвала: **иже есть начаток Ахаии**. Сим Апостол показывает, что Епенет или прежде всех притек ко Христу и уверовал (в Ахаии, то есть в Афинах или Коринфе), что также составляет немалую похвалу (ибо пролагал путь другим и воодушевлял), или, преимущественно пред прочими, показав в себе большее благочестие. Посему, сказав: **иже есть начаток Ахаии**, — Апостол не умолк, дабы не стал ты здесь разуметь мирских отличий, но присовокупил: **во Христа**. Ежели первенствующий в гражданских делах почитается великим и знатным, то тем паче первенствующий в делах духовных. И поелику Епенет, как вероятно, был низкого рода, то Апостол высказывает истинное его благородство и преимущество и, тем украшая его, говорит, что он не для одного Коринфа, но для целого народа был начатком, то есть соделался как бы дверию и входом для прочих. А таким дается не малая награда. Такой человек получит великое воздаяние за добродетели других, как не мало содействовавший им в начале» (святой Златоуст). Память его 30 июля<12 августа>. Святитель Димитрий пишет, что он был епископом в Карфагене. Апостол из 70-ти. //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа** Великое дело - быть возлюбленным Павла, который умел любить с разбором и не даром. Называет Епенета начатком или потому, что он первый уверовал, став началом и дверью к вере для всего народа, или потому, что показал в себе большее благочестие, почему и сказано: **который есть начаток для Христа**, то есть не в мирских вещах, но в том, что относится ко Христу. //**Толкования на послания святого Павла.**// ===== Амвросиаст ===== **Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа** Павел не замалчивает нынешнего достоинства Епенета, чтобы показать, что и важные мужи бывают верующими, и чтобы первых лиц Рима призвать к вере или, если они это уже сделали, призвать к кротости. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа** **Начаток** - т. е. первый, обратившийся в христианство в Ефесе. - На основании Синопсиса Дорофея, Епенет, как и некоторые другие из упоминаемых здесь лиц, причислен в житиях Ап. Димитрия Ростовского к лику 70-ти. См. также Толкование на [[new:rim:16:03#lopuxin_ap|Рим. 16:3]] [<10>]