[<10>] ====== Толкования на Рим. 16:20 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Бог же мира да сокрушит сатану под ноги ваша вскоре. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами. Аминь** См. Толкование на [[new:rim:16:17#svt_ioann_zlatoust|Рим. 16:17]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Бог же мира да сокрушит сатану под ноги ваша вскоре. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами. Аминь** Апостол видит их уже борющимися с учителями лжи, наученными сатаною, и или пророчествует, что Бог мира скоро сокрушит общего учителя всякой лжи, сатану, под ноги их, или молится, чтоб Бог благоволил это сделать для них. Тем и другим воодушевляет их мужественно противостоять врагам истины, говоря как бы: немного вам придется побороться с ними, скоро увидите их под ногами, одолеете и прогоните. Не бойтесь же их; постойте за истину Божию. Святой Златоуст говорит: «поелику Апостол упоминал о вводящих раздоры и соблазны, то говорит теперь о Боге мира, дабы смело надеялись освободиться от оных. Ибо кто любит мир, тот.ниспровергает все, нарушающее мир. И не сказал Апостол: покорит, — но, что гораздо важнее: **сокрушит**. Сокрушит же не только тех, которые вводят раздоры, но и вождя их — сатану. И не просто сокрушит, но: **сокрушит под ноги ваша**, — так что они одержат победу и воздвигнут себе блистательный победный памятник. Апостол утешает также непродолжительностию времени — **вскоре**. А посему в словах его заключались вместе и молитва, и пророчество». **Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами**. Речь идет в том же духе. Благодать с вами: чего вам бояться? Действия ее вы уже испытали: явит она несомненно опыты силы своей непреоборимой и в будущем, когда придется вам вступить в борьбу даже с самим сатаною. Или благожелает им, да будет благодать Господа нашего с ними неотлучно, охраняя их и делая их победителями всякого зла. Ибо у нас всё от благодати. Усилия и свои надо употреблять, но успех всегда от благодати. Святой Златоуст говорит: «//благодать с вами//. Вот надежнейшее оружие, несокрушимая стена, непоколебимый столп! Ибо для того Апостол напомянул им о благодати, чтобы сделать ревностнейшими. Ежели вы освободились от большего, и освободились по одной благодати; то тем более освободитесь от меньшего, когда соделались и друзьями и присовокупили собственные усилия. Видишь, что Апостол не отделяет и молитву от дел, и дел от молитвы. Сперва засвидетельствовал об их послушании; а потом стал молиться, давая тем разуметь, что, если всячески стараемся улучить наше спасение, необходимо для нас и то и другое, — и собственные усилия, и благодать Божия. В благодати Божией не только прежде имели мы нужду, но и теперь имеем, как бы ни были мы велики и искусны». **Аминь** — все наши толковники в сем месте не читают. Если читать, то оно будет значить: истинно так — или буди вам так, как я сказал. Но кажется, Апостол здесь закончил Послание; и следующую за сим приписку сочтено нужным поместить уже по заключении Послания. В таком случае слова: **благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами** — будут составлять обычное заключительное слово апостола Павла, после коего: **аминь** — необходимо. //**Толкование послания апостола Павла к Римлянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами! Аминь** **Бог же мира да сокрушит сатану**, который утрудил вас всем этим, и положит его **под ногами вашими** за то, что он хотел отклонить проповедь уст ваших. //**Толкования на послания божественного Павла. К Римлянам.**// ===== Блаж. Феодорит Кирский ===== **Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами! Аминь** Показав врага, укажи и на помощника. Ибо вкусившие благодати Божией неодолимы. //**Толкования на послания святого Павла.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами! Аминь** **Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре** Так как были распри, то призывает Подателя мира, чтобы прекратил раздоры. Не говорит же: покорит, но что гораздо сильнее: **сокрушит**, и сокрушит не только тех, которые вводят раздоры, но и вождя их. Утешает также и относительно времени; ибо присовокупил: вскоре. Слово **сокрушит** выражает и молитву и пророчество, потому что стоит в будущем времени. **Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами! Аминь** Напомнил им и о благодати, дабы, судя по тому, что уже получили, сделались ревностнейшими к верованию и относительно будущего; ибо если Господь спас их в то время, когда они были врагами, то тем более теперь сокрушит сатану. Заметь же: апостол не отделяет ни дела от молитвы, ни молитву от дел. Сначала он засвидетельствовал об их послушании, а потом стал молиться, чем и дал знать, что мы не только прежде, но и теперь, хотя бы мы были искусны, имеем нужду в благодати Божией. //**Толкования на послание к Римлянам.**// ===== Ориген ===== **Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами! Аминь** Мне кажется, что в этом месте Павел называет «сатаной» всякий дух, враждебный верующим. Ибо «сатана» означает на нашем языке «противник»... Но если тем, кого учит апостол, он обещает, что во исправление жизни Бог мира вскоре сокрушит сатану под их ноги, коль скоро они будут так поступать и будут такими, как и какими он их описывает, то против того, кто служит Божиему миру не в чистоте сердца и беспорочности совести, Бог мира восставляет сатану, то есть противника. И тогда пренебрегающий благом умиротворения изведает горечь брани и вспомнит наконец посреди сражения о сладости мира, которого он не хранил. Итак, из обоих этих мест божественного Писания мы заключаем, что Бог либо воздвигает сатану на неусердных, либо сокрушает его и подчиняет усердным, дабы первых подвигнуть на брань, а вторым вручить пальмовую ветвь за победу над противником и увенчать добродетелью. //**Комментарии на Послание к Римлянам.**// ===== Амвросиаст ===== **Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами! Аминь** Павел имеет в виду свой приход, потому что приход его сокрушит диавола так, что они смогут принять благодать Духа. И от этого злится сатана, ибо хочет, чтобы люди оставались в заблуждении, чтобы не было в них согласия, когда они исповедуют одно и то же. **Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами** //(прим. ред.: в некоторых рукописях эта фраза отсутствует в данном стихе и приводится только в конце послания)//. Благодать, которую Павел обещал, он даст по приходе; теперь же он молит о том, чтобы они ее снискали. Ибо если они заслуживают обретения благодати, то он уже с ними в одной надежде. //**Комментарий на Послание к Римлянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами! Аминь** Бог называется здесь **Бог мира** ввиду появления тех агитаторов, которые хотят ввести разделения в Церкви (ст. 17). Эти люди являются для Павла слугами сатаны: если они не служат Христу, то, значит, служат противнику Христа - сатане. Отсюда получилось образное выражение: **сокрушит сатану под ногами вашими**, напоминающее собою суд над змием диаволом [[old:gen:03:15|(Быт 3:15]]). [<10>]