[<10>] ====== Толкования на Тит. 2:5 ====== ===== Свт. Иларий Пиктавийский ===== ст. 5-8 **быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие. Юношей также увещевай быть целомудренными. Во всем, показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность, слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого** Этот учитель язычников, ради живущего и говорящего в нем Христа избранный наставником Церкви, знал о будущем возникновении болезни порочного красноречия и о грядущем неистовстве обольстительного и пагубного учения против здравых слов истины. Предвидел он и то, что порча нечестивых измышлений, содержащаяся в этом учении, расползаясь даже до самых оснований души, приведет к великому злу. Потому и сказал: //и слово их, как рак, будет распространяться// [[new:2tim:02:17|(2 Тим 2:17)]], всегда подкрадываясь к здравым умам и заражая их превратным образом мыслей. По этой причине апостол и хотел, чтобы епископ обладал сознательной верой, умением наставлять в истинном учении и знанием доводов, позволяющих отстоять его от нечестивых, лживых и сумасбродных мнений. //**О Троице.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **целомудренным, чистым, домы добре правящим, благим, покоряющимся своим мужем, да не слово Божие хулится** См. Толкование на [[new:tit:02:03#svjat_feofan_zatvornik|Тит. 2:3]] =====Прп. Икумений Триккский===== **целомудренным, чистым, домы добре правящим, благим, покоряющимся своим мужем, да не слово Божие хулится** См. Толкование на [[new:tit:02:01#prp_ikumenij_trikkskij|Тит. 2:1]] ===== Прп. Ортисий Тавеннский ===== ст. 5-8 **быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие. Юношей также увещевай быть целомудренными. Во всем, показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность, слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого** Посему, человече, [всех], до последней вверенной тебе души, непрестанно увещевай и учи святому, а сам являй пример добрых дел. Остерегайся полюбить одного и возненавидеть другого; напротив, обращайся со всеми равно, а то вдруг Бог возненавидит того, кого ты предпочел, а ты возненавидишь того, кого Бог возлюбил. //**Свидетельство.**// ===== Блж. Августин ===== ст. 5-8 **быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие. Юношей также увещевай быть целомудренными. Во всем, показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность, слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого** [Павел говорит:] если речь идет о нас, нам достаточно нашей совести. Что касается вас, наше доброе имя среди вас должно не очерняться, а иметь влияние. Усвойте то, что я сказал, а также обратите внимание на различие. Совесть и доброе имя - две разные вещи. Совесть - для тебя, а доброе имя - для ближнего. Тот, кто, доверяя своей совести, пренебрегает добрым именем, жесток, особенно если рассматривать его с позиции, о которой говорит апостол, обращаясь к своему ученику: **По отношению ко всем добрых дел в себе показывая образец.** //**Проповеди.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми** Жена, любящая мужа, и целомудренна будет, и непорочна, то есть и телом и мыслью чиста и от смешения с сторонними, и от похотливого пожелания; а также будет хорошей правительницей дома, то есть хозяйкой. Любя мужа, она заботится и о доме, не будучи занята украшениями, ни роскошью, ни безвременными расходами. И кому еще другому будет нравиться, раз понравившаяся возлюбленному? Смотри, как Павел, отвлекавший прежде от житейских забот, теперь прилагает великое старание о делах домашних, потому что, когда в хорошем состоянии находятся эти дела хороши будут и духовные. **Да не порицается слово Божие** Видишь ли, что он преимущественно заботится о проповеди, а не о мирских делах? Если верующая жена, живущая с неверующим мужем, не добродетельна, то хула переносится на веру. **//Толкование на послание к Титу.//** ===== Евфимий Зигабен ===== **быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие** **Целомудренным** Чтобы были благоразумны (в поведении). **Чистым** Чтобы были свободны от страстей. А если желаешь, то разумей здесь и чистоту супружескаго целомудрия, ибо и та женщина чиста, которая имеет одного только своего мужа. //Честна//, говорит Апостол, //женитва, и ложе //(супружеское)// нескверно// [[new:evr:13:04|(Евр. 13:4)]]. **Домы добре правящим** Чтобы оне были добрыми хранительницами домов своих, т. е. чтобы тщательно заботились о домах своих и правильно вели свое хозяйство. **Покоряющимся своим мужем** При таком поведении их, очевидно, ничто не может повредить их благочестию (вере). Ибо если мужья – неверные (не христиане), то мало-по-малу будут приходить к убеждению в истинности христианскаго учения и наконец уверуют; если же – верные, то сделаются лучшими: потому что покорность есть одно из наиболее привлекающих средств. **Да не Слово Божие хулится** Чтобы проповедь не подверглась осуждению и поношению, как внушающая (людям) безпорядочность и расторгающая союзы супружеские. И иначе: да не хулится учение Евангельское, хотя бы жены верныя были хороши и не во всем том, что об них сказано. Здесь Апостол выражает свою заботу главным образом не о том, что касается дел мирских, а о том, чтобы Евангелие не подвергалось поношению. //**Толкование на послание к Титу.**// ===== Лопухин А.П. ===== **быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие** См. Толкование на [[new:tit:02:01#lopuxin_ap|Тит. 2:1]] [<10>]