[<10>] ====== Толкования на Тит. 2:6 ====== ===== Свт. Иларий Пиктавийский ===== **Юношей также увещевай быть целомудренными** См. Толкование на [[new:tit:02:05#svt_ilarij_piktavijskij|Тит. 2:5]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Юноши такожде моли целомудрствовати** Юношам только целомудрие внушать заповедует. Это потому, что другие страсти почти не беспокоят их: одна противная целомудрию господствует в них. Потому, коль скоро устоят против нее, о других и говорить нечего. К тому же целомудрие, разумеется, и душою и телом, — есть такая добродетель, с которою в существенной вязи состоят и все другие. Целомудренный и страх Божий имеет, и воздержен, и внимателен ко ему, и чужд всяких увлечений, и степенен, и во всем исправен. Потому пастырь, убеждая быть целомудренными, и не говоря говорить будет, чтоб украшались и всеми добродетелями. Блаженный Иероним и здесь **такожде** относит ко всему предыдущему. В отношении к старицам //такожде// (стих 3) он понимал: как старцы; а в отношении к юношам понимает: как те и другие. Что же собственно юношей касается, это все обнимает одним словом: **целомудрствовати**, — «и душою и телом, и делом и мыслию, чтоб ни на какого юношу не падало подозрение в грехе плотской нечистоты». Амвросиаст прибавляет к сему: «как юности свойственна неудержимость и она скора на падение; потому заповедуется удерживать ее спасительными держалами, чтоб, обуздана бывая Божественными законами, она правым путем шествовала». Приложим и слова святого Златоуста: «видишь, как он везде внушает соблюдать должное. Наставление женщин он предоставил преимущественно женщинам, поручив старшим младших; а все дело наставления мужей поручает и предоставляет самому (Титу). Ничто, поистине ничто не бывает так трудно и тяжело для молодого возраста, как преодолевать постыдные удовольствия. Не столько любовь к деньгам, или желание славы, или что-нибудь другое смущает этот возраст, сколько сладострастие. Посему Апостол, оставив все прочее, и направляет свое увещание против этой опасной болезни». **Моли**, — говорит, уговаривай, убеждай; ибо здесь ни строгость заповеди, ни страх власти не сильны оказывать влияние. Скорее подействует отеческое увещание, прививая к сердцу, словами любви, убеждения, могущие возбуждать и напрягать энергию воли на противление восстающим плотским влечениям. **//Толкование на послание к Титу.//** =====Прп. Икумений Триккский===== Ст. 6-8 **Юноши такожде моли целомудрствовати. О всем сам себе подавая образ добрых дел, во учении независтное, честность, нетление, слово здравое, незазорное: да противный посрамится, ничтоже имея глаголати о нас укорно** Замечай, какой прекрасный порядок Апостол заповедал: наставление женщин он предоставил женщинам и старицам, а мужчин – самому Титу. - **Целомудрствовати**. Нет большего врага для юности, как плотская любовь. - **Сам себе подавая образ**. Жизнь твоя, говорит апостол Павел Титу, и пример твой пусть будет общим для всех **учением**. – **Во учении** (разумеется – показывая) **независтное** (не ἀφθονίαν, а ἀθιαφθορίαν – неиспорченность) – чистоту и **честность**, т.е. почтительность, отсутствие всякой гордости, обращая слово свое не как какой-нибудь начальник к подчиненным, но с кротостью и любовью, как к детям. - **Слово здравое, слово** догматов. Если **учение** будет иметь все эти качества, то **посрамится** наш противник – диавол или вообще еретик, так как не найдется никакой вины против нас. **//Пастырские Послания апостола Павла.//** ===== Прп. Ортисий Тавеннский ===== **Юношей также увещевай быть целомудренными** См. Толкование на [[new:tit:02:05#prp_ortisij_tavennskij|Тит. 2:5]] ===== Блж. Августин ===== **Юношей также увещевай быть целомудренными** См. Толкование на [[new:tit:02:05#blzh_avgustin|Тит. 2:5]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Юношей также увещевай быть целомудренными** Старших поставил учителями для младших, женщин для женщин; для юношей - самого Тита, мужа для мужей: везде соблюдает благоприличие. Чему же их наставлять и вразумлять? Быть целомудренными, ибо в молодом возрасте больше всего причиняет вред огонь постыдных удовольствий, который должно погашать и стараться быть целомудренным. **//Толкование на послание к Титу.//** ===== Евфимий Зигабен ===== **Юноши такожде моли целомудрствовати** Видишь, как он везде соблюдает должное? Над молодыми женщинами в качестве нравственных руководительниц он поставил женщин же старших, дабы Титу не навлечь на себя какое-либо дурное подозрение, так как он был еще молод. Молодых же мужчин он поручает самому Титу. Что же он говорит? – «**Юноши моли целомудрствовати**», т. е. воздерживаться от страстей. Что же значит: «**такожде**»? Это значит, что они должны вести себя целомудренно – подобно молодым женщинам, научающимся разумному поведению от стариц. Или же: «**такожде**», значит: так же, как ты будешь умолять и молодых женщин чрез посредство стариц. //**Толкование на послание к Титу.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Юношей также увещевай быть целомудренными** См. Толкование на [[new:tit:02:01#lopuxin_ap|Тит. 2:1]] [<10>]