[<10>] ====== Толкования на Тит. 2:12 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке** Все, что исчезает вместе с настоящей жизнью, есть мирская похоть. Поэтому мы не должны иметь к этому отношения. //**Гомилии на Послание к Титу.**// ===== Свт. Кесарий Арелатский ===== **научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке** Апостол Павел восклицает: //Подражайте Богу, как чада возлюбленные// [[new:ef:05:01|(Еф 5:1)]]. Что мы на это ответим, братья, или какое извинение сможем иметь? Если тебе кто-нибудь скажет, что ты должен подражать доблестным делам, которые делал Господь, справедливо может быть твое извинение: потому что не всем дано совершать доблестные дела и творить чудеса. Но справедливо и чисто жить, и любовь со всеми оберегать с помощью Бога всем легко. //**Проповеди.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Наказующи нас, да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и праведно и благочестно поживем в нынешнем веце** Начинается ответ на второй вопрос: чего ради учить все о должной жизни? Именно, — того ради, что для такой жизни — все домостроительство спасения в Господе Иисусе, названное здесь спасительною благодатию. Сия благодать не знание голое сообщает, а жизнь переделывает. Как же это? **Наказующи нас**, παιδευουσα. Детям не читают теорий, а прямо говорят: не так стоишь, не туда пошел, не то делаешь — и тотчас берут за руку и исправляют, как следует всему быть; так что тут идет зараз и слово и дело. Так же действует и благодать спасительная. Зовет; но первый шаг по зову есть уже жизненный шаг. Именно: отвергнись нечестия и мирских похотей и начни новую жизнь, противную первой. **Отвергнись** - не познай только несостоятельность прежних порядков, но отвратись от них чувством, мерзкими их возымей, возненавидь и брось. И Спаситель еще прежде сказал: //да отвергнется себе желающий идти вслед Мене// (ср.: [[new:mf:16:24|Мф. 16:24]]; [[new:mf:10:38|10:38]]). А еще прежде Пророк предуказал: //выдьте из среды их и нечистоте их не прикасайтеся// (ср.: [[old:is:52:11|Ис. 52:11]]). В этом основа деятельного христианства! Отчего плохи христиане? Оттого, что не имеют этого отвержения и не вышли из недоброй среды. Святой Златоуст и говорит при сем: «вот основание всякой добродетели! Не сказал: дабы мы избегали, но: **да отвержемся**; отвержение означает совершенное удаление, полную ненависть, решительное отвращение». Чего же именно отвергнуться требует Апостол? **Нечестия и мирских похотей**. Нечестием обнимаются всякие неправые понятия о Боге и всякий, несообразный с истинным понятием о Боге, образ богопочтения, — все неправые религии. «Нечестием называет Апостол нечестивое учение (см.: святой Златоуст), нечестивые догматы (см.: Экумений), идолопоклонство» (блаженный Феофилакт). Под мирскими похотями разумеется самоугодливая жизнь в похотях сердца и страстях, к удовлетворению которых направлены все обычаи мира и которым в жертву приносятся все законы правды и любви. «Мирскими похотями Апостол назвал порочную жизнь; или (общее) мирские похоти суть все то, что приносит нам пользу только для настоящей жизни (без отношения к будущей); все, что исчезает вместе настоящею жизнию, есть мирская похоть» (святой Златоуст); «любоимание, сластолюбие, (гордыня) и подобное» (блаженный Феофилакт). Все сие обозначил святой Петр, когда написал: //довлеет вам мимошедшее время жития, волю языческую творившим, ходившим в нечистотах, в похотех, в пиянстве, в козлогласованиих, в лихоимании и богомерзких идолослужениих// (ср.: [[new:1pet:04:03|1 Пет. 4:3]]). Довольно; насытились и пресытились. Все сие бросить надлежит и оставить позади себя. Так учит, влечет и располагает благодать, чтоб уже //не человеческими похотми, но воли Божией прочее во плоти жити время// (ср.: [[new:1pet:04:02|1 Пет. 4:2]]), — именно: **целомудренно, и праведно, и благочестно**. **Целомудренно**, — удаляясь от плотских грехов и ревнуя о чистоте. Но можно здесь разуметь чистоту и от всех страстей, и телесных и душевных, оскверняющих душу и делающих ее нечистою пред Богом и неверною Ему. Так святой Златоуст: «целомудрие, как всегда я говорю, состоит не только в том, чтобы воздерживаться от прелюбодеяния, но и в том, чтобы воздерживаться от прочих страстей. Посему и любостяжательный — нецеломудрен; как тот (прелюбодей) пристрастен к телесному наслаждению, так этот (любостяжательный) к богатству; даже последний невоздержнее первого, тем — более, чем менее сильное действует на него побуждение. Там пожелание так естественно, что, хотя бы иной не приближался к жене, природа действует и производит свое; а здесь не бывает так». Что сказано здесь о любостяжании, то же идет и к прочим страстям: гордости, тщеславию, ненависти, зависти, гневу, самоволию и непокоривости и прочему. Все, действующие по сим страстям, действуют нецеломудренно, — нездравоумно, не так, как следует жить одаренному высшею силою, умом или духом. **Праведно** — как следует человеку-христианину. Христианину же следует не только не нарушать пределов правды в отношении к другим, но и делать им всякое добро. Закон христианской правды — любовь, которая требует в случае нужды и душу положить //за други своя//. Как целомудрие, в обширнейшем смысле, требует самоотверженного жития, с всесторонним попранием всякого самоугодия, все к себе стягивающего: так праведность требует благотворного действования, все от себя на ближних устремляющего. **Благочестно** — со страхом и благоговеинством пред Богом, вездесущим, всевидящим и все содержащим, Ему, яко Владыке своему, все посвящая: и большое и малое, и душевное и телесное, и видимое и невидимое — и всячески ревнуя, да славится имя Его пресвятое не в нас только, но и чрез нас. Благочестие обнимает всестороннее отношение нашего ума и сердца к Богу, наипаче же молитвенное Ему всегда предстояние и творение всего во славу Его. Целомудрие, праведность и благочестие — обнимают всю святую жизнь и совмещают все заповеди и всю волю Божию, в коей ходить обязательство приемлют приступающие к Богу в истинной вере. Сознающие сие христиане и ревнуют жить так во все время, пока живут в веце сем, в настоящей жизни, чтоб достойно приготовиться к блаженной жизни в веке будущем. Христианин что есть? Верует искренно и, освящаясь таинствами, вседушно ревнует об угождении Богу святою жизнию, в несомненном чаянии блаженной вечности. На земле он только руками и ногами, а сознанием, умом и сердцем — весь на небе. **//Толкование на послание к Титу.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке** См. Толкование на [[new:tit:02:11#prepodobnyj_efrem_sirin|Тит. 2:11]] =====Прп. Икумений Триккский===== **Наказующи нас, да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и праведно и благочестно поживем в нынешнем веце** См. Толкование на [[new:tit:02:11#prp_ikumenij_trikkskij|Тит. 2:11]] ===== Блж. Августин ===== **научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке** Великий общий пост - воздерживаться от беззаконий и непозволительных удовольствий мира сего - есть пост совершенный: **чтобы мы, отвергнувши нечестие и мирские похоти, воздержно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке**. Какую же награду обещает апостол за этот пост? - //ожидая этого блаженного упования и явления славы блаженного Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа// [[new:tit:02:13|(Тит 2:13)]]. //**Трактат на Евангелие от Иоанна.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти** И здесь пристыжает их. Имея, говорит, учителем Бога, разве вы не должны жить достойно Его? Благодать эта, говорит, простирается не на отпущение только прежних грехов, но обеспечивает нас и на будущее время. Научает, чтобы мы жили прочее время целомудренно, так как прежде совершенно отказались от нечестия и мирских похотей. Выражением **отвергнув** он означает полное отвращение, проистекающее от настроения всей души. **Нечестием** называет идолопоклонство и извращенные догматы. **Мирскими похотями** - корыстолюбие, роскошь и прочие пороки, которые не приводят к небу, но полезны в этом мире и вместе с ним прекращаются. Посему Христос пришел для того, чтобы мы отказались от нечестивых учений и грешной жизни, с одинаковой силой возненавидев то и другое. **Целомудренно, праведно и благочестиво жили** Целомудренно - означает не только воздержание от блуда, но и от прочих страстей. И если ты любостяжателен, то и не целомудрен, напротив, еще более невоздержан, поскольку страсть эта не природная. Вообще, побеждаемый всеми страстями - не целомудрен. **В нынешнем веке** Этот век представляет борьбу, а будущий - воздаяние. **//Толкование на послание к Титу.//** ===== Евфимий Зигабен ===== **научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке** См. Толкование на [[new:tit:02:11#evfimij_zigaben|Тит. 2:11]] //**Толкование на послание к Титу.**// ===== Лопухин А.П. ===== **научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке** См. Толкование на [[new:tit:02:11#lopuxin_ap|Тит. 2:11]] [<10>]