[<10>] ====== Толкования на Тит. 2:15 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя** Нравы этих людей были грубее: потому Павел и повелевает Титу **обличать их строго и со всякою властью**. Есть грехи, о которых нужно отклонять повелениями, как то: презирать богатство нужно склонять убеждениями, то же - быть послушными и тому подобное. А исправлять прелюбодея, блудника и корыстолюбца нужно со властью; чародея же, волшебника и подобных людей нужно обличать не просто с повелением, но со всякой властью. //**Гомилии на Послание к Титу.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Сия глаголи, и моли, и обличай со всяким повелением: да никтоже тя преобидит (презирает)** Всю предшествующую вводную речь вел Апостол того ради, чтоб доказать, что как для верующих главное дело есть бегать всего худого и делать всякое добро, так для пастырей главным делом должно быть учить их сему, учить настаивая, чтоб они непременно были таковы, и употребляя к тому всякие способы убеждения. **Глаголи** — говори просто, что так и так должно жить. Есть нравы, для которых ничего больше и не требуется: только укажи — и уж будет сделано. Для кого мало простого указания, того, говорит, **умоли**, — то есть уговаривай, убеждай любовною и благожелательною речью. Убеждение совершается указанием таких сторон в заповедуемом деле, которые привлекают к нему сердце, подвигают на него и возбуждают энергию к совершению его. Всякое доброе дело имеет сии стороны; но они не для всех ясны. И требуется выказать их... и умолить тем делать его. Для кого и этого мало, на того остается уже действовать только силою обличения, пристыжения, укора и власти: такого, говорит, **обличай со всяким повелением**. «Сперва **глаголи и умоляй**, — то есть учи более кроткою речью, а потом **обличай**, — и не просто, **но со всяким повелением**,— то есть настоятельно и властно» (блаженный Феофилакт). — «Три глагола употребил: **глаголи, моли, обличай. Глаголи**, — кажется, надо относить к простому учению. Что касается до **моли**,— то оно то же значит, что в словах: //по Христе убо молим// [[new:2kor:05:20|(2 Кор. 5:20)]], когда учащий и себя смиряет и уничижает, будто проситель, чтоб только приобресть того, кого убеждает. А третье: обличай — уместно уже после убеждения. Которые презрят умоление, те достойны обличения и заслуживают услышать: //забысте утешение, еже вам, яко сыновом, глаголет// (ср.: [[new:evr:12:05|Евр. 12:5]]). К Тимофею пиша, Апостол обличение поставил впереди умоления: //обличи... умоли// (ср.: [[new:2tim:04:02|2 Тим. 4:2]]). А здесь желает, чтоб учеников прежде умоляли, и тогда уже обличать, когда умоление останется бесплодным, — и обличать **со всяким повелением**. Это **со всяким повелением** относится только к обличению, а не к двум первым (то есть: **учи, моли**). Ибо нельзя говорить: **моли** со всяким повелением, или **глаголи** со всяким повелением, но только **обличай** со всяким повелением» (блаженный Иероним). Святой Златоуст различие в характерах учительной речи объясняет разностию предметов. «Есть грехи, о которых нужно отклонять повелениями; именно. убеждая презирать богатство, быть послушными и тому подобное, нужно увещавать (умолять), а исправлять прелюбодея, блудника и корыстолюбца нужно **с повелением**; чародея же, волшебника и тому подобных людей (нужно обличать) не просто с повелением, но **со всяким повелением**. Видишь ли, с какою силою и какою великою властию действовать заповедует он Титу?» Можно видеть здесь предписание пастырю: не спи, а действуй, всякие употребляя меры к тому, чтоб заставить своих пасомых жить как должно. **Да никто же тя преобидит** (презирает). Если не будешь учить, умолять и властно обличать, то неисправные станут наконец у тебя на глазах делать все неподобное, думая и говоря: на этого что смотреть? Ничего не скажет. — Хоть ты сам и исправен по жизни, но если будешь нерадеть о пасомых, то все станут тебя презирать и ни во что ставить. Не то внушает, чтоб жизнию своею не подавал повода к презрению себя, но чтоб нерадением о своем пастырском долге не подавал пасомым свободы ни во что себя вменять. Почему и глагол употреблен такой: μηδεις σου περιφρονειτω; чтоб никто тебя не презирал не за то, что в тебе, в нраве твоем, а за то, что около тебя и на тебе, то есть за твое нерадение учить, умолять и обличать пасомых. **//Толкование на послание к Титу.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя** **Сие говори и утешай**, но делай это с тонким искусством, дабы** кто не стал презирать тебя** за излишнюю слащавость. //**Послание к Титу.**// =====Прп. Икумений Триккский===== **Сия глаголи, и моли, и обличай со всяким повелением: да никтоже тя преобидит** **Со всяким повелением**, т.е. **обличай** сильно. Так как нравы у них были грубые, то Апостол предписывает строго **обличать** их. - **Да никтоже тя преобидит**. Видишь ли, что Апостол желает, чтобы епископ был со властию? **//Пастырские Послания апостола Павла.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью** Сперва говори и увещевай, то есть учи более кроткой речью; а потом обличай, и не просто, но **со всякой властью**, то есть настоятельно и властно. Так как они были грубы, то он предлагает против них строгость. Есть пороки, которые не нуждаются в строгости, а только в увещании и убеждении, как например, чтобы совершенно презирали деньги. Но есть и такие, которые нуждаются в строгости, как прелюбодеяние, воровство, хищничество, волшебство. **Чтобы никто не пренебрегал тебя** То есть: пусть никто не презирает тебя, благовременно и строго обличающего; ибо кто строго обличает, но не своевременно, того более презирают. **//Толкование на послание к Титу.//** ===== Евфимий Зигабен ===== **Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя** **Сия глаголи** Учи тому, что сообразно с здравым учением, как сказано выше. Или: учи тому, что я преподал тебе, или о чем речь будет дальше. **И моли** Побуждай к добру. **И обличай** согрешающих. **Со всяким повелением** Изобличай их с большою властию: ибо силою убеждения нужно направлять (людей) к тому, чтобы они презирали богатство, избегали мирской славы, вели себя благопристойно, любили ближняго и т. п. Прелюбодея же, блудника, хищника, корыстолюбца и вообще людей, согрешающих в чем нибудь подобном, нужно отводить от грехов с повелением и с большим повелением, т. е. с приказанием сильным, властным и строжайшим, по причине тяжести и зазорности этих грехов. **Да никтоже тя преобидит** Т. е. пусть никто пренебрежительно не относится к тебе, как к человеку юному, или как к совершенно незлобивому и слабому, неспособному карать согрешающих. Точно то же сказал он и Тимофею в (первом) послании к нему: «//никтоже о юности твоей да не нерадит//» [[new:1tim:04:12|(1 Тим. 4:12)]]. //**Толкование на послание к Титу.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя** Тит должен употребить все способы пастырского увещания для того, чтобы высказанные выше мысли вошли в сознание его паствы. При этом он должен говорить **со всякою властью,** т. е. не только увещевать христиан, но и обращаться к ним с прямыми повелениями. //**Толковая Библия.**// [<10>]