[<10>] ====== Толкования на Тит. 3:4 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога** Спасителем подается всякая помощь душам, и соответственно каждому роду попечения измышлено какие-нибудь отличительное наименование. Ибо когда Он безукоризненную душу, //не имеющую пятна или порока, представит Себе// [[new:ef:05:27|(Еф 5:27)]] как чистую деву, то именуется Женихом; а когда приемлет душу, изъязвленную жестокими ранами от дьявола, исцеляет ее от тяжкого греховного недуга, тогда называется Врачом. Неужели же такие попечения о нас приводят наше помышление к чему-либо низкому? Или напротив, производят в нас удивление великим могуществом и, вместе с тем, человеколюбием Спасающего, потому что Он и благоволил //спострадать немощам нашим// [[new:evr:04:15|(Евр 4:15)]], и возмог снизойти до самой нашей немощи? Ибо превосходство крепости доказывают не столько небо и земля, и обширность морей, и животные, живущие в водах и на суше, и растения и звезды, и воздух, и времена года, и разнообразное украшение вселенной, сколько то, что невместимый Бог мог через плоть бесстрастно вступить в борьбу со смертью, чтобы собственным Своим страданием даровать нам бесстрастие. //**О Святом Духе.**// ===== Свт. Лев Великий ===== **Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога** Этим замедлением спасительного дела Он сделал нас более восприимчивыми к Его призванию, чтобы то, что было возвещено чрез столькие века многими знамениями, многими гласами, многими таинствами, не было сомнительным в эти дни Евангелия. Так рождество Спасителя, которое превосходило все чудеса и всякую меру человеческого разума, рождало бы в нас веру настолько же постоянно, насколько чаще и древнее провозглашалось оно в проповеди. //**Проповеди.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== Ст. 4-5 **Егда же благодать и человеколюбие явися Спаса нашего Бога, не от дел праведных, ихже сотворихом мы, но по всей Его милости, спасе нас банею пакибытия и обновления Духа Святаго** Так вот каковы были мы до веры и благодати когда жили в рабстве похотям и сластям. Теперь же мы инаковы и есмы и должны быть. Ибо благодать избавила нас от того рабства, обновив естество наше в купели крещения и обязав жизни, по духу и силе его обновления. **Благодать**, χρηστοτης,— благостыня, — **и человеколюбие Спаса нашего Бога** — явились в воплощенном домостроительстве, «чрез вочеловечение Единородного, когда Единородный Сын Божий, воплотившись и нам во всем став подобным» (Экумений и блаженный Феофилакт) совершил и устроил все потребное для нашего спасения. **Явися** - указывает на устроение спасения в Господе Иисусе Христе; а приложение его к каждому из нас, верующих, или явление силы его в нас ниже означается в словах: **спасе нас банею пакибытия**. Слова: **Спаса нашего Бога** — возводят к Богу Отцу: ибо ниже говорится, что сей Бог Спас наш спас нас чрез **обновление Святаго Духа, Егоже излия Иисус Христом**. «Тщательнее вникнув,— пишет блаженный Иероним, — найдем в сем отделеньице явственнейше Пресвятую Троицу. Благостыня и человеколюбие Спаса нашего Бога, не Другого, как Бога Отца, чрез баню пакибытия и обновление Духа Святаго, Которого излил Он на нас чрез Иисуса Христа, праведными нас сделали для наследия жизни вечной. Спасение верующих есть таинство Пресвятой Троицы». То же и у Феодорита. **Не от дел праведных, ихже сотворихом мы**. Устроение спасения вызвано не добродетелями нашими великими, а напротив крайнею нашею худобою и беспомощностию. Благость Божия не потерпела оставить нас в руках падения и погибели нашей – и благоволила устроить нам дивный образ спасения. Одно только преимущество было за нами, — то, что мы — творение всеблагого, премудрого и всемогущего Бога, не раскаивающегося в дарованиях Своих. И это привлекло благость к нам Божию, устроившую спасение наше. Но не одно общее устроение спасения, но и призвание каждого к получению сего спасения тоже есть не плод ценных дел наших, но дело благости Божией. Из всех опытов призвания только Корнилий-сотник призван потому, что молитва и милостыни его дошли до Бога; но то был особенный, промыслительный случай для проложения пути к принятию в лоно Церкви овец, кои не были от двора Израилева. Общий же порядок призвания есть дело благости, как в начале, так и теперь, так и до конца века. Надобно, однако ж, строго различать призвание к устроенному спасению и содевание спасения тем способом, как оно устроено. С момента внятия призванию и первого по нему шага начинается уже участие в содеянии спасения и собственного труда и усилия, которое и идет об руку с благодатию до самого окончательного совершения спасения. Всё от благости; но Божия благость непоблажлива. **Но по Своей Его милости, спасе нас банею пакибытия**. Сие говорит не на спасение других смотрящий, а сам восприявший спасение. В чувстве спасения благодарными устами возвещает: **спасе**. От чего **спасе**? От всех худоб, о коих говорено выше, и от рабства похотям и сластям, под игом коего стенали мы. **Спасе нас**, — кого нас? Всех уверовавших в Господа Иисуса Христа. «Наименовав себя и Апостолов, святой Павел разумел всех уверовавших во Христа, показывая, каковы они были до возрождения в бане животворной и какими стали после того» (блаженный Иероним). Как **спасе**? **Банею пакибытия и обновления Духа Святаго**. «Увы! — взывает святой Златоуст. — Так глубоко были мы погружены во зле, что не могли уже очиститься, но имели нужду в возрождении. Это подлинно было новое рождение, нового бытия получение. Как под сгнивший дом никто не подставляет подпор и не приколачивает ничего к старому зданию, но, разрушив его до основания, сполна воздвигает и возобновляет, так поступил и Он — Спас наш: не поправил нас, а воссоздал сполна. Это означают слова: **и обновления Духа Святаго**. Он сполна сделал нас новыми. Каким образом? Святым Духом. Столь великую имеем мы нужду в благодати!» **//Толкование на послание к Титу.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 4-7 **Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни** **Когда же** не правосудие Божие, но **благосклонность человеколюбия** Его **явилась** над всеми людьми; - **не по делам праведности, кои совершали мы**, ибо мы творили дела беззакония, выше мною перечисленные, - **но по милости Своей** оживотворил нашу скрытую мертвость, и чрез омовение водное возродил нас в **обновлении Духа Святаго, - Коего излил на нас обильно**, то есть когда он вдохнул Его в Апостолов [[new:in:20:22|(Ин. 20:22)]] и роздал Его в огненных языках [[new:act:02:02|(Деян. 2:2-4)]], а также некоторые пророчествуют посредством Него, некоторые истолковывают чрез Него, другие совершают при помощи Его различные чудеса ([[new:1kor:12:01|1 Кор. 12:1]] дал.): - **чтобы**, - кроме всех, приступивших и приступающих к крещению для получения в нем очищения, - и **мы** также **получили оправдание** благодатью Его, не по делам, но чрез самое крещение - и **наследниками стали**, после очищения нашего - наследниками не в земле, текущей медом и молоком, но **в надежде жизни** во веки веков. //**Послание к Титу.**// =====Прп. Икумений Триккский===== **Егда же благодать и человеколюбие явися Спаса нашего Бога** См. Толкование на [[new:tit:03:03#prp_ikumenij_trikkskij|Тит. 3:3]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога** То есть когда воплотился Единородный и стал нам подобным. **//Толкование на послание к Титу.//** ===== Евфимий Зигабен ===== **Егда же благодать и человеколюбие явися Спаса нашего Бога** Прежде, говорит он, мы были совершителями всякаго греха. Когда же благость и «человеколюбие Бога явилось» людям чрез вочеловечение Сына Его, то послушай, что произошло. //**Толкование на послание к Титу.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 4-7 **Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни** Быть снисходительными по отношению к неверующим должно побуждать христиан безмерное человеколюбие Бога по отношению к ним самим. Ибо когда открылась божественная доброта (//благодать// - crhstothV) и человеколюбие Божие (здесь, как и во второй главе 11 стихе, разумеется не факт боговоплощения, а распространение Евангелия Христова по всему миру и, в частности, в Крите), то Бог спас нас не в силу наших заслуг, но единственно по Своему милосердию. Отсюда следует, что и мы, подражая Богу, должны обнаруживать расположение к язычникам и тогда, когда они этого вовсе не заслуживают. При этом апостол, чтобы произвести еще большее впечатление на души верующих, велит Титу напомнить им о том, что они посредством крещения (//банею возрождения// ср. [[new:ef:05:26|Еф. V:26]]) очистились от грехов и обновились, сделались новою тварью, а затем (через другое таинство - миропомазание - обновление **Святым Духом**) получили дары Святого Духа в изобилии, чтобы сделаться хотя только **De jure (по упованию)** наследниками вечной жизни, т. е. со временем получить ее в свои владение. //**Толковая Библия.**// [<10>]