[<10>] ====== Толкования на Тит. 3:5 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом** Увы, так глубоко были мы погружены во зле, что не могли уже очиститься, но имели нужду в возрождении; ведь это - подлинно новое бытие. Как под сгнивший дом никто не подставляет подпор и не приколачивает ничего к старому зданию, но, разрушив его до основания, снова воздвигает и возобновляет, так поступил и Он - не подправил нас, но переустроил заново. //**Гомилии на Послание к Титу.**// ---- //И тотчас истекла кровь и вода// [[new:in:19:34|(Ин 19:34)]]. Возлюбленные, не проходите, не приняв во внимание этого таинства. Ибо у меня есть другое объяснение этого слова. Я сказал, что эти кровь и вода - символ крещения и таинств. Из того и другого произошла Церковь банею возрождения и обновления Святым Духом - через крещение и через таинства. Но символы крещения и таинств - из ребра. Таким образом, из этого ребра Христос создал Церковь, как из ребра Адама была создана Ева. //**Огласительные слова к просвещаемым.**// ===== Свт. Василий Великий ===== **Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом** Ибо одна жертва - Христос и мертвость святых по Христе; одно кропление - **баня возрождения**; одно умилостивление за грех - излиянная за спасение мира кровь Спасителя. //**Толкование на пророка Исайю.**// ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом** Кто же рождается от Духа и кто создается от Духа, если не тот, кто обновляется духом своего разума? Это тот, кто возрождается водою и Духом Святым, так как через омовение возрождения и обновления Духа Святого мы получаем надежду жизни вечной. И в другом месте апостол Петр говорит: //Вы крещены Духом Святым// [[new:act:11:16|(Деян 11:16)]]. Итак, кто же крещен Духом Святым, как не тот, кто возрождается через воду и Духа Святого? Следовательно, Господь сказал о Святом Духе: //истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие//[[new:in:03:05| (Ин 3:5)]]. И таким образом Он определил, что мы в последующие времена возрождаемся от Того же, через Которого, как Он говорил, мы возрождались во времена предыдущие. //**О Святом Духе.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **не от дел праведных, ихже сотворихом мы, но по всей Его милости, спасе нас банею пакибытия и обновления Духа Святаго** См. Толкование на [[new:tit:03:04#svjat_feofan_zatvornik|Тит. 3:4]] ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом** См. Толкование на [[new:tit:03:04#prepodobnyj_efrem_sirin|Тит. 3:4]] =====Прп. Икумений Триккский===== **не от дел праведных, ихже сотворихом мы, но по всей Его милости, спасе нас банею пакибытия и обновления Духа Святаго** См. Толкование на [[new:tit:03:03#prp_ikumenij_trikkskij|Тит. 3:3]] ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом** Итак, верно слово, что Бог спасает нас не за дела наши, но единственно по Своей милости, хотя христианство, как совершеннейшая вера, требует непременно и сообразных вере дел. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== ст. 5-6 **Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости** Он спас нас не по делам, которые мы сделали, иначе сказать: мы и дел, достойных оправдания, не сделали, и не спаслись ими, а все сделала благодать Его. **Банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего** Увы, мы так были погружены во зле, что не могли уже очиститься, но имели нужду в возрождении. Ибо это означает возрождение и обновление, второе рождение и новое образование. Как под совершенно ветхий дом мы не подставляем подпор, но, разрушив до основания, строим его вновь: так и Бог не поправил нас, а воссоздал сполна. Каким образом? Святым Духом. Чтобы ты не доискивался, каким это образом, он говорит: Дух все исправил. Откуда это видно? **Которого излил**, говорит, **на нас обильно**. Не только воссоздал чрез Него, но и щедро наградил Им, чтобы и это было видно чрез Него. И справедливо. После того, как очистил, Он обильно исполнил нас и Духом. Это и означает: излил. Ибо в нечистых не входит чистое. А это совершилось чрез Иисуса: Он посредник и податель всех благ. **//Толкование на послание к Титу.//** ===== Евфимий Зигабен ===== **Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом** **Не от дел праведных, ихже сотворихом мы, но по своей Его милости спасе нас** Он спас и оправдал нас не за дела, совершенныя нами по требованию правды законной согласно с добродетелию и вообще правильно, не от дел, «**ихже сотворихом мы**»; потому что мы и не совершили их (да и как это возможно, когда мы были полны таких грехов?), но «**по своей Его милости**», так как Он милосерд и сострадателен. Далее он указывает и самый образ спасения. **Банею паки бытия** Чрез святое крещение, которое, как Богом дарованное очистилище, омывает всяческую нечистоту всеобщаго первороднаго греха и, подобно матери, таинственно возраждает крещаемых и из ветхих делает новыми. Почему он далее и прибавил: **И обновления Духа Святаго** И чрез обновление духовное. Как нельзя поддержать дом, совершенно обветшавший, если он не будет весь переделан вновь: так точно поступил и с нами, обветшавшими и разслабевшими от грехов, величайший художник-строитель Бог. Он не поправил только нас, всецело поврежденных, но пересоздал и всецело обновил: ибо это-то и есть в собственном смысле обновление. //**Толкование на послание к Титу.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом** См. Толкование на [[new:tit:03:04#lopuxin_ap|Тит. 3:4]] [<10>]