[<10>] ====== Толкования на Тит. 3:8 ====== ===== Свт. Феофан Затворник ===== Вот чему учи, а пустых стязаний отрицаися и еретиков прогоняй (Ст. 3,8 – 11) **(Чадо Тите) верно слово, – и о сих хощу тя извещати (утвердити), да пекутся добрым делом прилежати веровавшии Богу: сия суть полезна человеком и добра** **Чадо Тите** – из наших толковников никто не читает. **Верно слово**, – как показано, соединяется с предыдущим, как подтвердительное слово. **О сих** – можно относить и к предыдущему, и к последующему. Так Экумений: «**о сих**, – то есть о том, что сказано выше, и о том, что следует: **да пекутся добрым делом прилежати**». В первом случае будет: и вот о чем хочу, чтоб ты учил, что внушал, в чем убеждал, разумея обетование жизни вечной: //буих же стязаний отступай//. Говори и толкуй о догматах, просвещающих ум и сердце, утверждающих в добром настроении и благих надеждах, а не о пустых мечтаниях, ни к чему не полезных. Во втором случае будет: кроме вышесказанного, учи их еще и следующему. Вышесказанное – все добродетели, о коих учить заповедано выше, особенно же те, о коих говорится в 1-м и 2-м стихах настоящей главы, то есть чтоб никого не обижали, а были тихи и кротки, Следующее – добрые дела, милостивость и блатворительность. Учи и внушай, говорит, чтоб не только не обижали, но и благотворительны были. **Хощу тя извещати**, διαβεβαιουσθαι, – утверждати. Не святого Тита хочет убеждать в сем Апостол, а хочет, чтоб святой Тит убеждал верующих в необходимости так действовать. Или он чтоб святой Тит убедился в том, что этому наипаче следует учить верующих. **Да пекутся добрым делом прилежати**. – **Да пекутся**, – не мимоходом и не кое-как чтоб делали добрые дела, а вседушно пеклись о том, день и ночь о том только и думали, как бы и какое бы доброе дело где-либо сделать. **Прилежати**, προιστασθαι, — стоять впереди, из всех выдаваться. Когда обижают, уступай, будто прячься; а когда доброе дело предлежит, будь напереди всех, не давай никому упредить тебя, первый хватайся за него, чтоб о верующих общее утвердилось мнение, что в добрых делах они всегда первые. Почему и приложил: **да пекутся о сем веровавшии Богу**. Почему они так должны действовать, это прямо следует из предыдущего указания на то, какими были мы до веры, и какими стали от веры, и какими в силу ее утешаемся обетованиями. Столько милостей получивши, будь сам милостив и добротворен. Выпишем, что сказали о сем наши толковники. Святой Златоуст говорит: «сказав о человеколюбии Божием, о неизреченном Его попечени об нас и о том, каковы мы были и какими сделал нас, Апостол продолжает: **и о сих хощу тя утверждати, да пекутся добрым делом прилежати веровавшии Богу**; то есть об этом беседовать и таким образом располагать к милосердию. Ибо вышесказанное может расположить нас не только к смиренномудрию и к тому, чтобы мы не гордились и не порицали других, но и ко всякой другой добродетели. Напомнив о попечении Божием и необычайном Его человеколюбии, он убеждает слушателей быть милосердыми, и притом не просто и не случайно, но как? **да пекутся**, – говорит, **добрым делом прилежати**, – то есть и обижаемым помогать, не деньгами только, но и своим заступлением, и вдов и сирот защищать, и всем вообще бедствующим доставлять спокойствие; ибо это значит: добрым делом прилежати». Некоторые из этих мыслей полнее выражены блаженным Феофилактом. «Помянув о неизреченной Божией благости, говорит: хочу, чтоб ты так учил об этом, чтоб верующие научились не только смиренномудрствовать и не обижать других, но и милость им всякую оказывать. Ибо, кто памятует о милости Божией, какой сподобился, тот и сам будет милостив. Да пекутся, говорит, то есть чтоб они всегдашним делом и постоянною заботою имели то, помогать онеправдываемым: о вдовах, сиротах и вообще о всех нуждающихся промышлять. Ибо это значат слова: **добрым делом прилежати**, προιστασθαι, — не ожидать, чтоб нуждающиеся приходили к ним, а самим о них попечение иметь». **Сия суть полезна человеком и добра**. Вот о чем хорошо и полезно учить! Или — вот чем занимать свой ум и о чем прилежать хорошо полезно всякому! Хочет Апостол и учение учителей и заботу верующих направить к стяжанию жизни вечной подблагодатною и святою жизнию. «Ничего нет очевиднее, как то, что милостивость и человеколюбие и для настоящего хороши, и на будущее полезны: здесь им — похвала, а в день суда — венец. И об них-то заботиться убеждает он правителя народа (Божия)» (Амвросиаст). **//Толкование на послание к Титу.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Слово это верно; и я желаю, чтобы ты подтверждал о сем, дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам: это хорошо и полезно человекам** **Верно слово**, которое я сказал. **И чрез него желаю, чтобы ты укреплял** их всегда, дабы, руководствуясь им, они заботились о добрых делах, - разумеются люди, кои веруют, что истинно есть Бог. Ибо **это (хорошо) и полезно людям**, кои обратятся к учению (Христову). //**Послание к Титу.**// =====Прп. Икумений Триккский===== Ст. 8-9 **Верно слово, и о сих хощу тя извещати, да пекутся добрым делом прилежати веровавшии Богу: сия суть полезна человеком и добра. Буих же стязаний и родословий и рвений и сваров законных отступай: суть бо неполезны и суетны** Так как Апостол говорил о будущем и притом для многих неизвестном, то и присоединил: **верно слово**, т.е. истинно, непременно исполнится. - **И о сих хощу тя извещати**: значит – и о том, что сказано выше, и об этом. О чем же? - **Да пекутся добрым делом прилежати**, т.е. вдовам, сиротам, страждущим, нуждающимся помогать не только деньгами, но и вообще попечением: все это добрые дела. - **Буих же стязаний и родословий... отступай**. Говоря о **родословиях**, Апостол имеет в виду или еллинов, которые исчисляют **родословия** своих богов, говоря: такой-то родил такого-то, – или иудеев, которые, не делая сами ничего хорошего, прибегают к **родословным** и по причине их высоко о себе думают. Авраам, Исаак и Иаков – наши праотцы, говорят они. **Буиими** эти **родословия** Апостол назвал, как бесполезные. Какая польза, в самом деле, постоянно согрешающему иметь праотцем Авраама? Напротив, еще больший вред, так как иудеи, происшедши от таких предков, сами оказались негодными. - **Отступай**. Но если всего этого нужно избегать или оставлять без внимания, то почему же в другом месте Апостол повелевает заграждать уста противящимся. На это нужно сказать вот что: тем, учение которых служит другим во вред, нужно заграждать уста; но когда они спорят против тебя, а не о догматах, то удаляйся и избегай их. - **Суть бо неполезны**, так как не будут иметь никакого полезного конца. **//Пастырские Послания апостола Павла.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Слово это верно** Так как сказал о будущем, то присоединяет подтверждение своему слову. Ведь ясно из прошедшего: Кто даровал такие блага, дарует и эти. **И я желаю, чтобы ты подтверждал о сем, дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам** Упомянув о неизреченной благости Божией, говорит: хочу, чтобы ты так учил об этом, чтобы верующие научились не только смиренномудрствовать и не обижать других, но и милость им всякую оказывать. Ибо кто памятует о милости Божией, какой сподобился, тот и сам будет милостив. **Чтобы старались быть прилежными**, говорит, то есть чтобы они всегдашним делом и постоянной заботой имели то, чтобы помогать обижаемым: о вдовах, сиротах, о всех нуждающихся промышлять. Ибо это значат слова: **быть прилежными к добрым делам**, - не ожидать, чтобы нуждающиеся к ним приходили, а самим о них попечение иметь. **Это хорошо и полезно человекам** Забота и покровительство в добрых делах, или сами добрые дела. **//Толкование на послание к Титу.//** ===== Евфимий Зигабен ===== **Слово это верно; и я желаю, чтобы ты подтверждал о сем, дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам: это хорошо и полезно человекам** (Чадо Тите ) **верно слово** Истинно слово о том, что мы оправданы и что наследуем вечныя блага, если только по своему произволению, именно своим неповиновением заповедям Христа, сами себя не лишим их: ибо Освободивший нас от толикаго осуждения и притом еще удостоивший даров духовных даст нам, без сомнения, и обещанное в будущем. Если Он облагодетельствовал нас, когда мы были Его врагами, то тем более облагодетельствует нас после того, как мы стали Его друзьями. **И о сих хощу тя извещати** Чтобы ты подтверждал о том, о чем в след за сим говорится, т. е. о попечении. А слово «извещать» (утверждать) употреблено вместо «убеждать». **Да пекутся добрым делом прилежати веровавшии Богу** Попечение о добрых делах заключается в защите вдов, сирот и обижаемых, в доставлении необходимаго бедным, в помощи страждущим и т. п. **Сия суть полезна человеком и добра** Эти дела не только добры и благоприятны Богу, но и полезны как для совершающих их, так и для пользующихся ими. //**Толкование на послание к Титу.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Слово это верно; и я желаю, чтобы ты подтверждал о сем, дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам: это хорошо и полезно человекам** Обо всем этом Тит должен говорить так внушительно //(чтобы ты подтверждал)//, чтобы его речь действительно заставила христиан заботиться об исправлении своей жизни. **Верно слово** - ср. [[new:1tim:01:15|1 Тим. I:15;]] [[new:1tim:03:01|III:1.]] //**Толковая Библия.**// [<10>]