[<10>] ====== Толкования на Тит. 3:10 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся** Павел показывает, что они таковы не столько от невежества, сколько от лености, которая приводит их к невежеству. В самом деле, каким образом можешь ты убедить людей, спорящих из-за денег? Иначе таковых ты не убедишь, как если не дашь опять; но и этим не насытишь их жажды приобретения. //Глаза любостяжотельного//, говорится, //не насыщаются// [[old:prsir:14:09|(Сир 14:9)]]. Поэтому от них, как от неисправимых, надобно отвращаться. //**Гомилии на 1-е Послание к Тимофею.**// ===== Свт. Василий Великий ===== **Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся** Кто вразумлен был касательно прежних своих грехов и сподобился получить отпущение их, тот, если согрешит опять, уготовляет себе суд гнева, строжайший прежнего. Кто по первом и втором вразумлении остается в своем прегрешении, о том надобно объявить настоятелю, и тогда, получив выговор при многих, он, может быть, устыдится. А если и в таком случае не исправится, надобно уже отсечь его, как соблазн, и смотреть на него, как на //язычника и мытаря// [[new:mf:18:17|(Мф 18:17)]]. //**Послания.**// ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся** В таком случае, пристыженные смрадом именований, может быть, в состоянии они будут понять, в какую ниспали глубину нечестия. И хотя справедливость требовала бы не отвечать этим еретикам, по апостольскому совету: **Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся**, //зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден// [[new:tit:03:11|(Тит 3:11)]], особенно же, поскольку и пророк говорит о таковых: //ибо невежда говорит глупое, и сердце его помышляет о беззаконном// [[old:is:32:06|(Ис 32:6)]]; однако же, поскольку, подобно вождю своему, и они ходят, как львы, //ища кого поглотить// [[new:1pet:05:08|(I Пет 5:8)]] из людей простодушных, то и для нас сделалось необходимым отписать к твоему благоговению, чтобы братия, снова наученные твоим увещанием, предали вящему осуждению их суесловия. //**Послание Адельфию.**// ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся** Написано: «заткни уши твои»и в другом месте: //Берегитесь псов, берегитесь злых делателей// [[new:fil:03:02|(Флп 3:2)]]. И опять-таки: **Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся**, //зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден// [[new:tit:03:11|(Тит 3:11)]]. Итак, как добрые кормчие, да возможем миновать ее [пещеру ересей] самым осторожным способом, распустим паруса веры и снарядим снасти Писаний. //**Пять книг о вере.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Еретика человека по первом и втором наказании отрицайся** Это уж совсем другое. Там говорилось о ведущих пустые изыскания и бесполезные споры, а здесь представляется лицо опасное, еретик, который не о пустом чем и бесполезном разглагольствует, но умствует несогласно с общесодержимым учением и может произвести разделение в обществе верующих, увлекая вслед себя. Такого нельзя пропускать без внимания; но, во-первых, в чаянии, //еда како даст ему Бог покаяние в разум истины// (ср.: [[new:2tim:02:25|2 Тим. 2:25]]), поспешить обратиться к нему с вразумлением и, если первое окажется безуспешным, повторить его; и потом, во-вторых уже отрещись от него. Два только сделать опыта вразумления указывается, чтоб усиленным давлением не углубить упорства в иномысляшем чтоб вместе с тем не дать ему повода научиться изворотливостям в отстаивании своей лжи. Амвросиаст пишет: «еретики обычно, опираясь на словах Писания, учат противно Писанию. Придавая словам Писания свой собственный смысл, его авторитетом одобрительным подкрепляют неправое мудрование ума своего. Ибо нечестие, зная, какой большой вес имеет авторитет Писания, под его именем слагает ложь, чтоб, поелику худая вещь не может быть принята сама по себе (под своим именем), она показалась удобоприемлемою под чужим добрым именем. — Таких людей Апостол велит однажды и дважды вразумлять, чтоб быть им безответными; но не больше. Потому что если чаще их обличать, то они еще более сделаются возбудительными на зло. Кто часто кого укоряет, тот делает его более ретивым к погублению множайших. Почему лучше отсылать их прочь, чтоб, ослабев в ревности соблазнять других, они одни только сами по крайней мере гибли». **Отрицайся** — скажи решительно: ты не наш, пойди прочь от нас; как добрый пастырь, отгоняй этих волков от своего стада. Это однозначительно с отлучением от Церкви. Но тогда надо под еретиком разуметь принадлежащего к сонму местных верующих. Между тем он может быть чужой, отынуды пришедший; в таком случае **отрицайся** — будет: не связывайся с ним, раз и два вразуми и брось, отворотись от него, пусть идет свею дорогою. Блаженный Феодорит пишет: «когда предприемлющим учить противному два и три раза преподашь надлежащее учение и потом увидишь, что остаются они при своих лукавых догматах, тогда не входи уже с ними в собеседования, потому что бесполезный это труд». То же говорит и святой Златоуст: «когда кто-нибудь развратился до такой степени, что никаким образом не решается переменить своего мнения, то для чего тебе трудиться напрасно, сея семя на камени, тогда как можно употребить этот усердный труд для своих, беседуя с ними о милосердии и других добродетелях. О людях, подающих надежду на исправление и только оказывающих сопротивление (можно и более позаботиться); а когда кто-нибудь (держится ереси) явно и открыто пред всеми, то для чего напрасно спорить с ним, для чего бить воздух?» **//Толкование на послание к Титу.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся** **Человека**, который имеет ум разделившийся и предавшийся чуждому учению, **после одного и втораго вразумления избегай**, то есть: **после того как однажды**, придя (из секты), будет научен и вразумлен, (снова потом) возвратится в секту свою, - отдаляйся от такого. //**Послание к Титу.**// =====Прп. Икумений Триккский===== Ст. 10-15 **Еретика человека по первом и втором наказании отрицайся, ведый, яко развратися таковый, и согрешает, и есть самоосужден. Егда послю Артему к тебе или Тихика, потщися приити ко мне в Никополь, тамо бо судих озимети. Зину законника и Аполлоса скоро предпосли, и да ничтоже им скудно будет. Да учатся же и наши добрым делом прилежати в нужная требования, да не будут безплодни. Целуют тя со мною сущии вси. Целуй любящыя ны в вере. Благодать со всеми вами. Аминь** Но в другом месте Апостол говорит: //еда како даст им Бог покаяние// [[new:2tim:02:25#prp_ikumenij_trikkskij|(2 Тим. 2:25)]]; зачем же в этом месте он повелевает **отвращаться**? Там он говорит о таких, на исправление которых еще имеется надежда, а здесь о неизлечимо больных. – **Есть самоосужден**. Не может выставить в свою защиту то, что никто ему не говорил, никто его не вразумлял, – не имеет никакого оправдания, – осуждается сам собою, своею совестью. – **Потщися приити ко мне**. Зачем Апостол опять призывает к себе Тита, когда он поставил его в Крит? Чтобы больше приготовить его и дать совет, что нужно сделать. **Никополь** – городво Фракии, близ Македонии. Отсюда видно, что Павел написал послание в то время, когда находился в Македонии и Ахаии. – **Зину законника и Аполлоса скоро предпосли**, так как им еще не были вручены церкви. **Зина** – знаток иудейских законов, а **Аполлос** – муж великий, красноречивый и сильный в писаниях. - **Да ничтоже им скудно будет**. Снабди их в достаточном количестве, вероятно, пищею и одеждою. - **Да учатся же и наши добрым делом прилежати в нужная требования**. Здесь Апостол имеет в виду учение, или вообще пособие, как бы так говоря: и они пусть проявляют человеколюбие по отношению к нуждающимся, пусть благодетельствуют им, нуждаются ли те в учении или в чем-нибудь другом необходимом. - **Да не будут безплодни**. Апостол Павел хочет больше принести пользы самим дающим, чем получающим. – **Целуй любящыя ны в вере**, т.е. любящих самого Апостола, или вообще верующих; **в вере** точнее – чрез веру. **Аминь**. **//Пастырские Послания апостола Павла.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== ст. 10-11 **Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден** Как же Павел в другом месте говорит: //не даст ли им Бог покаяние// [[new:2tim:02:25|(2 Тим. 2:25)]]? Там он говорил о людях, подающих надежду на исправление; а здесь говорит о неисправимом еретике, совершенно развращенном, который осужден сам собой, то есть безответен. Ибо он не может сказать: никто не вразумил меня, никто не научил. Итак, если после увещания он упорствует в одном и том же, он сам осудил себя. **//Толкование на послание к Титу.//** ===== Евфимий Зигабен ===== **Еретика человека по первом и втором наказании отрицайся** Удаляй его от себя. Еретиком называет человека изобличеннаго, но остающагося в нечестии. //**Толкование на послание к Титу.**// ===== Архим. Эмилиан (Вафидис) ===== **Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден** А почему бы нам не вразумить его и в третий, и в четвертый, и в пятый, и в шестой раз? Потому, что такой человек не хочет исправляться. **Отвращайся еретика** и раскольника **после первого и второго вразумления**, - говорит нам апостол Павел. А поскольку человек не хочет исправления, то даже если ты и кровь за него прольешь и сердце свое вынешь и ему отдашь, он не изменится. Воля человека очень сильна, сильнее самой силы Божией. //**Трезвенная жизнь и аскетические правила.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся** См. Толкование на [[new:tit:03:09#lopuxin_ap|Тит. 3:9]] [<10>]