[<10>] ====== Толкования на Тит. 3:14 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Пусть и наши учатся упражняться в добрых делах, в удовлетворении необходимым нуждам, дабы не были бесплодны** См. Толкование на [[new:tit:03:13#svt_ioann_zlatoust|Тит. 3:13]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Да учатся же и наши добрым делом прилежати в нужная требования, да не будут безплодни** Написал: снабди всем нужным; а где взять? Тит, как и все веропроповедники, конечно, ничего не имел. Так мог подумать читающий. Апостол указывает источник: это пусть сделают **наши**, — то есть верующие критяне. Пусть учатся добрым делам, помогая в нуждах всем нуждающимся. Но если всем, то тем паче труждающимся в проповеди. Действуя так, они плод покажут веры и благодати, и плод сей им же самим обратится в пользу. Блаженный Иероним, сказав, что сими словами святой Павел дает ответ на возможный вопрос: откуда взять Титу нужное? — прибавляет: «нашими, своими назвал Апостол уверовавших во Христа, которые, поколику Христовы суть, могли справедливо быть названы Павловыми и Титовыми. Имеешь, говорит как бы Апостол, власть над учениками; учи же их не быть бесплодными, но пусть послужат Евангелистам и мужам Апостольским, занимающимся спасительными трудами проповеди, — и послужат не во всем, а в нужных потребностях, которые определяются так: //имуще пищу и одежду сими довольна будем// (ср.: [[new:1tim:06:08|1 Тим. 6:8]]). Ибо служащие алтарю от алтаря должны и питаться, и сделавшиеся причастными наших духовных благ должны делать нас причастниками своих вещественных благ. На случай, чтоб критяне не оказали невнимания к сим словам Послания или к внушениям Тита, Апостол называет бесплодными тех, которые не хотят послужить Евангелистам от имений своих. А о бесплодных написано: //всяко древо, еже не творит плода добра, посекают е, и во огнь вметают// (ср.: [[new:mf:07:19|Мф. 7:19]]). И еще: //сеяй скудостию, скудостию и пожнет// [[new:2kor:09:06|(2 Кор. 9:6)]]. Не хотеть доставлять потребное Апостольским мужам и Евангелистам Христовым, — значит обличить себя в бесплодности». Апостол внушает Титу, — пишет блаженный Феодорит: «научи уверовавших иметь попечение о телесных услугах тем, кому вверено учить Божественному. Ибо им надлежит приносить и таковые плоды». «Видишь ли, — продолжает ту же речь святой Златоуст, — как Апостол заботится больше о верующих подающих, чем о проповедниках принимающих? Можно было бы снабдить их и чрез многих других, но я, говорит, забочусь о наших. Ибо что пользы, скажи мне, если бы другие собирающие сокровища питали учителей? Нашим тогда не было бы никакой пользы; они остались бы бесплодными. — Скажи мне, Христос, напитавший пятью хлебами пять тысяч и семью — четыре тысячи, разве не мог пропитать Себя и бывших с Ним? Для чего же Он принимал пищу от жен? //Хождаху по Нем жены//, говорит Писание, //и служаху Ему// (ср.: [[new:mk:15:41|Мк. 15:41]]). Он делал это для научения нас тому, что Он печется о делающих благодеяния. Так же Павел, помогавший своими руками другим, разве не мог не принимать пропитания ни от кого? Но смотри, как он принимал и просил,— и вот для чего: не яко ищу даяния, говорит он, //но ищу плода множащагося в слово ваше// [[new:fil:04:17|(Флп. 4:17)]]». **//Толкование на послание к Титу.//** =====Прп. Икумений Триккский===== **Да учатся же и наши добрым делом прилежати в нужная требования, да не будут безплодни** См. Толкование на [[new:tit:03:10#prp_ikumenij_trikkskij|Тит. 3:10]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Пусть и наши учатся упражняться в добрых делах, в удовлетворении необходимым нуждам, дабы не были бесплодны** Как бы так говорит: мне можно было бы и иначе сделать не нуждающимися упомянутых, но я не желаю, - для того, чтобы **наши**, то есть те, которые около тебя, научились бы из того, что ты снабдишь их необходимым на дорогу, **упражняться в добрых делах**, то есть заботиться о нуждающихся - и в деньгах, и в словах, и во всем другом, не для того, чтобы нуждающиеся получили такую пользу от того, но чтобы сами они пользовались плодами своего человеколюбия по отношению к ближним. Ведь и Господь, напитавший пять тысяч, конечно, мог всегда питать и Себя, и учеников, однако Он пожелал получать пропитание от женщин, чтобы они получили пользу. Так и по отношению к нам, не столько бедным приносится польза от нашего подаяния, сколько нам от них. Бедные - для нас источник прощения грехов и дерзновения пред Богом. **//Толкование на послание к Титу.//** ===== Евфимий Зигабен ===== **Да учатся же и наши добрым делом прилежати в нужная требования, да не будут безплодни** Под «нашими» он разумеет верных в Крите. Ну, так ты, говорит Апостол, тех двоих собери в путь. А которые остаются при тебе в качестве учеников, пусть учатся упражняться в добрых делах, в случае самых необходимых нужд, т. е. чтобы они приучились заботиться о добрых делах, об удовлетворении необходимых нужд тех, кто в чем нуждается. Попечение же о добрых делах должно выражаться в том, чтобы (совершающий их) сам шел на встречу нужде, а не ждал дома, когда кто явится с просьбою о чем-либо: потому что если ждать, когда кто о чем нибудь попросит, а иной не явится или от стыда или просто по неуверенности в удовлетворении его просьбы, в таком случае благодетели окажутся безплодными и безполезными. //**Толкование на послание к Титу.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Пусть и наши учатся упражняться в добрых делах, в удовлетворении необходимым нуждам, дабы не были бесплодны** См. Толкование на [[new:tit:03:12#lopuxin_ap|Тит. 3:12]] [<10>]