[<10>] ====== Толкования на 1 Мак. 1:1 ====== =====Лопухин А.П.===== Ст. 1-9 **После того как Александр, сын Филиппа, Македонянин, который вышел из земли Киттим, по­раз­ил Дария, царя Персидского и Мидийского, и воцарил­ся вместо него пре­жде над Елладою, – он про­извел много войн и овладел многими укреплен­ными местами, и убивал царей земли. И про­шел до пред­елов земли и взял добычу от множества народов; и умолкла земля пред ним, и он воз­высил­ся, и воз­неслось сердце его. Он собрал весьма сильное войско и го­с­по­д­с­т­во­вал над областями и народами и властителями, и они сделались его дан­никами. После того он слег в по­стель и, по­чув­с­т­во­вав, что умирает, призвал знатных из слуг сво­их, которые были воспитаны с ним от юности, и раз­делил им свое цар­с­т­во еще при жизни своей. Александр цар­с­т­во­вал двенадцать лет и умер. И владыче­с­т­вовали слуги его каждый в своем месте. И по смерти его все они воз­ложили на себя венцы, а по­сле них и сыновья их в тече­ние многих лет; и умножили зло на земле. ** //Краткое изложение событий после Неемии до воцарения Антиоха Епифана// Первые девять стихов книги представляют собою как бы «введение» к истории Антиоха Епифана и вместе — попытку связать события времен предыдущей библейской книги (Неемии) с последующими, за все время перерыва в библейском повествовании, от 440–175 г. — Как такая попытка, означенный отдел не совсем удовлетворителен для читателя: во-первых, он очень краток и слишком конспективен; во-вторых, он страдает и исторической неточностью, упоминая о каком-то дележе Александром своего государства между друзьями, чего на самом деле он не производил. Повествование начинается словами — καί έγένετο — //«и было»// — обычная начальная формула в еврейских исторических повествованиях. — //«Александр, сын Филиппа, Македонянин…»// Александр Великий Македонский, род. 356 г., ум. 323 до Р. Х., основатель Македонской монархии, о могуществе которого пророчествовал Даниил, [[old:dan:08:21|VIII:21]] и [[old:dan:11:03|XI:3]], предсказав и распадение его царства на четыре //«не с его силою»// и //«не к его потомкам» «из земли Киттим…»// — ср. [[old:ier:02:10|Иер II:10]] и [[old:iez:27:06|Иез XXVII:6]] — //«острова Киттим»// — обозначение местности из группы островов и прибрежной полосы земли в западной части Средиземного, и собственно — Эгейского, моря (нынешнего Архипелага); в составе этой местности мыслится и Македония, иначе — Κιτιεις ([[old:1mak:08:05|VIII:5]]; ср. γή Κιτιαίων, [[old:is:23:01|Ис XXIII:1]]; [[old:chis:24:24|Чис XXIV:24]] и Κίτιοι, [[old:dan:11:30|Дан XI:30]]). — //Дарий// — Δαρείος — последний царь Персидского царства, Дарий III, Кодоман, царств. 336–331 г. до Р. X. — Царь //персидский и индийский// (ср. [[old:1mak:14:02|XIV:2]]) — титул царя персидского со времени соединения Мидии и Персии в одну монархию при Кире (ср. [[old:esf:01:14|Есф I:14–19]] ст.; [[old:dan:05:28|Дан V:28]]; [[old:dan:06:15|VI:15]]; [[old:dan:08:20|VIII:20]]). — //«Воцарился вместо него прежде над Елладою…»// — это выражение должно быть понимаемо не в том смысле, что и Дарий владел Элладою, и что здесь Александр воцарился вместо и после Дария, — прежде воцарения над другими владениями Дария. Последние слова этого выражения — τ. ρότερον έπί τήν Ελλάδα — имеют в виду только первоначальную историю самого Александра, безотносительно к Дарию, вместо которого Александр воцарился потом в других его собственных странах. Воцарение //прежде над Элладою// было, таким образом, //прежде// воцарения во владениях Дария и //вместо// Дария. Это и хочет сказать писатель. Как вводные слова, и отступление мысли в предшествующие описываемым события, это выражение //«прежде над Елладою»// следовало бы поставить в скобки. «Царем Эллады», собственно, Александр провозглашен был значительно позднее, вначале же он вел свои войны с персами лишь как свободно избранный объединенными греческими силами главный военачальник, полководец. Замечание [[old:1mak:06:02|VI:2]] ст., что он //«первый// (царь) //воцарившийся над Еллинами»// — не совсем точно, так как уже отец его Филипп на равных правах управлял эллинами; поэтому надо полагать, что «первым (царем) воцарившимся над еллинами» Александр представлялся признанию Иудеев, как сломивший могущество персов, сменивший их значение на Востоке, как основатель новой мировой эллинской монархии, перед славою которой совершенно померкла слава отца. Право на наименование Александра первым царем Греции давалось также Иудею и известным пророчеством Даниила — [[old:dan:08:21|VIII:21]] — о новых слагавшихся мировых событиях. [<10>]