[<10>] ====== Толкования на 1 Мак. 2:1 ====== =====Лопухин А.П.===== **В те дни восстал Маттафия, сын Иоан­на, сына Симеонова, священ­ник из сынов Иоарива из Иерусалима; жил он в Модине.** //Маттафия и его сыновья// //«Маттафия, сын Иоанна, сына Симеонова…»// Этого Симеона Иосиф Флавий ближе обозначает через прибавку του Άσαμωναίου, т. е. сын Асмонея, (Древн. Иуд. XII, 6, 1). По имени этого предка своего, дети и внуки Маттафии вообще в иудейской литературе именуются //Асмонеями//; отсюда и такие выражения: ή Άσαμωναίων γενεά, род Асмонеев (Древн. Иуд. XIV, 16, 4); οί Άσαμωναίου παίδες, дети Асмонея (Древн. XX, 8, 11) и т. под. — //«Священник из сынов Иоарива…»//, т. е. из священнического класса Иоарива, первого из 24 священнических классов, по числу священнических родословий, на которые Давид разделил их при распределении их служения во храме ([[old:1par:24:07|1 Пар XXIV:7]]). По Флавию (vita, 1), этот класс или родословие — пользовалось преимущественнейшим перед прочими уважением, и происхождение от него считалось высшим благородством в духовной иерархии. Через ιερεύς Маттафия обозначается как простой священник, но позднейшие иудейские предания помещают его и в число первосвященников, и некоторые толкователи находят это возможным, указывая для сего то время, когда по смерти Онии III ([[old:2mak:04:34|2 Мак IV:34]]) и после отступничества его брата Иасона в язычество ([[old:2mak:04:07|2 Мак IV:7]]), а также вследствие бегства Онии IV в Египет, — первосвященство после такой ломки должно было именно перейти к Маттафии. — //«Модина»// — Μωδείν — город — лежал близ Диосполиса, т. е. Лидды, по дороге из Иерусалима в Иоппию (нынешнюю Яффу), на горе, с которой можно было видеть море ([[old:1mak:13:29|XIII:29]]). [<10>]