[<10>] ====== Толкования на 1 Мак. 4:59 ====== ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И установил Иуда и братья его и все собрание Израиля, чтобы дни обновления жертвенника празднуемы были с веселием и радостью в свое время, каждый год восемь дней, от двадцатого дня месяца Хаслева.** Чем безнадежнее было пред сим состояние Иудеев; тем сие событие было радостнее, и достойнее всегдашней пред Богом благодарности: а потому «**и устави Иуда и братия его, и весь собор Израилев да празднуются дние обновления олтаря во времена своя на всяко лето**». //**Слово в день обновления храма Воскресения Христова, что в Барашах (Говорено сентября 13; напечатано в собраниях 1844 и 1848 гг.) 1837 год**// =====Лопухин А.П.===== **И установил Иуда и братья его и все собрание Израиля, чтобы дни обновле­ния жертвен­ника праз­днуемы были с веселием и радостью в свое время, каждый год восемь дней, от двадцатого дня месяца Хаслева.** Установленный Иудою праздник получил название — καθαρισμός του ίερού — //праздник// очищения, //обновления храма// ([[old:2mak:01:18|2 Мак I:18]]), короче — τά έγκαίνια, [[new:in:10:22|Ин X:22]], у иудеев — ??? до настоящего времени. У Иосифа Флавия находим такое наименование этого праздника φωτά, т. е. «праздник сияния или света», каковое наименование, по мнению Иосифа, дано этому празднику в соответствие как бы «благодатным лучам свободы», которыми иудеи сверх всякого чаяния озарены были с того времени. Из других объснений этого наименования надлежит отметить основываемое на [[old:2mak:01:18|2 Мак I:18]] и далее и [[old:2mak:10:03|X:3]] — производимое от нововозжегшегося чудесно жертвенного огня, другие объясняют это наименование праздника просто от обычая иудеев ознаменовывать его обилием света или иллюминациями. — Продолжительность праздника — 8 дней — утверждалась на основании установлений древнего времени для подобных случаев ([[old:lev:08:33|Лев VIII:33]]; [[old:3ts:08:65|3 Цар VIII:65–66]]; [[old:2par:07:09|2 Пар VII:9]]) — с прибавкою 8-го дня — в подражание празднику Кущей, в котором 6-й день был //попразднством// или заключением цикла праздников 7-го месяца. Подражание празднику Кущей определенно указывается [[old:2mak:10:06|2 Мак X:6]] и д., и сам праздник здесь называется даже — 'ημέραιη τής σκηνοπηγίας τού Χασελεύ μηνός — «дни Кущей месяца Xаслева», [[old:2mak:01:09|2 Мак I:9]], в отличие от праздника Кущей в месяце Тисри. Совершенно подобное этому имеем в обычае, какой практикуется у нас — пока, к сожалению, только в некоторых храмах, при праздновании праздника — обновления христианского Иерусалимского храма, 13 сентября. Праздник этот, установленный в 335 г. по освящении храма, созданного царем Константином и матерью его Еленою на месте страданий Спасителя, — известен в народе под названием «Словущее Воскресенье», и в храмах, посвященных его воспоминанию, в Москве — кажется, по установлению Митр. Филарета в подражание Иерусалимскому храму (вероятно, усвоившему этот обычай подражания или повторения своего величайшего праздника в этот день — от //Маккавейского установления//) — празднуется по чину 1-го дня Св. Пасхи. — В указанном месте [[old:2mak:10:06|2 Мак X:6]] и д. замечается, что иудеи //«провели в веселии восемь дней по подобию праздника кущей, воспоминая, как незадолго пред тем временем они проводили праздник кущей, подобно зверям, в горах и пещерах…»// Это замечание, как будто, приводится для объяснения того, почему иудеи обновление храма праздновали по подобию //именно// праздника Кущей: потому что они в свое время не могли отпраздновать этого праздника по надлежащему. Но еще более вероятно, что праздник Кущей избирается здесь потому, что он воспоминал первоначальное установление завета с Богом и посвящение народа в народ Иеговы; естественно было теперь отпраздновать именно этот праздник, как знамение возобновления этого завета с Богом и возвращения народа в прежнюю милость и благоволение Божие. [<10>]