[<10>] ====== Толкования на 1 Мак. 5:55 ====== =====Лопухин А.П.===== Ст. 55-64 ** В те дни, когда Иуда и Ионафан находились в Галааде, а Симон, брат его, – в Галилее перед­ Птолемаидою, услы­шали Иосиф, сын Захарии, и Азарий, военачальники, о славных во­инских подвигах, совершен­ных ими, и сказали: сделаем и мы себе имя; пойдем вое­вать с язычниками, окружа­ю­щими нас. Так объявили они быв­шему при них войску и по­шли на Иамнию. И вышел Горгий из города и во­ины его навстречу им на сраже­ние. И, обратив­шись в бег­с­т­во­, Иосиф и Азария были пре­следуемы до пред­елов Иудеи; и пали в этот день из народа Израиль­ского до двух тысяч мужей. И было великое замеша­тель­ство в народе Израиль­ском, по­тому что не по­слушались Иуды и братьев его, мечтая по­ка­за­ть храбрость, тогда как они не были от семе­ни тех мужей, руке которых пре­до­ставлено спасе­ние Израиля. Но муж Иуда и братья его весьма про­славились перед­ всем Израилем и перед­ всеми народами, где только слы­шно было имя их, – и собирались к ним при­вет­с­т­ву­ющие.** //Несчастный выход Иосифа и Азарии против Иамнии// Слава блестящих дел братьев Маккавеев в Галааде и Галилее увлекла оставленных при иудейском войске военачалыиков — Иосифа и Азарии — на попытку «сделать и себе имя» подобными же подвигами. Эта безрассудная попытка выразилась в выступлении из Иерусалима и нападении на Иамнию (Филистимский город, см. к [[old:1mak:04:15|IV:15]]), вопреки решительному запрещению Иуды (ст.), и кончилась полной неудачей, с потерей 2 000 человек. Эта неудача объясняется по мысли писателя тем, что они //«не были от семени тех мужей, руке которых предоставлено спасение Израиля»//, где, таким образом, роду Асмонеев усвояется значение особого избранничества Божия, подобно другим древним избранникам, посылавшимся для спасения Израиля в критические моменты его истории. — //«Муж Иуда»// (ст.) — ό ανήρ 'Ιούδα: — как «муж Моисей» ([[old:ish:11:03|Исх XI:3]]; [[old:chis:12:03|Чис XII:3]]), т. е. настоящий, доблестный достойный муж. [<10>]